Урок чтения во 2-м классе "Н.И. Сладков. Всему свое время"

Разделы: Начальная школа


1. Мобилизующий этап

Уч-ль: Начнем урок с логического упражнения. На уроках внеклассного чтения по теме “Этот волшебный мир природы” ученики второго класса читали рассказы Б. Житкова, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова. На первом уроке ребята читали произведения В. Бианки, на втором – произведения не М. Пришвина. Третий урок был посвящен творчеству Н. Сладкова. Произведения, каких авторов читали ребята на втором и четвертом уроках?

Уч-к.: Если ребята на втором уроке не читали рассказы М. Пришвина, значит, они читали произведения Б. Житкова, а на четвертом уроке – рассказы М. Пришвина.

2. Формулирование учащимися темы и цели урока

Уч-ль: Сегодня на уроке мы с вами будем читать новое произведение. Фамилия автора прозвучала в логическом упражнении. Вы сможете ее узнать, если правильно определите из каких произведений, написанных этим автором, взяты эти строки.

1 отрывок: “А чего она пляшет – не пойму! В такую погоду только дома сидеть, в теплой, в сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы, какие ногами выделывает”!

2 отрывок: “Когда на первое только воздух свежий, на второе – прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще меда покажется”!

3 отрывок: “Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – небось, не залежишься”!

Уч-к: Эти строки взяты из произведений Н. Сладкова: “Лиса – плясунья”, “Сорока и Заяц” и “Барсук и Медведь”. Значит, сегодня на уроке мы будем читать произведение Н. Сладкова.

Уч-ль: Действительно, сегодня на уроке мы будем читать произведение Н. Сладкова.

А теперь, определите его название. Для этого посмотрите на следующую запись. Вам надо самостоятельно составить название произведения с помощью условных обозначений. Каждой букве соответствует определенный знак.

 

Уч-ль: Сформулируйте тему урока полностью.

Уч-к: Тема урока – произведение Николая Сладкова “Всему свое время”.

Уч-ль: Учитывая тему, поставьте цель на урок.

Уч-к: Цель урока – познакомиться с произведением Николая Сладкова “Всему свое время”. Учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.

3. Подготовительная работа

Уч-ль: Выполнив математические действия, определите, о ком сегодня будем читать?

всо+про-вп+шлк+ач-шлч=(сорока)

Уч-к: Мы будем читать о сороке.

Уч-ль: Верно. Сорока принесла нам новости из леса. Но прежде, чем мы о них узнаем, подготовимся к чтению.

На доске появляется изображение сороки.

1 задание: читаем по слогам, затем целым словом.

об-ра-до-вал-ся

пе-ре-би-ва-юсь

жа-лу-ет-ся

ме-ре-щит-ся (кажется)

пе-реп-рыг-ну-ла

по-во-ра-чи-вай-ся

рас-сер-ди-лась

про-ва-ли-лась

2 задание: познакомимся с трудными словами. 

(Буквы повернуты в разные стороны)

- ощущение во рту вяжущего характера. Оно появляется из-за большого употребления кислых продуктов растительного происхождения;

- закручинился (вверх ногами);

- запечалился.

Предопределение учащимися содержания произведения

Уч-ль: По названию и известным словам из нового произведения постарайтесь установить, о чем в нем рассказывается. (Учащиеся высказывают свои предположения)

4. Чтение произведения учителем

5. Проверка первичного восприятия

Уч-ль: Чья же версия оказалось более точной? (Слушаются ответы детей)

Уч-ль: В какое время года происходили события?

Уч-к: События происходили зимой.

Уч-ль: О каких животных рассказывает автор?

Уч-к: Автор рассказывает о сороке, косаче, свиристеле и медведе. (На доске появляются изображения животных)

Физкультминутка

Уч-ль: Я буду загадывать загадки. Если в загадке будет идти речь о птице, вы делаете руки в стороны. Если о звере, вы садитесь на корточки и обхватываете колени руками.

 Он огромен, полосат,
А вообще-то, кошке брат.  (Тигр)

Я похож на зайца очень,
Но не заяц, между прочим.(Кролик)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

У меня ходули -
Не страшит болото.
Лягушат найду ли –
Вот моя забота. (Цапля)

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

6. Чтение произведения учащимися

7. Анализ произведения

Уч-ль: Что объединяет героев по отношению их к зиме? Докажите это словами из текста в той последовательности, в которой высказывались герои.

Уч-к. Они были недовольны зимой. Свиристель: “Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке”! Косач: “Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные – отморозил”! Медведь: “На правом боку лежу – малина мерещится, на левом – мед липовый” (выборочное чтение).

Уч-ль: Что пожелала сорока?

Уч-к: “Чтоб ты, зима, провалилась”! (Выборочное чтение)

Уч-ль: Осуществилось ли ее желание?

Уч-к: “Ахнуть не успели – лето вокруг”! (Выборочное чтение)

Уч-ль: Обрадовались ли лесные жители изменениям, которые произошли в природе? Докажите это словами из текста в той последовательности, в которой высказывались герои.

Уч-к: Животные были недовольны. Свиристель: “Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни”. Косач: “Весной я песни пою и танцы танцую”. Медведь: “Ни малина, ни липа зацвести не успели, - стало быть, ни малины, ни меда липового не будет”!

Уч-ль: Как вы думаете, что хотел сказать автор, показывая поведение героев после непредвиденной смены времени года?

Уч-к: Все в природе должно происходить в свое время. Изменения должны следовать одно за другим.

Уч-ль: Как и где об этом сказал автор?

Уч-к: Автор об этом сказал в названии: “Всему свое время”.

8. Творческая работа

Уч-ль:

1 задание: Прочитайте слова. Найдите лишнее слово.

двеемдь окчас ьивсеисртл оовйреб

Уч-к: Лишнее слово – воробей. Этой птицы не было в рассказе.

Уч-ль: Какое слово нужно добавить?

Уч-к: Нужно добавить слово – сорока. Она одна из героев рассказа.

Уч-ль:

2 задание: (Приложение № 2)

Из набора разных слов, которые вы видите на карточке перед собой в парах, составьте 3 разные по жанру произведения: поговорку, скороговорку и пословицу. Все они должны быть о сороке.

Сорока на хвосте принесла.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Дружные сороки и гуся съедят.

9. Итог урока

Уч-ль: Сопоставьте цель и содержание работы на уроке. Сделайте вывод.

(Ответы детей)

10. Рефлексия

Уч-ль: Положите перед собой изображение сороки. Раскрасьте его и добавьте любой элемент в рисунок, который поможет показать мне ваше настроение на уроке.

Домашнее задание

Уч-ль:

1 задание: Найдите в таблице названия животных из рассказа [1].

(Приложение № 1)

свиристель сорока медведь косач

2 задание: Из набора разных слов составьте четверостишие про сороку.

(Приложение №1)

Громко ссорятся сороки,
Вертихвостки, белобоки.
Не поделят брошку
Под моим окошком.

Литература

1. Е.С.Гостимская, М.И.Михайлова. “Внеклассное чтение”.

2. Г.А.Бакулина. “Уроки литературного чтения”.