Задачи:
Образовательные:
- обучающая – закрепить умение детей решать задачи на сравнение;
- развивающая – совершенствовать логическое мышление;
- воспитательная – формировать самоконтроль и самооценку учащихся, повысить интерес к математике.
Дидактические средства:
- наглядные пособия: звёзды и планета, 2 космических корабля, ключ из геометрических фигур, 2 робота из геометрических фигур;
- таблицы:
- карточки со словами: знания, терпение, желание.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Предлагаю поиграть. Представим, школа получила сигнал SOS из космоса.
(Учитель открывает часть доски, где прикреплены звёзды и планета.)
– Неизвестная планета передаёт сигнал бедствия. Вы готовы помочь жителям планеты? (Да.) Мы отправляемся в путь.
2. Математический диктант
(Учитель открывает часть доски, где прикреплены 2 ракеты. Под каждой ракетой примеры.)
– Но, какая ракета запрограммирована на полёт в нужном направлении? Сейчас члены нашего экипажа определят код каждой ракеты.
(2 ученика у доски решают примеры. Ответы записывают по порядку в строку “Код ракеты”.)
Код 1 ракеты: 48 : 8 + 6 х 5 =
60 – (36 + 6) =
69 + 49 : 7 =
3 х (12 : 2) =Код 2 ракеты: 2 х (3 х 3) =
8 х 3 + 2 х 6 =
70 – (20 – 12) =
57 + 9 х 2 =
– А мы с вами в это время определим код неизвестной планеты. Для этого необходимо выполнить арифметические вычисления. Запишите математические выражения и решите.
- Сумму чисел 1 и 5 увеличить в 6 раз.
- Произведение чисел 7 и 7 увеличить на 5.
- Сумму чисел 50 и 40 уменьшить на 15.
- 9 умножить на разность чисел 5 и 3.
Проверка.
(Учитель открывает часть доски с решёнными
примерами. Дети проверяют свою работу и ставят
себе оценку в тетрадь зелёным цветом.)
(1 + 5) х 6 = 36
7 х 7 + 5 = 54(50 + 40) – 15 = 75
9 х (5 – 3) = 18
– Ответы запишите в порядке возрастания. (18, 36, 54, 75) Этот ряд чисел и является кодом планеты, от которой школа получила сигнал SOS .
(Учитель открывает часть доски около планеты с кодом.)
– Посмотрим, как справились с заданием ребята у доски.
Проверка.
Код 1 ракеты: 36, 54, 76, 18 . 48 : 8 + 6 х 5 = 36
60 – (36 + 6) = 54
69 + 49 : 7 = 76
3 х (12 : 2) = 18Код 2 ракеты: 18, 36, 54, 75. 2 х (3 х 3) = 18
8 х 3 + 2 х 6 = 36
70 – (20 – 12) = 54
57 + 9 х 2 = 75
У какого корабля нужная программа полёта? (У 2 ракеты.)
3. Повторение темы “Геометрические фигуры”
– Пора отправляться в путь. Но что это? Наш космический корабль не заводится!.. А… вот в чём дело, кто-то похитил ключ, и теперь мы не сможем завести двигатель. Но ничего страшного! У меня есть запасной ключ.
(Учитель прикрепляет на доску изображение ключа из геометрических фигур.)
– Но он только тогда заведёт наш корабль, когда мы отгадаем, из каких геометрических фигур он состоит. (Дети называют геометрические фигуры.) А какие фигуры называются многоугольниками? (Учитель открывает часть доски с новой записью.)
Многоугольники:1, 3, 5, 6.
– Ребята, проверьте запись. Верно ли перечислены многоугольники? (Дети находят ошибки.)
5. Решение задач
– Итак, пока мы вспоминали тему “Геометрические фигуры”, корабль стартовал и благополучно прибыл на планету. Жители планеты – роботы.
(Учитель прикрепляет на доску 2 роботов.)
– Они заболели. Давайте решим задачу и узнаем причину болезни.
Задача 1
На планете живут 4 робота, которым нужно 4 кг мёда
в день (учитель демонстрирует робота), и 8
роботов, которым нужно 3 кг мёда в день (учитель
демонстрирует робота). За день роботы съели 50
кг мёда. На сколько больше мёда съели роботы, чем
им нужно? (Проводится подробный разбор
задачи. Коллективная запись условия.
Составляется план решения.)
План решения
- Сколько нужно мёда 4 роботам?
- Сколько нужно мёда 8 роботам?
- Сколько нужно мёда всем роботам?
- На сколько больше мёда съели роботы, чем им нужно?
(Задачу дети решают самостоятельно с последующей проверкой.)
Проверка решения
(Учитель открывает часть доски с решением
задачи.)
