Классный час, посвященный 65-летию Победы "Великое испытание"

Разделы: Классное руководство


Цель: Расширить исторические знания детей; через стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в творчество справедливости и правды на земле; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Оформление: плакаты: “Никто не забыт, ничто не забыто”, “Нам этот мир завещано беречь”, выставка книг о ВОВ, рисунки детей “ Я защитник Отечества”; запись голоса Левитана, запись песни “Священная война” В.Лебедев Кумач, “Эх, дороги!” сл. Ошанина, муз. А. Новикова, “Катюша” сл. Исаковского, муз. М. Блантера, док. Фильм о ВОВ.

Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

На праздник приглашаются ветераны- участники ВОВ. После классного часа они поделятся своими воспоминаниями. Ученики вручат ветеранам цветы и подарки.

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги и гости! Мы рады видеть вас на нашем классном часе.

Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается? (23 февраля День Защитников Отечества, 9 мая – 65 лет Победы)
На предыдущих классных часах мы с вами посетили музей, памятники, расположенные на главной улице нашего города, нарисовали рисунки.
Ребята из поколения в поколение идет, что мы должны беречь мир, чтобы не было войны. Нам этот мир завещано беречь.
Сегодня наш классный час посвящаем 65 летию Победы.

Звучит запись песни “Журавли” муз. Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова.

Ученик:

Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И радовался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя,
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае!

Учитель: 9 мая вся Россия будет отмечать самый светлый праздник – День Победы над фашисткой Германией.65 лет наша страна не видела ужасов войны. 65 лет наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов. День Победы – это радостный и горький праздник. Да он не может быть иным! Потому что не бывает безоблачной радости, радости без слез и печали. В эти дни, когда оживает природа, мы чувствуем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам!

Война – короче нету слова.
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В точке и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
                    (А. Твардовский)

Четыре страшных года,1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная страшная война в истории человечества. Казалось , 65 лет прошло с того летнего воскресного дня 1941 года, но каждый из нас прочувствовал строки, бьющие прямо в сердце.

(Звучит запись голоса Левитана)

“Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза”

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
(А. Безыменский)

22 июня 1941 года на нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг – фашистская Германия.

(Звучит фонограмма первого куплета и припева песни “Священная война” сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

“Великая Отечественная война… Так уж получилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали – то в основном мужчины – но в этом и отражение неполного нашего знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, кто заменял мужчин у станков на заводах и колхозных полях. От женщины- матери идет начало жизни, и как – то не сопоставимо это с войной, которая убивает жизнь” так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич в книге “У войны не женское лицо” А закончить эту мысль, легшую в заглавие книги, мне хочется, ребята, так: “и тем более не детское”. Поэтому мы и пригласили на наш классный час тех людей, которые были во время войны совсем юными парнями.

(Учитель представляет гостей, знакомит их с ребятами)

Мужчины уходили на фронт “ Шли на войну и девушки добровольцы. В тылу оставались старики, женщины, подростки и дети.

Отцы уходили на фронт… На их место за штурвалы комбайнов и рычаги тракторов садились сыновья и дочери. За двоих- троих работали на полях и фермах их, жены, да и старики не оставались в стороне.

Мамадыш военных лет был глубоким тылом. Сюда были эвакуированы целые учреждения и промышленные предприятия других городов. Так, в Мамадыше оказался подмосковный детский дом и хлопчатобумажная фабрика, в Соколках и Таканыше ленинградские средние школы.

В Мамадыше под фабрику отвели три здания бывшей ремесленной школы. К весне 1944 года Мамадышская хлопчатобумажная фабрика начала выпускать продукцию для фронта.

На фронт работало и старейшее мамадышское предприятие – спиртовой завод.

В декабре 1941 года в Мамадыше были созданы курсы трактористок, и к весне следующего года они уже подготовили более 80 девушек. В совхозах, при МТС формируются женские бригады.

Для работы в поле не хватало тракторов и комбайнов. Никаких запасных частей к ним не поступало. Поэтому землю приходилось обрабатывать не только с помощью лошадей ( лучшие из которых были отправлены на фронт), но и коров. Сеяли вручную, жали серпом.

Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы ни пришло горе: кто потерял сына, кто – отца или мать, кто сестру или брата, кто – друга.

Победа досталась нам дорогой ценой.

И тем не менее труженики района с большим энтузиазмом участвовали во всех формах всенародного движения в помощь фронту – свыше трех миллионов рублей трудящихся района собрали на строительство танковой колонны “Колхозник Татарии”

В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

“Рассказ танкиста”

Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти- двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей,
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, – столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
– Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
– Да где же, где?.. – А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу…

Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
                                    (А. Твардовский)

Особенно мучительно переживали мамадышцы, когда с фронтов приходили тревожные вести, а во многие дома – похоронки (показ писем).

Мальчишки предвоенных лет… Как быстро они взрослели! Как спешили попасть на фронт! Некоторые убегали из дома, не подозревая, сколько седин они прибавляли матерям своими патриотическими порывами.

В годы войны в Мамадыше занимались и подготовкой шоферов. Более половины выпускников пополнили ряды героической Красной Армии, среди них много девушек- шоферов.

Звучит песня “Эх, дороги!” сл. Ошанина, муз. А. Новикова

В тяжелые годы войны стихи и песни, звучавшие на фронте в промежутках между боями, придавали силы бойцам, скрашивали разлуку с родными, заставляли на короткое время забыть, что идет война.

