Семинар для родителей "Как общаться с ребёнком?"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Данная разработка создана на основе материалов книг и интернет-ресурсов.

Цель: знакомство родителей со способами правильного общения с детьми.

Задачи:

  • показать родителям приемы успешного взаимодействия с детьми;
  • обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
  • развивать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
  • формировать позитивное отношение к своим близким.

Ход мероприятия

Вступительное слово психолога.

Как построить нормальные отношения с ребенком?

Как заставить его слушаться?

Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше его послушать. На занятии мы с вами будем учиться, как лучше общаться с ребенком.

Упражнение “Знакомство”

Все сидят в кругу. У ведущего в руках мяч. Он называет свое имя и коротко рассказывает о себе, далее кидает мяч любому другому участнику. Поймавший мяч, должен представиться и рассказать о себе. Так до тех пор, пока мяч не обойдет весь круг.

Обсуждение правил работы в группе.

При общении важно соблюдать правила. Всегда есть тот, кто слушает, и тот, кто говорит. Есть правила, которые наиболее важны. Что для вас важно при общении?

Такое обсуждение позволяет выделить необходимые качества для успешного общения и понять, чего не хватает большинству подростков.

1. Общение по принципу “Здесь и теперь”.

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, думают, т.к. боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в команду, в которой каждый смог бы увидеть себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждается то, что происходит в группе.

2. “Я - высказывание”.

Для более откровенного общения во время занятия мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова.

3. “Искренность в общении”.

Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Правило означает откровенное выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и самому себе. Естественно, никто не обижается на высказывания других членов группы.

4. “Конфиденциальность”.

Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы.

5. “Активное участие в происходящем”.

Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное.

6. “Уважение к говорящему”.

Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет.

7. “Правило поднятой руки”.

Если кто-то хочет высказаться – поднимает руку. Остальные должны обратить на него внимание и выслушать.

8. “Не давать оценок”.

Не оценивать других людей, их мнение, внешность, а принимать их такими, какие они есть.

Упражнение “Волна”

Группа сидит в кругу. Каждый кладет свои руки на колени соседям. Надо хлопать ладонями по коленям так, чтобы ладони хлопали строго по очереди, как они лежат. Сбившийся человек убирает руку, которой ошибся.

Упражнение “Ситуации”

Участникам раздаются карточки, в которых описаны различные жизненные ситуации. Участники должны дать варианты ответов.

  1. Ребенок шалил за столом, и не смотря на предупреждение, пролил молоко.
  2. Сын первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах. Отказывается носить другие брюки.
  3. Ваша взрослеющая дочь влюбилась в “шалопая”.
  4. Вы входите в комнату (9 этаж) и видите вашего сына дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.
  5. Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству
  6. Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил.
  7. С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.
  8. Ваш 15-летний сын сообщает, что не намерен больше ходить в школу.
  9. Ваша 10-летняя дочь жалуется, что ее подруга перестала с ней дружить.
  10. Ваш сын говорит, что не будет подметать двор, т.к. другие дети этого не делают.
  11. Ребенок говорит, что в этом году у него плохая учительница и она ему не нравится.
  12. Ребенок плачет: “Саша отнял мой грузовик!”
  13. Старший сын – маме: “Ты всегда его защищаешь, говоришь “Маленький, маленький”, а меня никогда не жалеешь!”
  14. Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись!
  15. Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!
  16. Ребенку сделали укол, он плачет: “Доктор плохой!”
  17. Ребенок разбивает чашку: “Ой, моя ча-а-а-а-а-шечка!”.

А теперь мы с вами попробуем понять и узнать, как правильно реагировать в таких ситуациях. В процессе общения с детьми необходимо установить личностный контакт. Существуют три пути восприятия человеком окружающего мира. Это визуальный, аудиальный и кинестетический.

Результат неправильного общения с ребенком – агрессивные дети. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Причины нарушений поведения ребенка:

  • Борьба за внимание.
  • Борьба за самоутверждение.
  • Желание отомстить.
  • Потеря веры в собственный успех.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Способ “помогающего слушания” называют “активным слушанием”.

Активно слушать ребенка – значит “возвращать” ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

  • Больше я туда не пойду!
  • Ты огорчен и больше не хочешь ходить в школу.

Вместо: Как это ты не пойдешь в школу? Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление. Ребенок не замыкается в себе, не кричит, а идет на дальнейший разговор, осознавая, что его понимают.

Правила активного слушания:

Во-первых, повернитесь к ребенку лицом, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Во-вторых, ваши ответы должны звучать в утвердительной форме.

В-третьих, повторить, что случилось с ребенком и обозначить его чувство.

В-четвертых, “держать паузу” после каждой реплики.

Например. Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.

Мама: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате?

Дочь: Ну, мам, потом.

Мама: Тебе очень не хочется сейчас убираться.

Дочь (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

А теперь мы с вами потренируемся в соблюдении данных правил на примерах:

(Старший сын маме): Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая”, а меня никогда не жалеешь.

(Ребенок влетает в дверь): Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!

(Ребенку сделали укол, плачет): Доктор, плохой!

Активное слушание может дать следующие результаты:

  • Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
  • Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
  • Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Когда вы говорите с ребенком, сообщайте ему и о свих чувствах. Но говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Меня очень утомляет громкая музыка.

Мне не нравится, когда дети не выполняют домашние задания.

