Научный и художественный стиль речи на уроках гуманитарного и естественного циклов (интегрированный урок русского языка и химии)

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Повторение признаков художественного и научного стиля речи; совершенствование умений пользоваться выразительными редствами языка;
  2. Развитие творческого мышления через решение творческих задач; развитие речи, интереса и воображения через применение специальных заданий;
  3. Воспитание умений применять изученный учебный материал в практических ситуациях; умений защищать свои убеждения; повышение интереса учащихся к художественным произведениям, русскому языку и химии.

Оборудование: слайды с таблицами, отрывками из художественных произведений; учебники, словари.

Ход урока

I. 1) Сообщение учителем темы урока.

2) Запись и анализ эпиграфа к уроку:

...Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
С. Щипачев.

– как вы понимаете эти слова русского поэта ХХ века? (Круговорот веществ в природе; закон диалектики: мир един в своем происхождении.)

– а как этот закон можно применить к русскому языку? (Русский язык тоже часть этого мира и тоже является системой, состоящей из своих, особенных, элементов: звуков, слов, предложений и т.д.)

3) Вот о русском языке и его стилях, художественном и научном, мы сегодня с вами и поговорим.

II. На экран проецируется слайд со значениями слова “стиль” в словаре С. И. Ожегова:

Стиль –

1) Совокупность черт, близость выразительных приемов и средств, обусловливающих собой единство какого-нибудь направления в творчестве. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности. Великолепный стиль в работе.

3) Совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей. Литературный стиль.

– какое значение имеет отношение непосредственно к стилистике, т.е. касается именно языка? (Третье.)
– давайте запишем это значение слова “стиль” в тетрадь.

III. Повторение признаков стилей речи.

Учитель: В зависимости от сферы применения языка, тематики и цели высказывания речь можно разделить на два вида. Какие? (Разговорная и книжная.)

– На какие стили делится книжная речь? (Научный, художественный, деловой.)

(Слайд на экране).

– Сегодня мы более подробно остановимся на двух стилях: научном и художественном.
– Назовите признаки научного стиля.
– Назовите признаки художественного стиля.
– Подведем итоги нашего повторения признаков этих стилей, рассмотрим обобщающую таблицу – ничего ли мы не забыли и не упустили.

(Слайд на экране).

Стили речи.

IV. Работа с текстом научного стиля (текст из учебника химии 9 класса распечатан для каждого ученика).

Учитель:

– Давайте проанализируем первый текст и определим стиль этого текста, приведем доказательства, учитывая все то, что мы уже повторили.

Текст:

Фосфор – простое вещество. Химический элемент фосфор образует несколько аллотропных модификаций. Из них вы уже знаете два простых вещества: белый фосфор и красный фосфор.

Белый фосфор имеет молекулярную кристаллическую решётку, состоящую из молекул Р . Нерастворим в воде , хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется , а в порошкообразном состоянии даже воспламеняется.

Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность светиться в темноте вследствие его окисления. Хранят его под водой.

При нагревании красного фосфора в пробирке , закрытой ватным тампоном , он превращается в белый фосфор , и если выдернуть тампон , белый фосфор вспыхнет на воздухе. Этот опыт показывает огнеопасность белого фосфора.

Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок. Не растворяется ни в воде , ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и не самовоспламеняется. Не ядовит и не светится в темноте.

V. Работа с текстами художественного стиля.

Учитель:

– Но так как у нас все-таки урок гуманитарного цикла, то большее внимание мы, естественно, уделим художественному стилю. Но, учитывая специфику нашего урока – интеграция русского языка и химии, тексты из художественных произведений, с которыми вы будете работать, не совсем обычные, а очень тесно связанные с химией.

Каким образом? – Спросите вы.

– Еще в 18 веке великий русский ученый, поэт, реформатор русского языка М. В. Ломоносов сказал: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”.

Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Все это делало их произведения более яркими, образными, колоритными.