Только взял боец трехрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало.
На дороге фронтовой.
(А. Твардовский)

Звучит песня “Катюша” сл. М. Исаковского, муз. М.Блантера

На фронтах великой Отечественной войны мамадышцы совершали подвиги, слава о которых останется на века.

Из Албаева, родины прославленного “красного генерала” Степана Домолазова, в 1942 году был призван на фронт один из мальчишек, Иван Максимов.

При возвращении домой – на родину его грудь украшали множественные правительственные награды: Орден Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Красной Звезды, целый ряд медалей и Золотая Звезда Героя.

Впрочем, и отцы молодые уходили на фронт, и фронтовые судьбы поколений неразделимы. В Албае родился и вырос еще один Герой Советского Союза – Михаил Кириллович Москвин. Он – то и был из поколения отцов, которые сражались на фронте. Был награжден орденом Красной Звезды.

Погодок, земляк и тезка Москвина- Михаил Андреевич Просвирнин был родом из Соколок. Родина высоко отметила подвиги победителей битвы за Днепр. Был награжден орденами и медалями.

Таким же героем для мамадышцев является младший сержант Минниахмет Аухадиев, уроженец деревни Нижняя Ошма. Награжден 2 медалями “За отвагу”, орденом Славы всех трех степеней, орденом Красной Звезды и др. медали.

Призвали в армию и уроженца деревни Малые Кирмени Гафията Нигматуллина. Он был награжден орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Георгий Семенович Смирнов был летчиком. У него много боевых наград: ордена Отечественной войны 11 степени, Красной Звезды, медали “За боевые заслуги”, “За взятие Берлина”, “За взятие Варшавы”.

Лейтенант Г.С.Смирнов дважды представлялся к званию Героя Советского Союза в 1941(еще при жизни) и 1942 (посмертно) годах. Однако представления не были реализованы, затерялись документы.

Справедливость восторжествовала лишь через 67 лет после гибели Смирнова.

Указом Президента Российской Федерации№327 от 8 марта 2008 года за мужество и героизм, проявленные в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, лейтенанту Смирнову Георгию Семеновичу присвоено звание Героя Российской Федерации(посмертно).

Павшим в годы войны посвящены памятники, расположенные на главной улице нашего города и парк Победы в поселке Дорожников: памятник Павшим героям в годы ВО войны, памятник героям Советского Союза, танк, символизирующий танковую колонну “ Колхозник Татарии”.

Давайте, ребята, зажжем вечный огонь в память героям (зажигается вечный огонь).

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поет весь народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрет.
                                            (А. Шарапов)

Свыше 20 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания.
Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами.
Вы за отчизну свою!
Вечная слава героям!
Слава! Слава! Слава!
                                (М. Исаковский)

Долгожданная Победа… сколько было ликований, ожиданий, счастья в связи с этим днем! И сколько слез… Каждый четвертый мамадышец, мобилизованный на фронт, так и остался на веки на полях сражений. Их могилы разбросаны от Волги до Берлина. Место захоронений многих из них и теперь еще не известны. И сегодня еще плачут овдовевшие солдатки и одинокие матери,потерявшие сыновей на войне.

(Исполняется песня “День Победы” сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова)

Все помнится, ничто не позабыто
Все помнится, никто не позабыт,
И днем, и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.

Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

Ученик:

Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы-
За мир, за свободу, за счастье борцы!
Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти!

Исполняется песня “Пусть всегда будет солнце” сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского

Подведение итогов

– Когда началась Великая Отечественная война?
– Сколько времени она продолжалась?
– Когда закончилась война?
– Кого из Героев Советского Союза вы запомнили?
– Что нового вы узнали для себя?

Спасибо нашим гостям за их рассказы о войне. Желаем им крепкого здоровья, оптимизма и большого человеческого счастья!

Наши дети узнают о войне из рассказов ветеранов – фронтовиков, из книг и фильмов. И это очень важно, так как эти знания необходимы им. Не научив человека ценить историческое прошлое своей Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защитить ее ликую годину, преклонение перед подвигом героев – все эти качества воспитывают с раннего детства. В нашей стране героев миллионы. Достаточно обратиться к детям любого класса

“ Поднимите руки, у кого дедушка или бабушка, или знакомые награждены орденами и медалями, и “ поднимается лес рук”. Как важно, чтобы наши дети побольше узнали о ее героях, и о том, что совершали ее герои во имя Родины. Из этого знания рождаются уважение и к памяти павших на фронтах Великой Отечественной, и восхищение ныне здравствующими ветеранами. Они храбро сражались, они защитили нас, достойны почета и уважения. Долгих лет жизни тем, кто сохранил для нас свет и свободу.

В немалой степени формируют нравственный облик подрастающих поколений книги о войне. Произведения о героях и их подвигах с глубоким волнением читают и взрослые и дети. И это не случайно; личность героическая не только яркий пример для подражания, но и, как правило, необычайно богатая, интересная судьба.

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. была важнейшим героическим периодом в истории нашего Отечества в двадцатом веке.

Мое данное занятие было направлено на то, чтобы оставить в их душе след своим словом, расширить исторические знания детей, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству, уважение к историческому наследию своей Родины.

И, конечно же, большую помощь оказала мне в проведении урока проведение экскурсий в музей, классные часы, чтение книг о войне; которые способствовали: углублению знаний учащихся о Родине, об истории; пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Очень важно, добивалась осознания каждого ученика значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. Вся работа была направлена на то, что именно нравственное, патриотическое воспитание несло в себе любовь и уважение к людям старшего поколения, любовь к Родине, своему народу.