Уравнения, приводимые к квадратным

Разделы: Математика


Урок № 1

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: беседа.

Цель: сформировать умения решать уравнения, приводимые к квадратным.

Задачи:

  • познакомить учащихся  с одним из способов  решения уравнений;
  • отработать навыки решения таких уравнений;
  • создать условия для формирования интереса к предмету и развития логического мышления;    
  • обеспечить личностно-гуманные взаимоотношения между участниками учебного процесса.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: «Ребята, сегодня мы начинаем изучать важную и интересную тему «Уравнения, приводимые к квадратным». Понятие квадратного уравнения вам известно. Давайте вспомним, что мы знаем по данной теме».

2. Актуализация субъектного опыта

Школьникам предлагается инструкция:

  • Вспомните определения, связанные  с данной темой.
  • Вспомните методы решения известных уравнений.
  • Вспомните свои затруднения  при выполнении заданий по темах, которые  «близки»  с данной.
  • Вспомните способы преодоления затруднений.
  • Продумайте возможные исследовательские задания и пути их выполнения.
  • Вспомните, где  применялись ранее решаемые задачи.

Ученики вспоминают вид полного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, условия решения полного квадратного уравнения, методы решений неполных квадратных уравнений, понятие целого уравнения, понятие степени.

Учитель предлагает решить  следующие уравнения (работа в парах):

а) х2 – 10х + 21 = 0
б) 3х2 + 6х + 8 = 0
в) х (х – 1) + х2 (х – 1) = 0

Один из учеников комментирует решение этих уравнений.

3.  Изучение нового материала

Учитель предлагает рассмотреть и решить следующее уравнение (проблемная задача):

2 – 5х + 4) (х2 – 5х + 6) = 120

Ученики говорят о степени данного уравнения, предлагают перемножить данные множители. Но есть учащиеся, которые замечают одинаковые члены в данном уравнении. Какой же метод решения можно здесь применить?
Учитель предлагает ученикам обратиться к учебнику  (Ю. Н. Макарычев  «Алгебра-9»  п. 11, стр. 63) и разобраться в решении этого уравнения. Класс разбивается на две группы. Те учащиеся, которые поняли метод решения, выполняют следующие задания:

а) (х2 + 2х) (х2 +2х + 2) = –1
б) (х2  – 7)2 – 4 (х2 – 7) – 45 = 0,

остальные составляют алгоритм решения таких уравнений и разбирают решение следующего уравнения вместе с учителем.

(2х2 + 3)2 – 12(2х2 + 3) + 11 = 0.

Алгоритм:

– введите новую переменную;
– составьте уравнение, содержащее эту переменную;
– решите уравнение;
– подставьте найденные корни в подстановку;
– решите уравнение с начальной переменной;
– проверьте найденные корни, запишите ответ.

4. Закрепление нового материала

Работа в парах:  «сильный» – объясняет, «слабый» повторяет, решает.

Решите уравнение:

а) 9х3 – 27х2 = 0
б) х4– 13х2 + 36 = 0

Учитель: «Давайте вспомним, где мы еще использовали решение квадратных уравнений?»

Ученики: «При решении неравенств; при нахождении области определения функции; при решении уравнений с параметром».
Учитель предлагает задания по выбору. Класс делится на 4 группы. Каждая группа объясняет решение своего задания.

а) Решить уравнение: 
б) Найти область определения функции: 
в) При каких значениях  а  уравнение не имеет корней: 
г) Решить уравнение:   х + – 20 = 0.

 5. Домашнее задание

№ 221(а, б, в), № 222(а, б, в).

Учитель предлагает подготовить сообщения:

1. «Исторические сведения  о создании данных уравнений» (по материалам сети Интернет).
2. Методы решения уравнений на страницах журнала «Квант».

