Цели.
Образовательные: учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе подготовки и написания сочинения-миниатюры на заданную тему, создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыследеятельности детей на уроке.
Воспитательные: воспитывать свободу мышления, развивать коммуникативные качества (навыки работы в группах), воспитывать положительное отношение к школьным вещам.
Развивающие: развивать мышление, воображение, монологическую и диалогическую устную речь детей; развивать умения выражать свои мысли в процессе написания сочинения-миниатюры, совершенствовать навыки грамотного письма.
Средства обучения: телевизор, DVD, магнитофон, дидактический материал, словари.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
“Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Так начнем урок друзья!”.
II. Сообщение темы и целей урока
1. Послушайте загадки, которые вместе с мамой придумал к нашему уроку Можаев Олег, отгадайте их и определите тему нашего урока.
Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс. (Парта)
Мы стоим не кругом,
А ровными рядами,
Уселись друг за другом
Школьники за нами,
Лежат на нас то книжки,
То контурные карты,
Все, что кладут мальчишки
И девочки на … (Парты)
2. Посмотрите на строчки букв и найдите среди них “спрятавшиеся слова”. Прочитайте их. (Слайд)
ИРНМОЯТРЕВСЖ
ЛЬГПМАЧПАРТА
- Какая разница между словами ПАРТА и МОЯ ПАРТА?
- Какое слово вам ближе? Почему?
- На какое слово поставим логическое ударение? Почему?
3. Мы с вами поговорим о школе, о своей парте.
Напишем сочинение-миниатюру “Глазами моей парты”.
- Какое слово в названии, по-вашему, главное? Почему?
- Кто из вас знает, что такое миниатюра? Какая девочка в сказке была очень миниатюрной?
Как называется сказка? Кто написал?
- Придумайте синоним к слову миниатюрный.
- Ответ из словаря:
Миниатюра – (франц.) художественное произведение малых размеров.
- Лучшие сочинения войдут в нашу КЛАССНУЮ КНИГУ РЕКОРДОВ.
III. Актуализация знаний
- Откуда появилась парта?
- По словарю В.Даля “Парта – школьный стол откосом, со скамейкой”.
- Об этом расскажет Барабошкина Арина, участница городских научно-практических чтений.
До появления парт дети сидели на лавках, а еще до того лавок не было, как, например, в Древнем Египте (где дети писали с дощечками на коленях) или в античной Греции. (Слайд)
Дедушкой парты можно считать стол Эпохи Возрождения, который назывался поставец. Его крышку можно было зафиксировать наклонно. Потом из поставца “родились” конторка и секретер.
До первой половины 19 века ученики в школе сидели за столами на скамьях. (Слайд)
В 1 половине 19 века было предписано использовать во всех школах парты единого образца.
Эту чудо-парту разработал ученый-гигиенист Эрисман. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног, помогали сохранить правильную осанку. И глаза уставали меньше. (Слайд)
Эти парты просуществовали без изменений до второй половины 20 века. На них сидели еще наши прабабушки и прадедушки и все ныне живущие, рожденные, по крайней мере, до 50-го года 20 века.
В 60-х годах начали появляться новые парты. Это были столики на трубчатых металлических ножках, с приставным стулом. От этой мебели ученые-гигиенисты пришли в ужас сразу же, еще тогда в 60-х годах, только раз увидев, как криво-косо сидит за ней ученик. (Слайд)
IV. Мини-доклады
- Наши ребята умеют мечтать. Они придумали свою парту. (Cлайды)
Перед вами парта будущего. Эту парту я изобрел. Она, наверное, через тысячу лет войдет в нашу жизнь. Она покрыта целлофаном. У нее красивый и яркий вид. Справа лежат следующие вещи:
Карандаш, который крепко прикреплен
И никогда не будет потерян он.
Чернила в нем никогда не кончаются.Новый карандаш придется покупать,
Если только он сломается!
Счеты, с помощью которых легко считать,
Ведь принцип работы ты знаешь на “пять”.
Две игрушки небольшие лежат на парте справа.
Играть ими на уроке нельзя,
Иначе выгонят из класса тебя.
В центре парты экран.
Он задания учителя помогает выполнить нам.
В памяти экрана много учебных программ.
Справа от экрана цифры. Нажимаете на определенную цифру, появляется нужная страница.