Тон, в котором сообщаете требования или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Помните:

Дети думают о нас, хотят, чтобы мы изменились к лучшему, стремятся нам в этом помочь.

Мы порой недооцениваем их дружеских стремлений, а зря!

Упражнение “Выполни инструкцию”

Каждому участнику раздается бланк с инструкциями, которые они должны выполнить. Выполните следующие инструкции. Выполняйте работу быстро, у вас есть всего 3 минуты.

  1. Внимательно прочитайте все перед тем, как выполнять задания.
  2. Напишите свое имя в правом верхнем углу страницы.
  3. Обведите слово “имя” в пункте 2.
  4. Нарисуйте 5 маленьких четырехугольника в левом верхнем углу этого листа. Поместите X в каждый круг.
  5. Нарисуйте круг вокруг каждого квадрата.
  6. Поставьте свою подпись над титулом этого листа. И напишите “да”, “да”, “да” под титулом.
  7. Обведите пункт 7 инструкции.
  8. Напишите букву “X” в левом нижнем углу страницы. Заключите в треугольник букву, которую вы только что написали.
  9. На обратной стороне этого листа умножьте 6 на 703.
  10. Обведите в квадрат слово “левый” в пункте 4.
  11. Громко прокричите свое имя, как только вы дошли до этого пункта.
  12. Дойдя до этого пункта, громко прокричите: “Я закончил”.
  13. Снова на обратной стороне сосчитайте 8950 плюс 9805.
  14. Обведите ваш ответ в задании 13 и заключите круг в квадрат.
  15. Громко сосчитайте от 10 до 0.
  16. Проделайте три маленьких дырочки в верхнем углу страницы. Используйте ручку или карандаш.
  17. Если вы первый, кто дошел до этого пункта, громко крикните: “Я первый, кто сделал 17 пунктов!”
  18. Подчеркните все четные числа на левой стороне листа.
  19. Громко прокричите: “Я почти закончил, я сделал все, что нужно было сделать!!”
  20. А теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только инструкции 1 и 2.

Упражнение “Передай рассказ”

Выбираются 8-10 участников, которых просят выйти за дверь. Остальные наблюдают за происходящим. Одному из участников зачитывается текст, который он должен запомнить и пересказать следующему участнику. Тот, в свою очередь, передает его третьему. И так продолжается, пока все ожидающие за дверью участники не побывают в роли рассказчика (рассказ на усмотрение ведущего).

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вам понравилось в этом упражнении?
  2. Чему оно вас научило?
  3. Как вы думаете, часто ли происходят подобные ситуации в жизни?

Упражнение “Активное слушание”

Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания.

Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

Распределите между собой роли: один из вас будет "говорящим", а другой - "слушающим".

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется "слушающий". "Говорящий" может пока отложить их в сторону.

Итак, "говорящий" в течение 5 минут рассказывает "слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те качества, которые порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе.

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

Во второй части упражнения участники меняются ролями: тот, кто был “слушающим”, становится “говорящим” и наоборот.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?
  2. О чем вам было легче говорить – о своих трудностях и проблемах в общении или о сильных сторонах?
  3. Какое впечатление произвела на вас та часть упражнения, когда вы были "говорящим", какое влияние на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались? и т.д.

Упражнение “Продолжи искренне”

Все садятся в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику и просит вытащить карточку. Участник читает вслух текст карточки и, стараясь раздумывать как можно меньше, продолжает мысль, начатую в тексте, максимально искренне. А остальные про себя решают, насколько он искренен. Когда человек закончит говорить, те, кто сочли его речь искренней, молча поднимут свою руку. Если большинством (хотя бы в один голос) высказывание признается искренним, то говорившему разрешается на один шаг сместить свой стул вглубь круга (сближение). Тому, чье высказывание не признано как искреннее, дается еще попытка “вытянуть” карточку и продолжить высказывание. Обмен мнениями запрещен. Реплики по поводу высказываемого запрещаются, но разрешено задать вопрос говорящему — всего один вопрос от каждого. Когда все сумеют высказаться искренне, ведущий просит: “Каждому сделать выдох, затем медленно глубокий вдох — и задержать дыхание, пока я говорю. Теперь на выдохе надо выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, все что угодно. Вперед!”

После такой голосовой эмоциональной “разрядки”, обычно людям становится весело.

Текст карточек-высказываний:

  1. У меня немало недостатков. Например...
  2. Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, помню...
  3. Мне случалось проявлять трусость. Однажды, помню...
  4. Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты. Например...
  5. Я помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я...
  6. Чего мне по настоящему хочется, так это...
  7. Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...
  8. Однажды мне было обидно и больно, когда родители...
  9. Я чувствую, что мой ребенок ...
  10. Когда меня обижают, я готов...
  11. Бывает, что я ругаю детей, когда...
  12. Честно говоря, учеба в школе мне совсем...
  13. Пустая карточка. Надо что-то сказать искренне на произвольную тему.

Упражнение “Ситуации” (см. выше)

Участникам предлагаются те же ситуации, но они должны на них ответить, используя знания, полученные в ходе занятия (правила “активного слушания”).

Рефлексия.

Идет обсуждение занятия, подводятся итоги. Участниками делятся мнениями, чувствами, высказывают свои предложения ведущему.

Используемая литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство “Речь”, 2007.