Психологическая игра "Дом, который построил…"

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Название игры – «Дом, который построил…» (например: «Дом, который построил 9А класс»).

2. Задачи игры: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, формирование ресурсов к поддержанию положительного микроклимата в коллективе.

3. Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра

В школе иногда случается так, что два класса, которые учатся в параллели, объединяют. Это приводи к тому, что формально существует один класс, но на деле этот класс разделен на две подгруппы, которые зачастую не просто не общаются друг с другом, но  и довольно остро конфликтуют. Это приводит к серьезным проблемам в развитии ведущего вида деятельности – общения со сверстниками, а также негативно отражается на процессе обучения ребят.

4. Предполагаемый психологический результат

Данная психологическая игра должна способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе, формированию сплочения коллектива и навыков сотрудничества, дать возможность ребятам увидеть друг друга в новой ситуации и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры, в повседневную жизнь.

5. Описание сюжетной канвы

В начале игры все участники разбиваются на 2 команды. Это можно сделать с помощью жеребьевки, возможен другой способ. Например: ведущий предлагает выйти на середину 2 “добровольцам”, каждый из “добровольцев” должен пригласить к себе в команду человека, отличающегося от него по какому-нибудь признаку (например, по цвету волос, полу, нелюбви к грубости и т.п.). Затем выбранный член группы таким же образом приглашает в команду следующего человека и т.д. Выбор участников осуществляется представителями обеих команд по очереди.

6. Игровой результат

Основная цель участников игры построить дом, который будет принадлежать каждому члену группы (класса) и создать в этом доме психологическую атмосферу, благоприятную для каждого. 

7. Тип сюжета – игра-проживание, в ходе которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.

8. Время на игру и на обсуждение – 1,5  часа.

9. Участники

  • Возраст участников – 13-15 лет.
  • Размер группы – зависит от количества учеников в классе.
  • Сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих – один ведущий, психолог.
  • Предусмотрено ли участие педагогов, кого и в каком качестве – нет не предусмотрено.

10. Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя)

Игра может стать началом (продолжением) работы психолога по развитию коммуникативных навыков, улучшению внутригруппового взаимодействия. В некоторых случаях игра может дать психологу информацию диагностического характера для дальнейшей работы с классом (группой).

11. Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа

этапа

Время на проведение

Содержание каждого этапа

Задачи, решаемые на каждом этапе

Материалы, необходимые для проведения каждого этапа

1. 5 мин. Приветствие «Узелки»

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

Повысить настроение, настроить на высокую работоспособность. Афоризмы на доске: «Будущие нас ждёт только если люди будут сотрудничать. А вот какое это будет будущие, зависит от того какие люди будут сотрудничать» (Артас Данте).
2. 5 мин. Разделение на команды

Психолог предлагает выйти на середину 2 “добровольцам”, каждый из “добровольцев” должен пригласить к себе в команду человека, отличающегося от него по какому-нибудь признаку (например, по цвету волос, полу, нелюбви к грубости и т.п.). Затем выбранный член группы таким же образом приглашает в команду следующего человека и т.д. Выбор участников осуществляется представителями обеих команд по очереди.

Познакомить учащихся с правилами игры способствовать созданию игровой атмосферы.  
3. 10-15 мин.  «Строим дом»

Каждой команде выдается половина ватмана, на котором нарисован каркас дома. Ватман надо разорвать так, чтобы у одной и второй команды было по половине «дома», но у одной половины дома есть фундамент, а у другой –  крыша. На половинках этого ватмана команды должны изобразить дом так, чтобы потом соединив его он получился целым. Для этого они могут пользоваться цветными карандашами, цветной бумагой, клеем, ножницами и т.д. Но есть одно «но», некоторые предметы находятся только у одной команды, и чтобы их взять, ребята должны вспомнить волшебные слова «пожалуйста» и «спасибо».
После того как половинки домов готовы, их надо соединить, чтобы получился целый дом.

Создание условий для развития навыков совместной деятельности со сверстниками, для самовыражения.
Поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общего задания.
Ватман, цветные карандаши, цветная бумага, клей, ножницы. (одной команде дать цветные карандаши и ножницы, а другой – цветную бумагу и клей.)
4. 15-20 мин. «Жильцы нашего дома»

Теперь каждый из участников берет небольшой листок бумаги и рисует на нем свой портрет. Когда каждый нарисует себя, он должен передать свой портрет  участнику из другой команды и тот должен на обратной стороне листа написать те положительные характеристики, которыми обладает автор портрета. Затем портрет с позитивной характеристикой вернуть хозяину.

Создание условий для самовыражения и создание у ребят положительного отношения друг к другу. Развитие положительной самооценки и самоуважения. Небольшие листочки белой бумаги, карандаши
5. 10-15 мин. «Заселение дома»

После того как портреты готовы, необходимо расселить этих «жильцов» в доме (прикрепить портреты к дому). При этом надо договориться всем вместе кто и где будет жить, но без слов и обязательно всем вместе.

Развитие навыков невербальной коммуникации путем активного игрового взаимодействия, развитие отношений партнерства. Клей или 2-сторонний скотч.
6. 10-15 мин. «Законы нашего дома»

Теперь группе надо подумайте, какие правила и законы они хотели предложить для всего класса, чтобы у них было больше возможности понимать и принимать друг друга, и бесконфликтно всем вместе жить в построенном доме. Первая команда думает над тем, что можно делать в классе, а вторая, что нельзя делать в классе. (Разделить участников на группы на команды по временам года: летние и зимние именинники; осенние и весенние именинники). Затем команды меняются сводами законов и дорабатывают их. Остаются те правила и законы, с которыми согласны все участники группы.

Создание возможности для осмысления жизненных правил и законов общения. Листы А4, ручки
7. 10 мин. Обсуждение

– Почему вы сформулировали именно такие правила, что делать нельзя?
– Почему вы сформулировали именно такие правила, что делать можно?
– Что вам было труднее всего делать сегодня?
– Что вам сегодня удалось сделать лучше всего?
– Как вы думаете, возможно ли научится жить дружно, благодаря этим правилам и законам?
– Если нет, то почему?

Создание условий для развития рефлексии, перенос усвоенных навыков взаимодействия в реальные отношения.