Слева от экрана буквы. Нажав буквы в определенном порядке, например: М-А-Т-Е-М-А-Т-И-К-А, парта на этот урок настраивается.
Честное слово вам понравится.
В левом верхнем углу лежат краски. Я не вру. Например, вы нажали: Р-И-С-О-В-А-Н-И-Е, и макая карандаш в краски, у вас появляется красивый рисунок.Сейчас я показывать это не буду.
В правом верхнем углу кнопка – киска. Нажав на нее один раз, парта увеличивается втрое. Сейчас не буду нажимать, чтобы нечаянно не сломать.
Итак, представьте, класс пустой. Стоят лишь стулья (их изобретением я займусь потом).
Заходят ученики.
Садятся на стулья свои.
Кладут парту на нужной высоте. Затем надо нажать на киску. Тут же парта увеличится втрое. А после уроков надо парту сложить. Класс опять останется пустым, т.к. вы с собой:
Парту возьмете и домой ее унесете.
Дома будете уроки делать на ней,
Так как напоминаю: все есть в парте моей!
Физкультминутка.
VI. Лексическая работа
(сценку показывает “театральная” группа класса)
1. Басня “Из парты капнула слеза” М.Ильин.
Из парты капнула слеза –
Смолистая, густая…
Тут к парте Глобус проявил участье:
- О чем ты плачешь, дорогая?
А ну-ка, вытри поскорей глаза
Да расскажи свое несчастье…
И парта скрипнула в ответ:
- Не мил мне белый свет!
Боюсь к весне пойду на слом,
На большее не хватит сил!
И обе вырезал на мне ножом.
Ведь он меня изрежет в год,
Пока алфавит весь пройдет…
Мораль из басни вы,
Подумав, сами выводите!
Она относится, увы,
Не к одному лишь Вите.
- Что может чувствовать такая парта?
- Давайте вспомним 1 класс, когда вы пришли и сели за парту. Какие правила вы узнали?
2. Работа на карточках.
- Ребята, которые работают на “зеленых” карточках подбирают слова-антонимы.
Ребята, которые работают на “желтых” карточках подбирают слова-синонимы.
(Подобрать синонимы к слову ПАРТА, подобрать антонимы к словам: грязная - …, изрезанная -….., исписанная - ….,)
Проверка.
- Какие слова вам пригодятся в сочинении?
Физкультминутка
VII. Литературоведческий этап
- Что может чувствовать школьная парта? Пофантазируйте, есть у нее душа, характер, что она думает о вас?
(Работа 10-12 минут)
VIII. Работа в четверках
- Выберите лучшее сочинение от четверки для нашей КНИГИ РЕКОРДОВ.
IX. Рефлексия
- Понравился ли вам сегодня урок? Изменилось ли у вас отношение к своей парте? К партам в классе?
Тест
1. Когда я вхожу в класс, то вешаю
рюкзак на крючок возле стола:
всегда, иногда, никогда.
2. Если я вижу пятно на столе, то
вытираю его тотчас:
всегда, иногда, никогда.
3. Под моим столом всегда чисто:
всегда, иногда, никогда.
4. Я хочу сидеть за одним столом
со своим одноклассником:
всегда, иногда, никогда.
Всегда – 2 балла
Иногда – 1 балл
Никогда – 0 баллов
От 6 до 8 баллов – у вас все в порядке.
От 3 до 6 баллов – старайся относиться лучше к своей парте.
От 0 до 4 баллов – тебе надо учиться.
- Оцените свою работу.
- Солнышко смеется – я работал на уроке хорошо, собой доволен.
- Солнышко грустит – я могу работать лучше.
- Солнышко плачет – я собой сегодня недоволен.
X. Заключительный этап
- Послушайте частушки о парте. Автор Можаев Олег.
1) В классе парты в три ряда,
А в ряду их несколько.
У каждой парты есть два стула -
Очень много мебели!
2) Я за партою сижу
И в окошечко гляжу,
А учительница мне:
Олег Можаев, выходи к доске!
3) Парта милая моя,
Как же я люблю тебя!
Ежедневно по полдня
Провожу с тобою я!
4) Парты милые мои,
До чего ж вы хороши!
Чистые, удобные,
Очень вы комфортные!