Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. Я решила задать этот вопрос пятиклассникам и провести своё исследование. Ведь где, как не на уроке истории, изучая прошлое нашей страны, видишь связь поколений. Признаюсь честно, я не надеялась не серьёзный результат. Во многом этот проект для ребят был увлекательной игрой, однако постепенно он стал приобретать для них глубокий смысл. В ходе работы над ним они сделали свои открытия. Я уверенна, что они осознают его спустя много лет, когда станут взрослыми и будут рассказывать родословную своей семьи детям. Результатом этой работы стал медиа-проект «Откуда я родом…», который был показан на внеклассном мероприятии. Чтоб не пропала связь времён.
Внеклассное мероприятие по истории «Моя родословная»
Презентация к уроку «Откуда я родом…»
Цель: на примере мероприятия показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков.
Задачи:
- знакомство детей со своей родословной и историями жизни своих предков,
- воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них,
- организация совместной работы с родителями по созданию своей родословной,
- развитие познавательной активности, мышления, творческого воображения,
- обратить внимание детей на многонациональность поколений и историю проживания их на Сахалине,
- воспитание толерантности.
Умения: научиться составлять и исследовать своё генеалогическое древо.
Основные понятия: генеалогия, семья, предки, поколение, род, родословная, потомки.
Оборудование: раздаточный материал, проекты учащихся «Моя родословная», медиа - альбом, мультимедийная система.
Основные этапы урока:
- Вступительное слово учителя, учащихся.
- Проекты детей «Моя родословная».
- Интерактивная часть.
- Рефлексия. Подведение итогов. Просмотр и обсуждение медиа- альбома «Откуда я родом…».
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя.
Учитель рассказывает учащимся, с какой целью они собрались. Он знакомит ребят со словами: семья, семейные традиции, истоки, родословная, генеалогическое дерево. Пятиклассники рассказывают заранее подготовленные стихотворения о семье.
Учитель задаёт учащимся вопросы: Хорошая семья – это какая семья? Опищите мне её.
Какие качества вы считаете главными для дружной семьи?
Выслушав ответы ребят, он предлагает послушать и обсудить проекты ребят «Моя родословная» (выступления учащихся об истории своей семьи, истории её появления на Сахалине).
2. Проекты детей «Моя родословная».
3. Интерактивная часть. «Что мы знаем о семье? Что мы знаем о самых главных членах семьи?»
В этой части ребятам могут быть предложены различные игровые задания . Например: отгадать шуточные задания по математике. (посчитать, сколько людей живут в семье). Загадки на тему о семье. Можно также предложить ребятам игровое задание на тему: пословицы о семье (например, провести соревнование: кто больше знает пословиц о семье) [1].
Разгадать кроссворд о самых главных членах семьи. Ответы записывают сами учащиеся на заранее подготовленном листе бумаги. После отгадывания кроссворда учитель вновь просит послушать и оценить проекты ребят «Моя родословная», посвящённые членам семьи, обращает внимание на многонациональность семей на Сахалине.
После обсуждения учитель предлагает учащимся пофантазировать и нарисовать дом для счастливой и дружной семьи (можно обратить внимание ребят на то, что школа – тоже семья и большой дом). Свои рисунки учащиеся развешивают на доске.
4. Рефлексия.
– Что вы сегодня узнали нового и интересного?
– Что вам понравилось или нет?
– Что бы вы ещё хотели узнать?
Просмотр и обсуждение медиа-альбома по проектам учащихся.
Литература:
- Налётова Г.И. Семейный праздник «Моя родословная» [Электронный ресурс]: статья/классное руководство. 2006/2007 – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/413872/