Цель: Рассмотреть высокое искусство Древнего Египта.
Задачи: Раскрыть причины обожествления сил природы, найти связь между религией и искусством.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок истории. И, как всегда, урок у нас необычный. Мы продолжаем играть в увлекательную игру, которую начали еще в начале года: ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Слайд 1 (см. Приложение 1.)
Сегодня мы вновь отправляемся в увлекательное историческое путешествие в эпоху Древнего Египта. Мы побываем в дельте реки Нил, посмотрим на великие пирамиды в Гизе, прогуляемся по храму Амона в Луксоре, проникнем в долину царей и цариц – долину мертвых.
Слай 2
Но главное для нас понять, что же двигало людьми в строительстве таких монументальных сооружений, зачем нужны были такие величественные храмы и гробницы.
Поэтому “включаем ПОЧЕМУЧЕК” и каждый раз задаем себе и другим вопросы: “А почему?”, “А зачем?”, “А как?”. Ну и, конечно, стараемся получить ответ.
2. Проверка домашнего задания
Слайд 1
Но прежде нам стоит запустить машину времени. А приходит она в действие благодаря силе знаний.
Итак, отвечаем на вопросы быстро и четко. К тому же, вы каждый раз за правильный ответ будете получать пазлы. И в конце нашего путешествия мы получим целую картину, которая поможет нам подвести итоги.
Вопросы:
- Что египтяне называли жемчужиной Египта – Хапи? (Нил.)
- Что называли даром Нила? (Плодородный ил.)
- Какую роль играл Нил в жизни египтян? (Варианты ответов.)
- Какое главное занятие было у древних египтян? (Земледелие.)
- А что такое религия? (Вера в сверхъестественное.)
Давайте вспомним, каких богов Древнего Египта мы знаем.
(Слайд 3)
- Амон-Ра – бог солнца.
Слайд 4
- Геб – бог земли
- Нут – богиня неба
Слайд 5
- Тот – бог мудрости – птица ибис.
- Бастет – покровительница женщин, красоты – богиня-кошка
Слайд 6
- Себек – бог воды – с головой крокодила
- Анубис – бог мертвых, бальзамирования – с головой шакала
Слайд 7
- Осирис – бог природы, Загробного Мира
- Исида – богиня плодородия, материнства
Слайд 8
Это только некоторые божества. Всего
насчитывалось около 2000. Божества могли
перевоплощаться в другие создания и получали
новые имена.
- Что общего было у всех египетских богов? (Боги всегда имели тесную связь с природой.)
В каждом городе был свой бог-покровитель.
Например в Гелиополе – Ра, в Фивах – Гор, Мемфисе
– Сохмет, Абидосе – Осирис и Исида.
И, конечно, своим покровителям египтяне строили
великолепные храмы.
Слайд 9
- Что такое храм? (Жилище богов.)
Египтяне подносили богам богатые дары в храмах, а “передавали”, молились, восхваляли эти дары специально обученные люди, служители богов.
- Как они назывались? (Жрецы.)
“Только нам боги открывают свою волю. Только мы
можем умилостивить богов. Не скупитесь на
подарки богам – несите в храм жертвы!”
Даже сами цари Египта преподносили богатые
пожертвования жрецам.
- Подскажите, как назывались Цари в Египте? (Фараоны.)
- Чем это можно объяснить? (Жрецы укрепляли и обожествляли власть фараонов.)
3. Изучение нового материала
Молодцы! Мы смогли открыть временной портал и
запустить машину времени!
Теперь давайте посмотрим, где же мы оказались.
Оказались мы у подножья великих пирамид в Гизе!
Слайд10
Что вы знаете о Египетских пирамидах? (Ответы
детей.)
Слайд 11
- Для чего строились пирамиды? (В качестве гробниц.)
Конечно, пирамиды, прежде всего, служили погребальным сооружением для фараонов и их вельмож..
Слайд 12 Огромный каменный сфинкс охранял покой фараона
Но на строительство таких усыпальниц требовалось много и затрат, и времени, и человеческого труда. Поэтому во 2-м тыс. до н. э. египтяне хоронили своих фараонов в скалах. За века и тысячелетия погребения подвергались разорению. И лишь одна гробница сохранилась до наших времен нетронутой.
- Это гробница фараона Тутанхамона.
Слайд 13, 14
4. Закрепление материала
Собрать вместе пазлы.
Сделать выводы.