Задания творческого характера выполняют по желанию в отдельных тетрадях:

а)  х6 + 2х4 – 3х2 = 0
б) (х2 + х) / (х2 + х – 2)  –  ( х2 + х – 5) / (х2 + х – 4)  = 1

6.  Итог урока

Ребята рассказывают, что нового узнали на уроке, какие задания вызывали трудности, где применяли, как оценивают свою деятельность.

Урок № 2

Тип урока: урок закрепления умений и навыков.

Форма урока: урок практикум.

Цель: закрепить полученные знания, сформировать умение решать уравнения по данной теме.

Задачи:

  • выработать умения решать уравнения, приводимые к квадратным;
  • развивать навыки самостоятельного мышления;
  • развивать умение проводить анализ, поиск недостающей информации;
  • воспитывать активность, самостоятельность, дисциплинированность.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
3. Решение задач.
4. Самостоятельная работа.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: «На прошлом уроке мы познакомились с уравнениями, приводимыми к квадратным. А кто из математиков внес вклад в решение уравнений третьей и четвертой степеней?»

Ученик, подготовивший сообщение, рассказывает об итальянских математиках 16 века.

2. Актуализация субъектного опыта

1) Проверка домашнего задания

К доске вызывается  ученик, который решает уравнения, аналогичные домашним:

а) (х2 – 10)2 – 3 ( х2 – 10) – 4 = 0
б) х4 – 10 х2 + 9 = 0

В это время для ликвидации пробелов в знаниях «слабые» учащиеся получают карточки.  «Слабый»  комментирует решение «сильному» ученику, «сильный» отмечает решение значками «+»  или   «–».

2) Повторение теоретического материала

Ученикам предлагается  заполнить таблицу вида:

              Я знаю                          Я хочу узнать                            Я  узнал             

Третью колонку учащиеся заполняют в конце урока.
Проверяется задание, выполненное на доске. Образец  решения остается на доске.

3. Решение задач

Учитель предлагает на выбор две группы  уравнений. Класс делится на две группы. Одна  выполняет задания по образцу, другая – ищет новые методы  решения уравнений. Если  решения вызывают трудности, то учащиеся могут обратиться к образцу – рассуждению.

а) (2х2 + 3)2 – 12 (2х2 + 3) + 11 = 0       а) (5х – 63) (5 х – 18) = 550
б)  х4 – 4х2 + 4 = 0                                  б) 2х3 – 7 х2 + 9 = 0

Первая группа комментирует свое решение, вторая проверяет решение через кодоскоп  и комментирует  свои методы решения.

Учитель: Ребята, давайте рассмотрим одно интересное уравнение: (х2 – 6 х – 9)2 = х (х2 – 4 х – 9).

– Каким методом вы предлагаете его решить?

Ученики приступают к обсуждению проблемной задачи в группах. Они предлагают раскрыть скобки, привести подобные слагаемые, получить целое алгебраическое уравнение четвертой степени и среди делителей свободного члена  найти целые корни, если они есть; затем разложить на множители и найти корни данного уравнения.
Учитель одобряет алгоритм решения и предлагает рассмотреть еще один метод решения.

Обозначим  х2 – 4х – 9 = t ,     тогда   х2 – 6х – 9 = t  – 2х. Получим уравнение t2 – 5tx + 4x2 = 0  и решим его относительно t.

t = 4x   или       t = x

Исходное уравнение распадается на совокупность двух уравнений:

х2 – 4 х – 9 = 4х          х = – 1
х2 – 4 х – 9 = х            х = 9
х = (5 + 61)/2            х = (5 – 61)/2

4. Самостоятельная работа

На выбор ученикам  предлагаются  следующие уравнения:

а) х4 – 6 х2 + 5 = 0                                   а) (1 – у2) + 7 (1 – у2) + 12 = 0
б) (х2 + х)2 – 8 (х2 + х) + 12 = 0              б) х4 + 4 х2 – 18 х2 – 12 х + 9 = 0
в) х6 + 27 х4 – 28 = 0

Учитель комментирует уравнения каждой группы, обращает внимание, что уравнение  под пунктом   в)  позволяет учащимся углубить свои  знания и умения.
Самостоятельная работа выполняется на листках через копирку.
Учащиеся проверяют решения через кодоскоп, обменявшись тетрадями.

