Цели урока:
- Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы.
- Развивающие: способствовать формированию умений применять приемы:
обобщения.
Сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора,
мышления и речи, внимания и памяти. - Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, активности. Организованности, умения общаться.
1. Организационный момент
(Устно) “Вычислительная пауза”
Сегодня я хочу пригласить Вас на чайную церемонию ТЯ-НО-Ю. Для ее проведения в Древней Японии в каждом дворе самурая был чайный домик. А я приглашаю Вас в мой чайный домик.
За чайный столик по традиции приглашается первым почетный гость, его выбирают по старшинству. Я приглашаю к столу (приглашение ученика) -сан. А теперь вы сами определите, кто будет вторым, третьим, четвертым и т.д. гостем. Проведем устный счет. Выполните задания на карточках. Результат укажет вам место за столом.
- Выразите неизвестные переменные a, b, c, d (поочередно): a b = c d.
- Составьте из чисел 12, 16, 18, 24 верную пропорцию.
- Найдите 0,3 от 14; 0,5 от 300; 1,2 от 4.
- Заполните пропуски* числами, чтобы пропорции были верными: 13 : 18 = 26 : *; 15 : 24 = * : 72 .
- Какое число делится на все числа без остатка?
2. Систематизация знаний
Участники чайной церемонии произносят мало слов, но взгляды, жесты, расположение вещей, композиции икебаны и даже чистота создают определенную обстановку, настрой.
Главное в ТЯ-НО-Ю не вкус чая и количество выпитых чашек, а создание гармонии внутреннего мира человека с окружающим миром. Самые важные соглашения, договоры заключались во время чайной церемонии. Мы же сегодня с Вами будем систематизировать знания по теме “ПРОПОРЦИЯ”, а также совершенствовать навыки в составлении решения пропорции.
Во время ТЯ-НО-Ю хозяин и гости общаются, обмениваются мнениями, отвечая на вопросы и показывая свою эрудицию.
У Вас, дорогие гости, на карточках есть задания, выполнив которые, Вы сможете поделиться друг с другом полученной информацией.
Приступаем к выполнению первого задания (музыка):
Задача первой группы.
Чтобы заварить 2 литра чая, нужно 30 г чайного листа. Сколько нужно сухого чая для заваривания, если чайник вмещает 1,5 л воды?
Ответ: чтобы приготовить 1,5 л чая, необходимо взять 22,5 г чайного листа.
Гости за вторым столом, читайте задачу.
Задача второй группы.
Смешаем черный, зеленый, цветочный чай. Масса смеси 0,8 кг, черного чая 0,16 кг. Найти процентное содержание черного чая в смеси.
Ответ: 20%.
Обе задачи можно решить, составляя пропорцию.
Одну задачу мы решили составляя пропорцию, а вторую – составив уравнение.
3. Коллективная работа
На Востоке к чаю подаются фрукты.
Мандарин – символ богатства,
персик – символ долгожительства,
лимон – символ здоровья,
апельсин – символ мудрости,
яблоко – символ вечной молодости.
Задача на составление пропорции (доска).
Прочитайте условие задачи…
Яблоки при сушке теряют 84 % своей массы. Сколько надо взять свежих яблок, чтобы приготовить 16 кг сухих.
Ответ: 100 кг свежих яблок необходимо взять для получения 16 кг сухофруктов.
4. Физкультминутка
Мы с Вами потратили много сил, энергии на решение задач. Нам необходимо восстановить свой жизненный тонус. В этом нам поможет дыхательная гимнастика ЦИГУН, которая позволит сохранить хорошую физическую форму, достичь долголетия, преодолеть недуги.
Дыхательные упражнения можно выполнять сидя:
выпрямите спины, расправьте плечи, руки положите на колени ладонями вверх, голову опустите. При вдохе поднимаем голову и задерживаем дыхание. Медленно опуская голову, вдыхаем /повторить 3–5 раз/.
Чаепитие
Восстановив силы, мы приступаем к церемонии чаепития. У каждого из Вас есть чашка. Пожалуйста, насыпьте тот чай, который Вам нравится больше всего: черный, цветочный, зеленый, каркаде, чай с бергамотом. Заливаем кипяток, но не полную чашку, а примерно 1/3. Теперь самая важная деталь церемонии, Возьмем за ручку чашки и вращаем ее по часовой стрелке (учитель показывает); теперь то же самое – против часовой стрелки. Закроем чашку блюдцем.
И пока заваривается чай, послушайте древние японские стихи ТАНКА:
Дрожат полукружья зеленых век,
Разливается ночь в облаках,
То, что не высказал я,
Сильнее
Того, что сказал.
Откроем чашку, поднимем ее, поделимся ароматом с окружающими и пусть исполнятся все Ваши желания. Попробуйте чай желаний.
Вернемся к теме нашей церемонии.
Откройте учебник на стр. 150. Читаем параграф.
Теперь мы знаем, что пропорциональность существует в природе, искусстве /показ слайдов/.
В архитектуре пропорция означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растений, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета. /Показ слайдов/
Это отношение во многих пропорциях присуще человеческой фигуре, ветке растения /показ слайдов/.
Посмотрите на веточку сакуры, расположите листьев на общем стебле растения. Можно заметить, что между каждыми двумя парами листьев третья пара расположена в месте сечения /показ слайдов/.
А что такое золотое сечение прочитаем в учебнике.
Вывод. Равенство двух отношений называется пропорцией.
Ощутите гармонию окружающего вас мира:
“Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное,
всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое,
всматривайтесь в простое – и увидите сложное,
всматривайтесь в частицы – и увидите целое,
всматривайтесь в малое – и увидите великое”
4. Самостоятельная работа.
Верна ли пропорция: 2,04 : 0,6 = 2,72 : 0,8 ; 0,0112: 0,28 = 0,204 : 0,51.
Из 20 кг яблок получается 16 кг яблочного пюре. Сколько яблочного пюре получится из 45 кг яблок?
5. Подведение итогов урока.