Урок литературного чтения в 1-м классе "Экскурсия в «Цирк» С.Я. Маршака"

Разделы: Начальная школа


Урок 2 (Азбука стр.53)

Жанр: стихотворение.

Художественная задача текста: познакомить детей с артистами московского цирка, воздействовать на эмоции, воображение читателя.

Цель урока: проследить по тексту:

  • что увидел С.Я.Маршак вместе со школьниками Москвы на цирковом представлении;
  • как он об этом рассказывает.

Тип урока: урок работы с новым текстом

Этапы урока:

1. Обдумывание этапа антиципации

а)  автор уже знаком (читали его стихи в книге-подарке «Первая книга первоклассника»;
б)  по названию понятно, о чем будет стихотворение;
в)  иллюстрации помогают детям понять, о чём будет текст.

2. Вид первичного чтения (про себя).

3. Этап перечитывания: перечитывать нужно, т.к. надо проверить, как дети провели диалог с автором, и в тексте есть материал для анализа.

4. Приём анализа: диалог с автором, беседа.

5. Обобщающая беседа.

6. Творческое задание

Технологическая карта:

Этапы урока Содержание Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап. Работа с текстом до чтения (5 мин.)

Цель: прогнозирование текстового содержания.

Результат. Включение механизма антиципации чтения.

1. Антиципация чтения. 1. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания. 1. (Самостоятельное)
  • по имени автора,
  • по названию, и
  • ллюстрациям
  • определение смысловой направленности текста,
  • выделение его героев.
2. Появление целей урока. 2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной) готовности учащихся к работе. 2.Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению прочитанного.
2 этап. Работа с текстом во время чтения (20 мин.)

Цель: проверить предположения, сформировать собственную позицию.

Результат. Создание собственной читательской интерпретации.

1. Первичное чтение. 1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно, про себя). Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа) 1. Самостоятельное чтение текста.
Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия.
2. Перечитывание текста. 2. Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст. 2. Ответы на вопросы учителя с опорой на текст.
3 этап. Работа с текстом после чтения (10 мин.)

Цель: корректировка своего мнения согласно мнению автора.

Результат. Понимание объективного авторского смысла.

1. Работа с иллюстрациями 1. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. 1. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.
2. Творческое задание 2. Вкючение творческого воображения 2. Выполнение творческого задания.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Повторение пройденного

– На прошлом уроке мы познакомились с новыми звуками. Какими? (Звонким согласным мягким н и твёрдым н.)
– Какой буквой они обозначаются на письме?
– А сейчас нас ожидает увлекательная экскурсия, поход, путешествие. Откройте стр.53.

III. Чтение отрывков из стихотворения С.Маршака «Цирк»

1. До чтения.

– Прочитайте, кто автор текста.
– Вы знакомы с произведениями этого автора? Что он пишет? Какие его произведения вы читали?
– А что такое стихотворение?
– Прочитайте заглавие стихотворения. Куда мы отправимся в путешествие?
– Попробуйте предположить, с кем мы можем встретиться в цирке С.Я.Маршака?
– Кто изображен на иллюстрациях? Что они умеют делать?
– Как об этом может рассказать поэт, узнаем, когда прочитаем стихотворение.

2. Работа с текстом во время чтения (cначала ученики читают про себя)

– Наши предположения подтвердились?
– Давайте перечитаем весь текст учебника. А вы поняли, что это одно стихотворение? (Нет. Это отрывки. Звёздочки между частями поясняют читателям, что здесь что-то пропущено.)

3. Чтение вслух по строфам с комментированием

После 1-й строфы (Цирк расположен в Москве – столице нашего государства России.)

– Что такое арена? А что вы знаете о том, почему цирк так называется?

На доске появляется импровизированная арена. По ходу чтения дети прикрепляют рисунки цирковых артистов, о которых узнают из текста.

– У вас картинки. Кто узнает артиста цирка при чтении текста, помещает иллюстрацию на доске.

После 2-й строфы:

– Кто такие жонглёры? Акробаты? Канатоходцы?
– Может ли слон быть канатоходцем? А как этот номер в цирке мог быть поставлен?

После 3-й строфы:

– Кого называют атлетами? Какой номер они показывают?

После 4-й строфы:

– Как это летающие кони? Могут ли кони летать? А мы видели выступление коней в цирке? Какие были кони?

После 5-и строфы:

– Что такое литавры и тарелки?
– Что играющие звери изображают? (Оркестр.)

После 6-7-й строфы:

– А кто в этом оркестре пингвин? (Дирижер, т.е. музыкант, управляющий оркестром.)
– Как он одет?

После 8 строфы:

– Кто помогает пингвину? Как? Зачем?

Беседа

– Какие номера цирковой программы увидели школьники Москвы?
– Перечислите зверей-артистов. Кто из птиц принимает участие в представлении? (Пингвин.)
– Как вы думаете, легко ли с животными подготовить цирковой номер?
– Как называют этих людей? (Дрессировщики.)
– На доске артисты цирка, о которых мы узнали в отрывках из стихотворения С.Я.Маршака. Аплодисменты нашим артистам.
– А хотелось бы вам услышать всё стихотворение?

Выразительное чтение всего текста стихотворения (читает учитель).

3. После чтения

– Верно ли художник нарисовал иллюстрации к стихотворению?
– Какие иллюстрации могли бы нарисовать вы?
– Расскажите о самом запоминающемся номере цирковой программы, которую видели вы.
– Прочитайте слова из стихотворения с буквой н.

КОНИ
ПИНГВИН (на доске)

– Дайте характеристику звукам [н'], [н].

IV. Творческое задание. Штриховка.

– У вас на столах листочки с цирковыми артистами. Вспомните, как на 1 уроке учились в прописях писать букву н. Сделайте штриховку артистов этой буковкой.

V. Итог урока

– Понравилась ли вам экскурсия в цирк вместе с С.Я.Маршаком?
– Кто захотел сделать иллюстрации к тексту? А кто желает выучить наизусть?

VI. Домашнее задание

– Выучить наизусть понравившиеся строфы стихотворения. Сделать иллюстрации.