– Сейчас мы с вами познакомимся с примерами таких текстов. Ваша задача не просто получить удовольствие от красоты и образности языка, но и доказать, что это тексты художественного стиля, а также найти в этих отрывках и элементы научного стиля и ответить на главный вопрос: какую роль они здесь играют. А может, кто-нибудь из вас, знатоков химии, определит, какой химический процесс или явление описывается в этих художественных текстах.

Итак, внимание на экран.

VI. Слайды с отрывками из художественных произведений.

№ 1.

Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома,
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
Тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу –
Глубины мирозданья скрыты в ней.
(С. Щипачев. “Читая Менделеева”)

№ 2.

...Трясся Крым двадцать восьмого года,
И восстало море на дыбы,
Испуская к ужасу народа
Огненные серные столбы.
Все прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор все выше и плотней
Сумрачная серная геенна
Подступает к днищам кораблей...
(Ю. Кузнецов. “Тайна Черного моря”)

№ 3.

На поворотах Келаруса маленькие песчаные косы... Я намыл из этого песка темно-золотых чешуек – веселых и невесомых. Но через час они потемнели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне сказали, что это не золото, а серный колчедан.
(К. Г. Паустовский. “Бросок на юг”)

№ 4.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
(А. Ахматова. “Бег времени”)

– Какой же вывод вы можете сделать о роли химических терминов в текстах художественного стиля? (Химические термины как элементы художественного стиля могут не только употребляться в своем прямом значении, но и для усиления образности, эмоциональности, красочности, то есть в роли выразительных средств художественной речи).

VII. Творческая работа учащихся, включающая словарный диктант.

1. Учитель: – Называя признаки научного и художественного стиля речи, мы с вами работали с готовыми текстами: научными статьями и отрывками их художественных произведений. Но ведь любой текст состоит из основных языковых единиц, своеобразных “кирпичиков”. Каких? (Слова, словосочетания, предложения).

– Давайте посмотрим, сможем ли и мы, проявив свои творческие способности, создать подобные “кирпичики”, чтобы потом из них построить текст.

2. Словарный диктант.

– Для начала запишем словарный диктант, обозначив в словах орфограмму – безударную гласную в корне. Слова знакомы вам с уроков химии. Ну а если возникнут проблемы с правописанием, на помощь придет словарь, и не только орфографический, но и химический. Но надеюсь, вам, знатокам химии и русского языка, словарь не понадобится. Итак, пишем. (Один ученик у доски.)

Золото, коррозия, железо, кристалл, серебро, стекло, хрусталь, сахар, порох, титан, свинец, порошок, гранит.

3. А теперь, используя эти существительные – химические термины, вспомните и запишите словосочетания, которые можно было бы использовать как средства выразительности в текстах художественного стиля, то есть фразеологизмы, эпитеты, метафоры и т.д. (Золотые руки, железные нервы, кристальной души человек, коррозия души, серебряная свадьба, стеклянные глаза, хрустальный звон, сахарные уста, понюхать пороху, стереть в порошок, титанический труд, свинцовые тучи, грызть гранит науки).

VIII. Подведение итогов.

Итак, думаю, вы убедились в том, что русский язык и химия не такие уж далекие друг от друга науки. Современный образованный человек должен быть развит всесторонне. Гуманитарий без знания естественных наук ущербен и беден, а точные и естественные науки не могут плодотворно развиваться без гуманитарных знаний. Вот яркий пример: великий физик Альберт Эйнштейн утверждал, что ему для создания теории относительности русский писатель Ф. М. Достоевский дал больше, чем выдающиеся математики мира.

Подводя итог нашему сегодняшнему уроку, я хочу прочитать вам еще одно удивительное по красоте и точности четверостишие Степана Щипачева:

Есть просто газ легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах...

IX. Домашнее задание.

Ваше домашнее задание будет связано с творчеством: используя материалы сегодняшнего урока, напишите самостоятельно мини-сочинение в художественном стиле, включив в него элементы научного стиля, то есть постарайтесь соединить в одном тексте эти две науки – русский язык и химию. Тему можете взять и широкую, и узкую, жанр тоже на ваш выбор. Например, ода “Хвала химии”, эссе о влиянии химии на нашу жизнь и т.д.