Культура Древнего Египта

Разделы: История и обществознание


Цель: Рассмотреть высокое искусство Древнего Египта.

Задачи: Раскрыть причины обожествления сил природы, найти связь между религией и искусством.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок истории. И, как всегда, урок у нас необычный. Мы продолжаем играть в увлекательную игру, которую начали еще в начале года: ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Слайд 1 (см. Приложение 1.)

Сегодня мы вновь отправляемся в увлекательное историческое путешествие в эпоху Древнего Египта. Мы побываем в дельте реки Нил, посмотрим на великие пирамиды в Гизе, прогуляемся по храму Амона в Луксоре, проникнем в долину царей и цариц – долину мертвых.

Слай 2

Но главное для нас понять, что же двигало людьми в строительстве таких монументальных сооружений, зачем нужны были такие величественные храмы и гробницы.

Поэтому “включаем ПОЧЕМУЧЕК” и каждый раз задаем себе и другим вопросы: “А почему?”, “А зачем?”, “А как?”. Ну и, конечно, стараемся получить ответ.

2. Проверка домашнего задания

Слайд 1

Но прежде нам стоит запустить машину времени. А приходит она в действие благодаря силе знаний.

Итак, отвечаем на вопросы быстро и четко. К тому же, вы каждый раз за правильный ответ будете получать пазлы. И в конце нашего путешествия мы получим целую картину, которая поможет нам подвести итоги.

Вопросы:

  1. Что египтяне называли жемчужиной Египта – Хапи? (Нил.)
  2. Что называли даром Нила? (Плодородный ил.)
  3. Какую роль играл Нил в жизни египтян? (Варианты ответов.)
  4. Какое главное занятие было у древних египтян? (Земледелие.)
  5. А что такое религия? (Вера в сверхъестественное.)

Давайте вспомним, каких богов Древнего Египта мы знаем.

(Слайд 3)

  1. Амон-Ра – бог солнца.

Слайд 4

  1. Геб – бог земли
  2. Нут – богиня неба

Слайд 5

  1. Тот – бог мудрости – птица ибис.
  2. Бастет – покровительница женщин, красоты – богиня-кошка

Слайд 6

  1. Себек – бог воды – с головой крокодила
  2. Анубис – бог мертвых, бальзамирования – с головой шакала

Слайд 7

  1. Осирис – бог природы, Загробного Мира
  2. Исида – богиня плодородия, материнства

Слайд 8
Это только некоторые божества. Всего насчитывалось около 2000. Божества могли перевоплощаться в другие создания и получали новые имена.

  1. Что общего было у всех египетских богов? (Боги всегда имели тесную связь с природой.)

В каждом городе был свой бог-покровитель. Например в Гелиополе – Ра, в Фивах – Гор, Мемфисе – Сохмет, Абидосе – Осирис и Исида.
И, конечно, своим покровителям египтяне строили великолепные храмы.

Слайд 9

  1. Что такое храм? (Жилище богов.)

Египтяне подносили богам богатые дары в храмах, а “передавали”, молились, восхваляли эти дары специально обученные люди, служители богов.

  1. Как они назывались? (Жрецы.)

“Только нам боги открывают свою волю. Только мы можем умилостивить богов. Не скупитесь на подарки богам – несите в храм жертвы!”
Даже сами цари Египта преподносили богатые пожертвования жрецам.

  1. Подскажите, как назывались Цари в Египте? (Фараоны.)
  2. Чем это можно объяснить? (Жрецы укрепляли и обожествляли власть фараонов.)

3. Изучение нового материала

Молодцы! Мы смогли открыть временной портал и запустить машину времени!
Теперь давайте посмотрим, где же мы оказались.
Оказались мы у подножья великих пирамид в Гизе!

Слайд10

  1. Что вы знаете о Египетских пирамидах? (Ответы детей.)

Слайд 11

  1. Для чего строились пирамиды? (В качестве гробниц.)

Конечно, пирамиды, прежде всего, служили погребальным сооружением для фараонов и их вельмож..

Слайд 12 Огромный каменный сфинкс охранял покой фараона

Но на строительство таких усыпальниц требовалось много и затрат, и времени, и человеческого труда. Поэтому во 2-м тыс. до н. э. египтяне хоронили своих фараонов в скалах. За века и тысячелетия погребения подвергались разорению. И лишь одна гробница сохранилась до наших времен нетронутой.

  1. Это гробница фараона Тутанхамона.

Слайд 13, 14

4. Закрепление материала

Собрать вместе пазлы.
Сделать выводы.