5. Домашнее  задание

 № 223(г, д, е),  № 224(а, б)   или  № 225, № 226.

Творческое задание.

Определить степень уравнения и вывести формулы Виета для этого уравнения:

6. Итог урока

Учащиеся возвращаются к заполнению графы таблицы «Я узнал».

Урок №3

Тип урока: урок обзора и систематизации знаний.

Форма урока: урок – соревнование.

Цель урока: учить правильно оценивать свои знания и умения, правильно соотносить свои возможности с предлагаемыми заданиями.

Задачи:

  • научить комплексно применять свои знания;
  • выявить глубину и прочность умений и навыков;
  • содействовать рациональной организации труда;
  • воспитывать активность, самостоятельность.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
3. Решение задач.
4. Самостоятельная работа.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: «Сегодня мы проведем необычный урок, урок-соревнование. Вы уже знакомы с прошлого урока с итальянскими  математиками Фиори, Н. Тарталья, Л. Феррари, Д. Кардано.

12 февраля 1535 года между Фиори и Н. Тартальей состоялся научный поединок, на котором Тарталья одержал блестящую победу. Он за два часа решил все предложенные Фиори тридцать задач, в то время как Фиори не решил ни одной задачи Тартальи.
Сколько уравнений вы сможете решить за урок? Какие способы при этом выберите? Итальянские математики предлагают вам свои уравнения».

2. Актуализация субъектного опыта

Устная работа

1) Какие из чисел: – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3 являются корнями уравнения:

а) х3 – х = 0     б) у3 – 9 у = 0      в) у3 + 4 у = 0?

– Сколько решений может иметь уравнение третьей степени?
– Какой способ вы будете использовать при решении данных уравнений?

2) Проверьте решение уравнения. Найдите допущенную ошибку.

х3 – 3х2 + 4х – 12 = 0
х2(х – 3) + 4(х – 3) = 0
(х – 3)(х2 + 4) = 0
(х – 3)(х + 2)(х – 2) = 0
х = 3, х = – 2, х = 2.

Работа в парах. Учащиеся объясняют способы решения уравнений, допущенную ошибку.

Учитель: «Вы, молодцы! Вы выполнили первое задание итальянских математиков».

3. Решение задач

Два ученика у доски:

а) Найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функции:  

б) Решите уравнение: 

Учащиеся класса на выбор выполняют одно или два задания. Ученики у доски последовательно комментируют свои действия.

4. «Сквозная» самостоятельная работа

Комплект карточек составлен  по уровню сложности и с вариантами ответов. 

1) х4 – х2 – 12 = 0
2) 16 х3 – 32 х2 – х + 2 = 0
3) (х2 + 2 х)2 – 7 (х2 + 2 х) – 8 = 0
4) (х2 + 3 х + 1) (х2 + 3 х + 3) = – 1
5) х4 + х3 – 4 х2 + х + 1 = 0

Варианты ответов:

1) а) – 2; 2                        б) – 3;  3                 в) нет решения
2) а) – 1/4;  1/4                 б) – 1/4; 1/4; 2            в) 1/4; 2
3) а) – 4; 1; 2                    б) –1; 1; – 4; 2            в) – 4; 2
4) а) – 2; – 1;                    б) – 2; – 1; 1               в) 1; 2
5) а) – 1;  (– 3 + 5) /2     б) 1;  (– 3 – 5) /2      в) 1;  (– 3 – 5)/2;  (–3 + 5) /2.

5. Домашнее задание

Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре: № 72, № 73 или № 76, № 78.

Дополнительное задание. Определите значение параметра  а, при  которых  уравнение  х4 + ( а2 – а + 1) х2 – а3 – а = 0

а) имеет единственный корень;
б) имеет два различных корня;
в) не имеет корней.

6. Итог урока