Урок 2 (Азбука стр.53)
Жанр: стихотворение.
Художественная задача текста: познакомить детей с артистами московского цирка, воздействовать на эмоции, воображение читателя.
Цель урока: проследить по тексту:
- что увидел С.Я.Маршак вместе со школьниками Москвы на цирковом представлении;
- как он об этом рассказывает.
Тип урока: урок работы с новым текстом
Этапы урока:
1. Обдумывание этапа антиципации
а) автор уже знаком (читали его стихи в
книге-подарке «Первая книга первоклассника»;
б) по названию понятно, о чем будет
стихотворение;
в) иллюстрации помогают детям понять, о чём
будет текст.
2. Вид первичного чтения (про себя).
3. Этап перечитывания: перечитывать нужно, т.к. надо проверить, как дети провели диалог с автором, и в тексте есть материал для анализа.
4. Приём анализа: диалог с автором, беседа.
5. Обобщающая беседа.
6. Творческое задание
Технологическая карта:
Этапы урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап. Работа с текстом до
чтения (5 мин.) Цель: прогнозирование текстового содержания. Результат. Включение механизма антиципации чтения. |
1. Антиципация чтения. | 1. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания. | 1. (Самостоятельное)
|
2. Появление целей урока. | 2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной) готовности учащихся к работе. | 2.Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению прочитанного. | |
2 этап. Работа с текстом во
время чтения (20 мин.) Цель: проверить предположения, сформировать собственную позицию. Результат. Создание собственной читательской интерпретации. |
1. Первичное чтение. | 1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно, про себя). Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа) | 1. Самостоятельное чтение текста. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия. |
2. Перечитывание текста. | 2. Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст. | 2. Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. | |
3 этап. Работа с текстом после
чтения (10 мин.) Цель: корректировка своего мнения согласно мнению автора. Результат. Понимание объективного авторского смысла. |
1. Работа с иллюстрациями | 1. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. | 1. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника. |
2. Творческое задание | 2. Вкючение творческого воображения | 2. Выполнение творческого задания. |
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Повторение пройденного
– На прошлом уроке мы познакомились с новыми
звуками. Какими? (Звонким согласным мягким н
и твёрдым н.)
– Какой буквой они обозначаются на письме?
– А сейчас нас ожидает увлекательная экскурсия,
поход, путешествие. Откройте стр.53.
III. Чтение отрывков из стихотворения С.Маршака «Цирк»
1. До чтения.
– Прочитайте, кто автор текста.
– Вы знакомы с произведениями этого автора? Что
он пишет? Какие его произведения вы читали?
– А что такое стихотворение?
– Прочитайте заглавие стихотворения. Куда мы
отправимся в путешествие?
– Попробуйте предположить, с кем мы можем
встретиться в цирке С.Я.Маршака?
– Кто изображен на иллюстрациях? Что они умеют
делать?
– Как об этом может рассказать поэт, узнаем,
когда прочитаем стихотворение.
2. Работа с текстом во время чтения (cначала ученики читают про себя)
– Наши предположения подтвердились?
– Давайте перечитаем весь текст учебника. А вы
поняли, что это одно стихотворение? (Нет. Это
отрывки. Звёздочки между частями поясняют
читателям, что здесь что-то пропущено.)
3. Чтение вслух по строфам с комментированием
После 1-й строфы (Цирк расположен в Москве – столице нашего государства России.)
– Что такое арена? А что вы знаете о том, почему цирк так называется?
На доске появляется импровизированная арена. По ходу чтения дети прикрепляют рисунки цирковых артистов, о которых узнают из текста.
– У вас картинки. Кто узнает артиста цирка при чтении текста, помещает иллюстрацию на доске.
После 2-й строфы:
– Кто такие жонглёры? Акробаты? Канатоходцы?
– Может ли слон быть канатоходцем? А как этот
номер в цирке мог быть поставлен?
После 3-й строфы:
– Кого называют атлетами? Какой номер они показывают?
После 4-й строфы:
– Как это летающие кони? Могут ли кони летать? А мы видели выступление коней в цирке? Какие были кони?
После 5-и строфы:
– Что такое литавры и тарелки?
– Что играющие звери изображают? (Оркестр.)
После 6-7-й строфы:
– А кто в этом оркестре пингвин? (Дирижер, т.е.
музыкант, управляющий оркестром.)
– Как он одет?
После 8 строфы:
– Кто помогает пингвину? Как? Зачем?
Беседа
– Какие номера цирковой программы увидели
школьники Москвы?
– Перечислите зверей-артистов. Кто из птиц
принимает участие в представлении? (Пингвин.)
– Как вы думаете, легко ли с животными
подготовить цирковой номер?
– Как называют этих людей? (Дрессировщики.)
– На доске артисты цирка, о которых мы узнали в
отрывках из стихотворения С.Я.Маршака.
Аплодисменты нашим артистам.
– А хотелось бы вам услышать всё стихотворение?
Выразительное чтение всего текста стихотворения (читает учитель).
3. После чтения
– Верно ли художник нарисовал иллюстрации к
стихотворению?
– Какие иллюстрации могли бы нарисовать вы?
– Расскажите о самом запоминающемся номере
цирковой программы, которую видели вы.
– Прочитайте слова из стихотворения с буквой н.
КОНИ
ПИНГВИН (на доске)
– Дайте характеристику звукам [н'], [н].
IV. Творческое задание. Штриховка.
– У вас на столах листочки с цирковыми артистами. Вспомните, как на 1 уроке учились в прописях писать букву н. Сделайте штриховку артистов этой буковкой.
V. Итог урока
– Понравилась ли вам экскурсия в цирк
вместе с С.Я.Маршаком?
– Кто захотел сделать иллюстрации к тексту? А кто
желает выучить наизусть?
VI. Домашнее задание
– Выучить наизусть понравившиеся строфы стихотворения. Сделать иллюстрации.