Урок речевого творчества "Глазами моей парты"

Разделы: Начальная школа


Цели.

Образовательные: учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе подготовки и написания сочинения-миниатюры на заданную тему, создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыследеятельности детей на уроке.

Воспитательные: воспитывать свободу мышления, развивать коммуникативные качества (навыки работы в группах), воспитывать положительное отношение к школьным вещам.

Развивающие: развивать мышление, воображение, монологическую и диалогическую устную речь детей; развивать умения выражать свои мысли в процессе написания сочинения-миниатюры, совершенствовать навыки грамотного письма.

Средства обучения: телевизор, DVD, магнитофон, дидактический материал, словари.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

“Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Так начнем урок друзья!”.

II. Сообщение темы и целей урока

1. Послушайте загадки, которые вместе с мамой придумал к нашему уроку Можаев Олег, отгадайте их и определите тему нашего урока.

Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс. (Парта)

Мы стоим не кругом,
А ровными рядами,
Уселись друг за другом
Школьники за нами,
Лежат на нас то книжки,
То контурные карты,
Все, что кладут мальчишки
И девочки на … (Парты)

2. Посмотрите на строчки букв и найдите среди них “спрятавшиеся слова”. Прочитайте их. (Слайд)

ИРНМОЯТРЕВСЖ

ЛЬГПМАЧПАРТА

- Какая разница между словами ПАРТА и МОЯ ПАРТА?

- Какое слово вам ближе? Почему?

- На какое слово поставим логическое ударение? Почему?

3. Мы с вами поговорим о школе, о своей парте.

Напишем сочинение-миниатюру “Глазами моей парты”.

- Какое слово в названии, по-вашему, главное? Почему?

- Кто из вас знает, что такое миниатюра? Какая девочка в сказке была очень миниатюрной?

Как называется сказка? Кто написал?

- Придумайте синоним к слову миниатюрный.

- Ответ из словаря:

Миниатюра – (франц.) художественное произведение малых размеров.

- Лучшие сочинения войдут в нашу КЛАССНУЮ КНИГУ РЕКОРДОВ.

III. Актуализация знаний

- Откуда появилась парта?

- По словарю В.Даля “Парта – школьный стол откосом, со скамейкой”.

- Об этом расскажет Барабошкина Арина, участница городских научно-практических чтений.

До появления парт дети сидели на лавках, а еще до того лавок не было, как, например, в Древнем Египте (где дети писали с дощечками на коленях) или в античной Греции. (Слайд)

Дедушкой парты можно считать стол Эпохи Возрождения, который назывался поставец. Его крышку можно было зафиксировать наклонно. Потом из поставца “родились” конторка и секретер.

До первой половины 19 века ученики в школе сидели за столами на скамьях. (Слайд)

В 1 половине 19 века было предписано использовать во всех школах парты единого образца.

Эту чудо-парту разработал ученый-гигиенист Эрисман. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног, помогали сохранить правильную осанку. И глаза уставали меньше. (Слайд)

Эти парты просуществовали без изменений до второй половины 20 века. На них сидели еще наши прабабушки и прадедушки и все ныне живущие, рожденные, по крайней мере, до 50-го года 20 века.

В 60-х годах начали появляться новые парты. Это были столики на трубчатых металлических ножках, с приставным стулом. От этой мебели ученые-гигиенисты пришли в ужас сразу же, еще тогда в 60-х годах, только раз увидев, как криво-косо сидит за ней ученик. (Слайд)

IV. Мини-доклады

- Наши ребята умеют мечтать. Они придумали свою парту. (Cлайды)

Перед вами парта будущего. Эту парту я изобрел. Она, наверное, через тысячу лет войдет в нашу жизнь. Она покрыта целлофаном. У нее красивый и яркий вид. Справа лежат следующие вещи:

Карандаш, который крепко прикреплен
И никогда не будет потерян он.
Чернила в нем никогда не кончаются.

Новый карандаш придется покупать,
Если только он сломается!
Счеты, с помощью которых легко считать,
Ведь принцип работы ты знаешь на “пять”.

Две игрушки небольшие лежат на парте справа.
Играть ими на уроке нельзя,
Иначе выгонят из класса тебя.

В центре парты экран.
Он задания учителя помогает выполнить нам.
В памяти экрана много учебных программ.