- 4 х 4 = 16(кг) – 4 роботам
- 3 х 8 = 24(кг) – 8 роботам
- 16 + 24 = 40(кг) – всего
- 50 – 40 = 10(кг) – на столько больше
Вот в чём причина болезни роботов: они съели много мёда. Роботам – сластёнам нужно ограничивать себя в сладком! А вам, ребят, я предлагаю решить ещё одну задачу. Давайте сравним количество мёда, которое требуется для I группы роботов, и количество мёда, которое требуется для II группы.
Задача 2
Какие вопросы можно задать при решении задач на
сравнение? (На сколько больше (меньше) одно
число, чем другое? Во сколько раз больше (меньше)
одно число, чем другое?)
(Учитель прикрепляет на доску 2 схемы.)
– Чтобы узнать на сколько больше или меньше,
что нужно сделать? Во сколько раз больше или
меньше? (Учащиеся вспоминают правила.)
– Запишем условие задачи.
(1 ученик у доски записывает условие задачи.)
1 р. Кол-во р. Всем р. I 2 кг 4 р. ? кг II 3 кг 8 р. ? кг
I в. – решает задачу с 1 вопросом, II в. – решает задачу со 2 вопросом. Решение записывать выражением.
(Учащиеся задачу решают самостоятельно с последующей проверкой.)
Проверка:
1уч. из I в. – записывает выражение
3 х 8 – 2 х 4 = 24(кг)
2 уч. из II в. – записывает выражение
(3 х 8) : (2 х 4) = 4(р)
(Учащиеся сверяют своё решение с решением на доске и ставят оценку в тетрадь зелёным цветом.)
Физкультминутка
– Наши новые друзья очень вам благодарны за помощь и предлагают познакомиться с планетой.
(“Прекрасное далёко” Е.Крылов, Ю.Энтин)
Почувствуйте невесомость. (Дети поднимают рука вверх и плавно раскачиваются, показывая невесомость.) Посмотрите на небо. (Дети смотрят вверх.) Представьте себе, какое небо может быть у этой планеты. Посмотрите по сторонам, познакомьтесь с широкими просторами планеты.
Немного отдохнули?.. Продолжается наше космическое приключение. Ребята, поднимите руку, кто решил обе задачи без ошибок. Молодцы! Раз вы показали себя знатоками математики, то без труда решите задачи на смекалку и сообразительность.
- На груше росло 15 плодов, а на берёзе в 3 раза меньше. Сколько груш росло на берёзе?
- Шла девочка в гости. А навстречу ей 3 мальчика. У каждого было по 2 сумки. Сколько человек шло в гости?
- Вика сорвала с дерева 3 пары вишен и ещё 1. Сколько всего вишен она сорвала?
- На сколько больше ушей у 5 мышей, чем у 5 котят?
Пока вы решали задачи на смекалку роботы тоже решали задачу.
(Учитель открывает часть доски с условием задачи.)
Задача 3
Было – 100 кг мёда
Съели – 40 кг
Остальной – в ? бочки по 6кг
По условию составьте текст задачи.
Вот видите роботы становятся бережливыми
хозяевами, учатся правильно хранить мёд. Давайте
посмотрим, как они решили задачу.
(Учитель открывает часть доски с решением задачи.)
1) 100 + 40 = 140(кг) – остальной
2) 140 + 6 = 146(кг) – потребовалось
– Всё ли верно? Нашли ошибку? Решите задачу, исправляя ошибки.
(Дети работают самостоятельно с последующей проверкой.)
Проверка:
1 ученик у доски исправляет ошибки
100 – 40 = 60(кг) – осталось
60 : 6 = 10(б) – потребовалось
(Учащиеся сверяют своё решение с решением на доске и ставят оценку в тетрадь зелёным цветом.)
– И снова вы помогли нашим друзьям – роботам.
Молодцы! Ребята, поднимите руку, кто и эту задачу
решил без ошибок. Откройте дневники, которые
сегодня превратились в бортовые журналы, и
поставьте оценку “отлично”.
А теперь пора домой.
6. Чётные и нечётные числа
– Выберите из кода планеты чётные числа, запишите в порядке убывания, и мы сразу окажемся в родной школе.
(Дети выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой.)
Проверка.
1 ученик диктует, учитель записывает числа (54, 36,
18) на доске.
7. Итоги урока
– Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Какие темы мы повторили? Что нам помогало бороться с трудностями во время путешествия?
(Дети высказывают разные мнения. Учитель подводит итоги размещая на доске ключевые слова.)
– Для достижения любых целей нам необходимо иметь хорошие знания, большое терпение и огромное желание победить.
ЗНАНИЯ | ТЕРПЕНИЕ | ЖЕЛАНИЕ |