Цель: закрепить знания, умения, навыки учащихся по теме “Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова”.
Задачи.
Образовательные:
- закрепить теоретические знания учащихся через практические упражнения;
- систематизировать знания о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;
- учить на практике находить безударные гласные в корне слова;
- тренировать умение писать слова с безударными гласными;
- повысить мотивацию к обучению;
- учить пользоваться компьютером.
Развивающие:
- развивать память, мышление, воображение;
- развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, словарный запас;
- развивать целенаправленное произвольное внимание школьников;
- развивать навык самопроверки.
Воспитательные:
- пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Орфографическая минутка. Работа с перфокартами (словарные слова).
III. Чтение грамматической сказки.
Ударные и безударные
- А, здравствуйте!
- Извините, я не А, я О.
- О, значит тезка! А голос у тебя совсем как у А.
- Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.
- Что же у тебя за место такое?
- Периферия. Ты вот в центре, тебе все внимание, а обо мне кто помнит?
Разговор происходит в слове между двумя гласными: Ударным О и О Безударным.
- Конечно, - жалуется Безударный, - слог у меня не тот. В твоем положении легко звучать. Я бы на твоем месте еще не так звучал!
- Но ведь я под ударением, - напоминает Ударный. – Стань под ударение – и звучи. Кто тебе мешает?
Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.
- Так договорились? – не унимается Ударный. – Ты станешь ударным, я – безударным…
Молчит Безударный. Хмурится. Ему не хочется отвечать. Ему не хочется меняться. Кому охота ставить себя под удар? (По Ф.Кривину)
- Наверное, вы уже догадались, какую орфограмму будем повторять на уроке (ударные и безударные гласные).
IV. Сообщение темы и цели урока. Запись темы урока на доске и в тетрадях.
1. Чтение стихотворения учителем:
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
2. Фронтальный опрос:
- Объясните, что значит безударная гласная?
- Почему безударные гласные нуждаются в проверке?
- Как проверить написание безударных гласных в корне слова?
- Что такое однокоренные слова?
3. Игра “Узнай, кто это?”
Учитель читает загадку. Дети должны записать отгадку, подобрать однокоренные слова и выделить корень.
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка,
рыбачит…)
Кто хлопочет с поварешкой,
Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил,
варенье…)
Кто на ранней зорьке встал,
Плугом поле распахал? (Пахарь, пашет, пахать,
вспахать…)
Кто пасет овец и коз
Там, где луг травой зарос? (В.Викторов)
(Пастух, пасет, выпасти…)
- Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково)
4. Упражнение в подборе однокоренных слов. Игра “Кто больше придумает слов”.
- Подберите однокоренные слова.
I вариант – с корнем -зим-.
II вариант – с корнем -вод-.
(Дети записывают однокоренные слова в тетради, а затем вслух по очереди прочитывают)
5. Физкультминутка.
6. Тренируемся в написании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.
Работа над загадками.
- Напишите отгадки. Обозначьте орфограмму, подберите проверочное слово.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком (пчела).
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо (оса).
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел (змея).
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Cова)
На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик, и певец. (Cкворечник)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
7. Устный диктант с использованием сигнальных карточек (учитель читает слово, дети поднимают соответствующую карточку, устно называют проверочное слово).
- Кормушка, снегирь, крольчиха, масленка, смельчак, червивый, воздушный, полезный, беглец, верхушка, цепочка, пилить.
8. Учитель:
- Ребята, всегда ли можно проверить написание безударных гласных в корне? (Не всегда)
- Как поступают в этом случае? (Обращаются к орфографическому словарю и запоминают написание словарных слов)
Задание: распознавание слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной.
- Запишите слова в два столбика:
1-й – с проверяемой гласной.
2-й – с непроверяемой гласной.
- Сосна, мороз, снежок, ягода, зима, картина, компот, метро, гнездо, летит, помидор, весело, песок, трещит.
9. Разгадывание кроссворда.
- Если вы правильно угадаете загадки и заполните все слова по горизонтали, то узнаете, какое слово зашифровано в вертикальном столбце под номером 1.
- Какое же слово получилось в вертикальном столбце? (Очки)
- Знаете ли, откуда оно произошло? (От устаревшего слова “око”, “очи”)
- Какие орфограммы встретились в этих словах?
- Какие из данных слов можно проверить ударением? А остальные?
10. Работа на компьютере с образовательной программой “Фраза”. Тема: “Безударные гласные в корне слова”.
V. Подведение итогов урока.
- Какую орфограмму мы сегодня повторяли и закрепляли?
- Что понравилось на уроке?
Выставление оценок (оценивание работы учащихся на уроке).
Домашнее задание.