Цель: создание условий для активной познавательной деятельности учащихся на изучение строения и классификации грибов.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о грибах,
- формировать представление о грибах как особых организмах, которые не относятся ни к растениям, ни к животным.
- развивать логическое мышление, умение анализировать,
- воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, мои дорогие
дети. Я очень рада нашему знакомству и думаю, что
на протяжении всего урока мы будем работать
активно, будем уважать и поддерживать друг друга.
Подарите друг другу свои улыбки.
Пусть хорошее настроение не покидает вас во
время наших исследований сегодня на уроке
окружающего мира.
А начнём мы с разминки.
Ваша задача: как можно быстрее поднять руку,
если знаете ответ.
- Большой, неуклюжий, бурый… (медведь)
- Что зимой и летом одним цветом. (ель)
- Как поют комарики? (з-з-з)
- У какого зверька в нашем лесу самое короткое название? (ёж)
- Кто носит шляпу на ноге? (гриб)
- Как называется лицо животного? (морда)
По вашим глазкам я вижу, что вы готовы к
исследованиям. А где же они будут проходить?
Решите выражение (работа в парах)
ЛУГ – УГ + Е + СОК – ОК = ?
Сегодня на уроке мы отправляемся в лес.
2. Подготовка к изучению нового материала. Определение целей урока
Мир леса разнообразен.
Мир леса (слайд с рисунками, фотографиями. См.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
Белка медведь заяц гриб сосна Дуб берёза кислица
– На какие группы можно разделить эти объекты? /…/ (Выделяем группу “Растения” и группу “Животные”.)
Куда отнести грибы?
Какие вопросы у вас возникают в связи с этим
понятием “грибы”? /…/
Что такое грибы?
Какие бывают грибы?
Где растут грибы? и т.д.
Как вы думаете какова цель урока? /…/ (Цель урока: ответить на некоторые интересующие вас вопросы. А если на ваш вопрос мы не найдём сегодня ответа, то вы можете обратиться к энциклопедиям.)
3. Изучение нового материала
1) Поднимите руки, кто собирал грибы в лесу?
Вы держали грибы в руках?
А задумывались ли вы о том, что такое грибы? /…./
Обсудите в группах. Время работы 1 мин.
Может вам поможет следующий рисунок (слайд
“Строение растения” и “Строение гриба”).
Выберите того, кто будет представлять вашу
группу.
(Послушать ответы учащихся)
Проверьте свои предположения. Обратитесь к
конверту “Уроки тётушки Совы” (В конверте
текст и модель гриба)
Прочитайте текст в группах, дополните модель
гриба нужными словами,
Подготовьте ответы на вопросы (слайд). Время
работы 2 минуты.
Вопросы:
- Что обычно мы называем грибом?
- Из чего состоит плодовое тело?
- Где спрятан сам гриб? Как он выглядит?
- Как размножаются грибы?
- При каких условиях пробивается плодовое тело?
- Грибы – это растения или животные?
(Текст в конвертах “Уроки тётушки Совы”.)
Грибы очень интересные организмы. Они – не растения и не животные. Грибы составляют особое царство живых организмов. То, что мы называем грибом – это его плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит из тонких белых нитей – грибницы.
Грибница иногда живёт сотни лет. Когда бывает много тепла и влаги, в некоторых местах грибницы из земли пробивается плодовое тело – ножка со шляпкой. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам.
Обсуждение. Прикрепить модели на доску. Каждая группа отвечает на один вопрос.
Физкультминутка
Весёлая переменка. (Попробуйте одновременно писать рукой в воздухе слово “гриб” и делать круговые движения носком правой ноги)
Продолжение урока
2) Дети, а знаете ли вы грибы? Попробуйте определить, какие грибы вы видите на слайде.
Грибы. (слайд с фотографиями грибов) |
||
Мухомор Подосиновик |
белый гриб бледная поганка |
подберёзовик опята |
Обсудите в группах, как называются грибы?
На какие группы их можно разделить? /…/
Время работы 1 мин.
Обсуждение.
Назовите грибы.
(Если дети не угадали гриб, использовать загадки).
Загадки
Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу,
На белой он ножке,
На шляпке – горошки.(мухомор)Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я … (подосиновик)Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел он,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (белый гриб)Не спорю – не белый,
Я, братцы попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще… (подберёзовик)
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
3) На какие группы разделили эти грибы? /…/
Физминутка (на слайде)
Посмотрите (слайд) на белый гриб и желчный
гриб.
Что заметили? (Съедобные грибы похожи на
ядовитые.)
Продолжение урока
Давайте познакомимся с некоторыми двойниками.
Работаем в группах, возьмите конверт со значком
“грибок”. (В каждом конверте рисунки (или
фотографии) грибов и текст).
Изучите текст.
Время работы 1 мин.
Задания в конвертах следующие:
1-я группа. Желчный гриб и белый гриб.
Желчный гриб отличается от белого тем, что у него нижняя сторона шляпки не белая или желтоватая, как у боровика, а розовая или даже красная. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит своего цвета, а разломленная шляпка двойника вначале покраснеет, а затем почернеет.
2-я группа. Съедобные опята и ложные.
Запомните: у съедобных опят шляпка
коричневато-жёлтая, на ножке – плёнка, похожая на
кольцо.
