Урок окружающего мира во 2-м классе (программа Л.В. Занкова) "Грибы"

Разделы: Начальная школа


Цель: создание условий для активной познавательной деятельности учащихся на изучение строения и классификации грибов.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о грибах,
  • формировать представление о грибах как особых организмах, которые не относятся ни к растениям, ни к животным.
  • развивать логическое мышление, умение анализировать,
  • воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, мои дорогие дети. Я очень рада нашему знакомству и думаю, что на протяжении всего урока мы будем работать активно, будем уважать и поддерживать друг друга.
Подарите друг другу свои улыбки.
Пусть хорошее настроение не покидает вас во время наших исследований сегодня на уроке окружающего мира.
А начнём мы с разминки.
Ваша задача: как можно быстрее поднять руку, если знаете ответ.

  1. Большой, неуклюжий, бурый… (медведь)
  2. Что зимой и летом одним цветом. (ель)
  3. Как поют комарики? (з-з-з)
  4. У какого зверька в нашем лесу самое короткое название? (ёж)
  5. Кто носит шляпу на ноге? (гриб)
  6. Как называется лицо животного? (морда)

По вашим глазкам я вижу, что вы готовы к исследованиям. А где же они будут проходить?
Решите выражение (работа в парах)

ЛУГ – УГ + Е + СОК – ОК = ?

Сегодня на уроке мы отправляемся в лес.

2. Подготовка к изучению нового материала. Определение целей урока

Мир леса разнообразен.
Мир леса (слайд с рисунками, фотографиями. См. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Белка медведь заяц гриб сосна
Дуб берёза кислица

– На какие группы можно разделить эти объекты? /…/ (Выделяем группу “Растения” и группу “Животные”.)

Куда отнести грибы?
Какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием “грибы”? /…/
Что такое грибы?
Какие бывают грибы?
Где растут грибы? и т.д.

Как вы думаете какова цель урока? /…/ (Цель урока: ответить на некоторые интересующие вас вопросы. А если на ваш вопрос мы не найдём сегодня ответа, то вы можете обратиться к энциклопедиям.)

3. Изучение нового материала

1) Поднимите руки, кто собирал грибы в лесу?
Вы держали грибы в руках?
А задумывались ли вы о том, что такое грибы? /…./

Обсудите в группах. Время работы 1 мин.

Может вам поможет следующий рисунок (слайд “Строение растения” и “Строение гриба”).
Выберите того, кто будет представлять вашу группу.

(Послушать ответы учащихся)

Проверьте свои предположения. Обратитесь к конверту “Уроки тётушки Совы” (В конверте текст и модель гриба)
Прочитайте текст в группах, дополните модель гриба нужными словами,
Подготовьте ответы на вопросы (слайд). Время работы 2 минуты.

Вопросы:

  1. Что обычно мы называем грибом?
  2. Из чего состоит плодовое тело?
  3. Где спрятан сам гриб? Как он выглядит?
  4. Как размножаются грибы?
  5. При каких условиях пробивается плодовое тело?
  6. Грибы – это растения или животные?
  7.  

(Текст в конвертах “Уроки тётушки Совы”.)

Грибы очень интересные организмы. Они – не растения и не животные. Грибы составляют особое царство живых организмов. То, что мы называем грибом – это его плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит из тонких белых нитей – грибницы.

Грибница иногда живёт сотни лет. Когда бывает много тепла и влаги, в некоторых местах грибницы из земли пробивается плодовое тело – ножка со шляпкой. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам.

Обсуждение. Прикрепить модели на доску. Каждая группа отвечает на один вопрос.

Физкультминутка

Весёлая переменка. (Попробуйте одновременно писать рукой в воздухе слово “гриб” и делать круговые движения носком правой ноги)

Продолжение урока

2) Дети, а знаете ли вы грибы? Попробуйте определить, какие грибы вы видите на слайде.

Грибы. (слайд с фотографиями грибов)

Мухомор
Подосиновик
белый гриб
бледная поганка
подберёзовик
опята

Обсудите в группах, как называются грибы?
На какие группы их можно разделить? /…/
Время работы 1 мин.

Обсуждение.

Назовите грибы.

(Если дети не угадали гриб, использовать загадки).

Загадки

Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу,
На белой он ножке,
На шляпке – горошки.(мухомор)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я … (подосиновик)

Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел он,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (белый гриб)

Не спорю – не белый,
Я, братцы попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще… (подберёзовик)

Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)

3) На какие группы разделили эти грибы? /…/

Физминутка (на слайде)

Посмотрите (слайд) на белый гриб и желчный гриб.
Что заметили? (Съедобные грибы похожи на ядовитые.)

Продолжение урока

Давайте познакомимся с некоторыми двойниками.
Работаем в группах, возьмите конверт со значком “грибок”. (В каждом конверте рисунки (или фотографии) грибов и текст).
Изучите текст.
Время работы 1 мин.

Задания в конвертах следующие:

1-я группа. Желчный гриб и белый гриб.

Желчный гриб отличается от белого тем, что у него нижняя сторона шляпки не белая или желтоватая, как у боровика, а розовая или даже красная. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит своего цвета, а разломленная шляпка двойника вначале покраснеет, а затем почернеет.

2-я группа. Съедобные опята и ложные.