Справа от экрана цифры. Нажимаете на определенную цифру, появляется нужная страница.

Слева от экрана буквы. Нажав буквы в определенном порядке, например: М-А-Т-Е-М-А-Т-И-К-А, парта на этот урок настраивается.

Честное слово вам понравится.

В левом верхнем углу лежат краски. Я не вру. Например, вы нажали: Р-И-С-О-В-А-Н-И-Е, и макая карандаш в краски, у вас появляется красивый рисунок.Сейчас я показывать это не буду.

В правом верхнем углу кнопка – киска. Нажав на нее один раз, парта увеличивается втрое. Сейчас не буду нажимать, чтобы нечаянно не сломать.

Итак, представьте, класс пустой. Стоят лишь стулья (их изобретением я займусь потом).

Заходят ученики.

Садятся на стулья свои.

Кладут парту на нужной высоте. Затем надо нажать на киску. Тут же парта увеличится втрое. А после уроков надо парту сложить. Класс опять останется пустым, т.к. вы с собой:

Парту возьмете и домой ее унесете.
Дома будете уроки делать на ней,
Так как напоминаю: все есть в парте моей!

Физкультминутка.

VI. Лексическая работа

(сценку показывает “театральная” группа класса)

1. Басня “Из парты капнула слеза” М.Ильин.

Из парты капнула слеза –
Смолистая, густая…
Тут к парте Глобус проявил участье:
- О чем ты плачешь, дорогая?
А ну-ка, вытри поскорей глаза
Да расскажи свое несчастье…
И парта скрипнула в ответ:
- Не мил мне белый свет!
Боюсь к весне пойду на слом,
На большее не хватит сил!
И обе вырезал на мне ножом.
Ведь он меня изрежет в год,
Пока алфавит весь пройдет…
Мораль из басни вы,
Подумав, сами выводите!
Она относится, увы,
Не к одному лишь Вите.

- Что может чувствовать такая парта?

- Давайте вспомним 1 класс, когда вы пришли и сели за парту. Какие правила вы узнали?

2. Работа на карточках.

- Ребята, которые работают на “зеленых” карточках подбирают слова-антонимы.

Ребята, которые работают на “желтых” карточках подбирают слова-синонимы.

(Подобрать синонимы к слову ПАРТА, подобрать антонимы к словам: грязная - …, изрезанная -….., исписанная - ….,)

Проверка.

- Какие слова вам пригодятся в сочинении?

Физкультминутка

VII. Литературоведческий этап

- Что может чувствовать школьная парта? Пофантазируйте, есть у нее душа, характер, что она думает о вас?

(Работа 10-12 минут)

VIII. Работа в четверках

- Выберите лучшее сочинение от четверки для нашей КНИГИ РЕКОРДОВ.

IX. Рефлексия

- Понравился ли вам сегодня урок? Изменилось ли у вас отношение к своей парте? К партам в классе?

Тест

1. Когда я вхожу в класс, то вешаю

рюкзак на крючок возле стола:

всегда, иногда, никогда.

2. Если я вижу пятно на столе, то

вытираю его тотчас:

всегда, иногда, никогда.

3. Под моим столом всегда чисто:

всегда, иногда, никогда.

4. Я хочу сидеть за одним столом

со своим одноклассником:

всегда, иногда, никогда.

Всегда – 2 балла

Иногда – 1 балл

Никогда – 0 баллов

От 6 до 8 баллов – у вас все в порядке.

От 3 до 6 баллов – старайся относиться лучше к своей парте.

От 0 до 4 баллов – тебе надо учиться.

- Оцените свою работу.

- Солнышко смеется – я работал на уроке хорошо, собой доволен.

- Солнышко грустит – я могу работать лучше.

- Солнышко плачет – я собой сегодня недоволен.

X. Заключительный этап

- Послушайте частушки о парте. Автор Можаев Олег.

1) В классе парты в три ряда,
А в ряду их несколько.
У каждой парты есть два стула -
Очень много мебели!

2) Я за партою сижу
И в окошечко гляжу,
А учительница мне:
Олег Можаев, выходи к доске!

3) Парта милая моя,
Как же я люблю тебя!
Ежедневно по полдня
Провожу с тобою я!

4) Парты милые мои,
До чего ж вы хороши!
Чистые, удобные,
Очень вы комфортные!

Приложение