У ложных опят жёлто-зелёная или красноватая
шляпка, а на ножке нет кольца.
3-я группа. Ложная лисичка и съедобная лисичка.
Шляпки у лисичек в центре вдавленные, а по краю
подогнутые.
Грибы эти светло-жёлтые, с рыжеватым оттенком или
бледно-оранжевые. Лисички очень полезны, в них
много витаминов.
У ложных лисичек ножка тонкая, в отличие от
съедобных лисичек.
4-я группа. Бледная поганка и зелёная сыроежка.
Зелёная сыроежка немного похожа на самый опасный гриб наших лесов – бледную поганку. Берегитесь бледной поганки! В ней содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью, узнать бледную поганку нетрудно. Она отличается тем, что ножка её будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зелёный, жёлто-зелёный. В верхней части ножки есть плёнчатое кольцо.
5-я группа. Мухомор.
Ядовитый красный мухомор не похож ни на один съедобный гриб. У этого гриба красная или красно-оранжевая шляпка с белыми хлопьями на поверхности. Ножка белая и имеет наверху ножки плёнчатое кольцо.
6-я группа (получает конверт со съедобными грибами и начинает оформлять книжку-раскладушку).
Выступают представители групп. Они отвечают на вопрос: Как отличить грибы съедобные от ядовитых ( по ходу ответа заполняют книжки –раскладушки, которые приготовлены заранее и прикреплены на доску) )?
4) Что же делать, если вы отравились грибами? /…/
(слайд)
- Немедленно вызвать “скорую помощь”.
- Дать пострадавшему 2–3 стакана воды, вызвать рвоту.
- Остатки грибов, очистки сохранить до приезда врачей.
5) А как вы думаете съедобные грибы могут быть опасны для человека? /…/
Работа в группах
(Конверт с красным крестом. Текст в конверте.)
Текст:
Будьте осторожны!
Нередки случаи отравления съедобными грибами.
Грибы способны накапливать в своём плодовом теле
вредные ядовитые вещества. Не собирайте грибы
вдоль дорог, около домов. Не собирайте старые
грибы, в них образуются ядовитые вещества.
Научитесь определять грибы. Никогда не собирайте
те, в которых сомневаетесь.
– Что вы узнали из прочитанного текста?/…/
6) Задумывались ли вы над названиями грибов? Почему один гриб назвали “подосиновиком”, а другой “подберёзовиком”? /…/
Деревья и грибы, оказывается, между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними. Грибница становится продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными в ней питательными веществами (минеральными солями). А дерево отдаёт грибам питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях.
Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – с какими-то определёнными. Подберёзовик – под берёзой, рыжик – под сосной или елью, маслёнок – под сосной, белый – под берёзой, елью, сосной, дубом.
7) А как вы собираете грибы?/…/
(слайд)
- Не нарушай мох. Не разрушай грибницу.
- Гриб срежь ножом или выкрути. Ямку засыпь землёй и прикрой мхом.
- Не собирай незнакомые и старые грибы, не трогай ядовитые. Ими лечатся лоси и другие животные.
8) Дети, а как бы вы назвали наш урок. Определите тему урока. /…./
А зачем надо изучать эту тему? /…/
4. Закрепление изученного материала
Проверим наши знания: (Вопросы на слайде) (У детей на столах грибочки, вырезанные из бумаги. Они должны поставить номер вопроса и знаки “+” (если согласны с утверждением) или “– ” (если не согласны с данным утверждением).
- Мухомор и бледная поганка – ядовитые грибы.
- Грибы относятся к растениям.
- Подберёзовик растёт под осиной.
- Маслята, подосиновик – съедобные грибы.
- Ядовитыми грибами лечатся лесные животные.
(Проверка. Показать слайд с ответами.)
Поднимите грибочки, кто ответил правильно.
5. Итог урока, рефлексия
Продолжите предложения (по выбору).(слайд)
О грибах я узнал…
Я доволен тем, как…
Я порадовался за…
6. Домашнее задание
- Группа “Писатели” – составить рассказ о грибах. (например: “Как я собирал грибы” и т. д.)
- Группа “Художники” – нарисовать грибы.
- “Учёные-микологи” – подготовить сообщение о грибах.
А я хочу в подарок раскрыть вам один лесной
секрет.
Удивительно: грибы растут кругами! (слайд)
В древности считали, что на этих местах ведьмы
хороводы водили. Вот и прозвали такие круги
“ведьмиными кругами” (показать на слайде)
Учёные считают, что трава внутри “ведьминых
кругов” не растёт, потому что там слишком
плотная грибница. Грибы так активно поглощают
воду и питательные вещества, что травянистым
растениям уже не хватает. А так как грибница
растёт по кругу, то и получаются кольца. Так что
если вы нашли гриб, посмотрите, а нет ли рядом ещё
грибка.
И ещё один секрет. Оказывается, мы сталкиваемся с
грибами каждый день.(слайд)
Дрожжи делают хлеб пышным и вкусным.
Есть кефирный гриб и гриб для изготовления сыра.
А из особого плесневого гриба получают ценное
лекарство – пенициллин.
Пенициллин побеждает микробов – возбудителей
тяжёлых болезней.
Вот такие это интересные организмы!