Цели:
Оборудование: учебник Полякова, А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. Часть 1 /А.В. Полякова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007, компьютер, интерактивная доска, таблицы, карточки, презентация “Физкультминутка для глаз”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Встали прямо, успокоились, настроились на работу.
2. Вступительная беседа – актуализация знаний.
Ребята, вот и закончилось лето, наступила осень. Начался учебный год, вы уже второклассники.
Расскажите, как вы провели лето. Поделитесь самыми яркими впечатлениями.
(Дети рассказывают о своём отдыхе)
Ребята, кто из вас отдыхал у бабушки в деревне? Расскажите.
А кто ездил на море?
Мы с вами сейчас разговаривали. Что же это такое?
Дети. Речь.
Что вы знаете про речь?
Дети. Речь бывает устная и письменная. Она состоит из предложений.
3. Работа над новой темой.
1) Введение в тему.
Что такое предложение?
Давайте вспомним, что мы знаем о предложении.
(Фиксировать на интерактивной доске)
Дети. Предложение состоит из слов, оно выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы…)
Какая же тема нашего урока?
Дети. Предложение.
А цель?
Дети. Вспомнить всё, что мы знаем о предложении, узнать что-то новое.
А поможет нам в этом учебник русского языка для 2 класса.
2) Знакомство с учебником.
Перед вами, ребята, книга (учебник). Рассмотрите её обложку. Кто автор? Как называется? Почему?
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Знание родного языка даётся вам с детства, вы овладеваете им так же естественно, как дышите и растёте. Но это сложная дисциплина, которая требует большого труда.
3) Работа над упражнением №1.
Прочитайте задание.
Сколько здесь предложений? Почему?
Дети. Я прочитал 3 предложения, потому что:
3 знака препинания – точки.
3 законченные мысли.
3 первых слова написаны с большой буквы и стоит в конце 3 точки.
Вывод. Что же такое предложение?
Ответы детей.
4) Работа в тетради.
Я тетрадь сейчас открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Запишем число. Классная работа.
Из данного упражнения выпишите второе предложение.
С чего начнёте работать?
Вспомним правила списывания предложения. (Приложение 1)
Дети выписывают предложение.
Фронтальная проверка.
Весь текст записать на доску.
Есть такая игра – кубики. Дети ставят кубики один на другой. Вырастает башня.
Какое из этих предложений вы списали?
Дети отвечают.
Дети ставят кубики один на другой.
Самопроверка. (Интерактивная доска) Проверьте написание предложения, исправьте ошибки.
Кто списал без ошибок? (Дети поднимают руки)
Кто допустил при списывании ошибки?
Молодцы, ребята.
Поставьте вопрос, о ком, о чём говорится в предложении, что говорится…
(В этом предложении говорится о детях. Дети что делают? ставят)
Вывод делают дети. Это главные члены предложения.
5) Физкультминутка для глаз.
6) Фонетический разбор.
Выпишем из предложения слово: кубики – 6 б., 6 зв., 3 сл.
Дети доказывают, почему 6 букв… .
Кто играл в кубики? (Дети поднимают руки)
Какие игры вы ещё знаете?
Дети. Хоккей, футбол…
7) Работа над предложениями, записанными на доске.
Жмурки.
Вова ловит Толю.
Ручеёк.
Прочитайте. Что записано?
Дети. Предложения.
Докажите.
Дети доказывают. Дополняют друг друга, спорят.
Дети делают вывод: предложения могут состоять из одного слова или нескольких слов.
Прочитаем правило на странице 5.
Правильно мы сделали вывод?
Дети. Да.
Очень хорошо.
О каких играх говорится в этих предложениях?
8) Физкультминутка.
Зайчики.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
4. Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа. (Приложение 2)
1) Прочитайте текст. Сосчитайте, сколько в нём предложений. Запишите.
Вове завязали глаза. Он водил. Вот Игорь. Он спрятался под столом. Вова схватил Колю. Теперь ты водишь!
- Как называется эта игра?
Дети. Жмурки.
- Сколько предложений? Запишите.
Самопроверка. (Правильный ответ на доске – 6 предложений)
Самооценка. Дети работают с карточками.
Ребята, у каждого из вас есть таблица. Заполните её, пожалуйста. Если вы выполнили задание самостоятельно, то поставьте знак “+” в первом столбике, если с помощью соседа – во втором столбике, если сами не справились – в третьем столбике.
Самостоятельно | С подсказкой | По эталону |
+ |
2) Составьте предложение из слов. Пронумеруйте слова по порядку.
Интересную, составил, пазлов, картинку, из, Олег.
Самопроверка.
(Олег составил из пазлов интересную картинку.)
Самооценка. (Аналогичная работа с таблицей)
Самостоятельно | С подсказкой | По эталону |
+ |
3) Подчеркнуть предложения.
Лариса кормит куклу.
Слава с машиной.
У Павлика большая машина.
Красивый корабль.
Самопроверка. (Интерактивная доска)
Лариса кормит куклу.
Слава с машиной.
У Павлика большая машина.
Красивый корабль.
Самооценка. (Аналогичная работа с таблицей)
Самостоятельно | С подсказкой | По эталону |
+ |
- Почему вы подчеркнули только 2 предложения?
Докажите, что остальные не предложения.
Дети доказывают.
Подведение итога самостоятельной работы.
Дети, посмотрите, пожалуйста, на диаграмму. Вот так мы с вами справились с заданием.
(Презентация – слайды 5, 6, 7)
5. Творческая работа.
Записать в тетради красивое предложение из нескольких слов со словом “игра”.
Взаимопроверка.
Словесная оценка предложений обучаемыми.
6. Домашнее задание.
Составить подобное задание для соседа на тему: “Игра”.
7. Рефлексия.
Какие задания показались наиболее трудными?
Какую проблему надо решить?
Дети. Трудно было выполнять второе задание.
Нам надо ещё поучиться составлять предложения.
Да, ребята, диаграммы показали, что нам надо поработать над составлением предложений из слов.
8. Итог урока.
Давайте вернёмся к началу урока.
Какая тема нашего урока?
Дети. Предложение.
Что мы говорили о предложении?
Предложение состоит из слов, оно выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы…)
Можем ли мы дополнить нашу таблицу? (Презентация - слайды первый и последний)
Дети. Да. Предложение может состоять из одного слова или нескольких слов.
О чём же мы говорили на уроке?
Дети. О предложении.
Ребята, вот и закончился наш урок. Спасибо всем за работу на уроке.
Молодцы.
А теперь встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Пусть у вас всегда будет хорошее настроение.