Запомните: у съедобных опят шляпка коричневато-жёлтая, на ножке – плёнка, похожая на кольцо.
У ложных опят жёлто-зелёная или красноватая шляпка, а на ножке нет кольца.

3-я группа. Ложная лисичка и съедобная лисичка.

Шляпки у лисичек в центре вдавленные, а по краю подогнутые.
Грибы эти светло-жёлтые, с рыжеватым оттенком или бледно-оранжевые. Лисички очень полезны, в них много витаминов.
У ложных лисичек ножка тонкая, в отличие от съедобных лисичек.

4-я группа. Бледная поганка и зелёная сыроежка.

Зелёная сыроежка немного похожа на самый опасный гриб наших лесов – бледную поганку. Берегитесь бледной поганки! В ней содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью, узнать бледную поганку нетрудно. Она отличается тем, что ножка её будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зелёный, жёлто-зелёный. В верхней части ножки есть плёнчатое кольцо.

5-я группа. Мухомор.

Ядовитый красный мухомор не похож ни на один съедобный гриб. У этого гриба красная или красно-оранжевая шляпка с белыми хлопьями на поверхности. Ножка белая и имеет наверху ножки плёнчатое кольцо.

6-я группа (получает конверт со съедобными грибами и начинает оформлять книжку-раскладушку).

Выступают представители групп. Они отвечают на вопрос: Как отличить грибы съедобные от ядовитых ( по ходу ответа заполняют книжки –раскладушки, которые приготовлены заранее и прикреплены на доску) )?

4) Что же делать, если вы отравились грибами? /…/

(слайд)

  1. Немедленно вызвать “скорую помощь”.
  2. Дать пострадавшему 2–3 стакана воды, вызвать рвоту.
  3. Остатки грибов, очистки сохранить до приезда врачей.

5) А как вы думаете съедобные грибы могут быть опасны для человека? /…/

Работа в группах

(Конверт с красным крестом. Текст в конверте.)

Текст:

Будьте осторожны!
Нередки случаи отравления съедобными грибами. Грибы способны накапливать в своём плодовом теле вредные ядовитые вещества. Не собирайте грибы вдоль дорог, около домов. Не собирайте старые грибы, в них образуются ядовитые вещества. Научитесь определять грибы. Никогда не собирайте те, в которых сомневаетесь.

– Что вы узнали из прочитанного текста?/…/

6) Задумывались ли вы над названиями грибов? Почему один гриб назвали “подосиновиком”, а другой “подберёзовиком”? /…/

Деревья и грибы, оказывается, между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними. Грибница становится продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными в ней питательными веществами (минеральными солями). А дерево отдаёт грибам питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях.

Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – с какими-то определёнными. Подберёзовик – под берёзой, рыжик – под сосной или елью, маслёнок – под сосной, белый – под берёзой, елью, сосной, дубом.

7) А как вы собираете грибы?/…/

(слайд)

  • Не нарушай мох. Не разрушай грибницу.
  • Гриб срежь ножом или выкрути. Ямку засыпь землёй и прикрой мхом.
  • Не собирай незнакомые и старые грибы, не трогай ядовитые. Ими лечатся лоси и другие животные.

8) Дети, а как бы вы назвали наш урок. Определите тему урока. /…./

А зачем надо изучать эту тему? /…/

4. Закрепление изученного материала

Проверим наши знания: (Вопросы на слайде) (У детей на столах грибочки, вырезанные из бумаги. Они должны поставить номер вопроса и знаки “+” (если согласны с утверждением) или “– ” (если не согласны с данным утверждением).

  1. Мухомор и бледная поганка – ядовитые грибы.
  2. Грибы относятся к растениям.
  3. Подберёзовик растёт под осиной.
  4. Маслята, подосиновик – съедобные грибы.
  5. Ядовитыми грибами лечатся лесные животные.

(Проверка. Показать слайд с ответами.)

Поднимите грибочки, кто ответил правильно.

5. Итог урока, рефлексия

Продолжите предложения (по выбору).(слайд)

О грибах я узнал…
Я доволен тем, как…
Я порадовался за…

6. Домашнее задание

  1. Группа “Писатели” – составить рассказ о грибах. (например: “Как я собирал грибы” и т. д.)
  2. Группа “Художники” – нарисовать грибы.
  3. “Учёные-микологи” – подготовить сообщение о грибах.

А я хочу в подарок раскрыть вам один лесной секрет.
Удивительно: грибы растут кругами! (слайд)
В древности считали, что на этих местах ведьмы хороводы водили. Вот и прозвали такие круги “ведьмиными кругами” (показать на слайде)
Учёные считают, что трава внутри “ведьминых кругов” не растёт, потому что там слишком плотная грибница. Грибы так активно поглощают воду и питательные вещества, что травянистым растениям уже не хватает. А так как грибница растёт по кругу, то и получаются кольца. Так что если вы нашли гриб, посмотрите, а нет ли рядом ещё грибка.
И ещё один секрет. Оказывается, мы сталкиваемся с грибами каждый день.(слайд)
Дрожжи делают хлеб пышным и вкусным.
Есть кефирный гриб и гриб для изготовления сыра.
А из особого плесневого гриба получают ценное лекарство – пенициллин.
Пенициллин побеждает микробов – возбудителей тяжёлых болезней.
Вот такие это интересные организмы!