Урок-мастерская "Готовим статью в школьную газету"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Современные стандарты образования оперируют понятием компетентностного подхода, то есть умения учащегося ориентироваться и быть успешным в любой ситуации.

Сложность реализации данного подхода в начальном образовании заключается в том, что дети ещё не накопили достаточного жизненного опыта, опыта применения знаний, отношений, опыта общения. Случается, что незнакомая ситуация выбивает ребёнка из колеи, даже если он хорошо владеет необходимым для решения этой ситуации набором знаний, умений, обладает соответствующими личностными качествами.

Моя задача как учителя и классного руководителя дать ребёнку возможность попробовать себя в решении подобных задач в рамках школы, что поможет ребёнку, когда он столкнётся с нестандартной ситуацией в обычной жизни.

Один из возможных путей решения – предложить детям издавать в классе (школе) периодическое издание (газету, журнал).

Такая работа позволяет интегрировать знания и умения из разных областей, помогает каждому участнику проекта самореализоваться, а так же формирует личностные, предметные и метапредметные компетентности учащихся.

Предлагаю вашему вниманию один из нестандартных уроков (занятий по внеклассной работе) – мастерскую по подготовке статьи в периодическое издание.

Мастерская интегрирует знания детей из разных областей, при этом даёт широкий простор для самостоятельного выбора интересующей темы и самореализации каждого участника мастерской.

Данная мастерская интерактивна, все три части (где анализируется материал) будут пройдены детьми, но их последовательность выбирают сами дети (она для общей концепции не важна).

Итогом мастерской должно стать разнообразие работ детей по выбранному ими аспекту общей темы.

Мастерская “Снежная тайна Зимы”

Цель: показать путь работы ребёнка по анализу темы, выбору аспекта темы и формы работы при создании творческой работы на свободную (широко означенную) тему.

Задачи:

1. Формирование представлений о разнообразии направлений изучения снега (художественный образ, природное явление, материал для игр).

2. Формирование умения работать в группе

  • дать каждому возможность работать без стресса в “своей” среде
  • дать каждому возможность участвовать в микроспорах, обсуждении, возможность пробовать свои силы
  • формирование коммуникативной культуры при работе в группе

3. Формирование умения комплексно анализировать предложенную тему

4. Формирование умения делать выбор аспекта темы, формы её представления в соответствии с собственными интересами, предпочтениями, умениями; интерпретировать тему

5. Развитие индивидуальности каждого

6. Предоставить каждому ребёнку возможность самореализации

Оборудование.

  1. Для учителя: плакат с изображением зеркала, карточки (или на медиопроектор), П.И.Чайковский “Танец снежинок”, музыкальный центр; для каждого - распечатанная развёртка модели снежинки.
  2. Для группы: текст стихотворения А.Пришельца “Снежинка”, материалы природоведческого характера (Википедия), репродкуция картины В.И.Сурикова “Взятие снежного городка”.
  3. Для ученика: журналистский блокнот, карандаши, ручка.

Класс заранее разделён на 6 групп по 4 человека. Парты поставлены группами.

Модель плаката и карточек на доске

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Учитель читает стихотворение Д.Кедрина

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистали жаворонки всласть,
Осень, в шубу жёлтую одетая,
По лесу с метёлкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В светлые лесные терема
Щеголиха в белой размахайке
Русская румяная зима.

3. Постановка учебной задачи.

Да, зима богатая хозяйка и обладательница удивительных тайн. В нашем журнале “Пёстрая лента” мы открываем новую рубрику “Тайны Зимы”. А чтобы узнать их, мы будем проводить настоящее журналистское расследование. А в журнал мы поместим ваши журналистские отчёты: у кого-то сочинения, у кого-то рисунки, может быть фотоотчёты или что-то другое.

Сегодня на уроке мы будем подбирать материал для вашей будущей работы. Итак, в путь!

4. Диагностика эмоционального настроя. Рефлексия.

А помогут вам журналистские блокноты, это черновики, где вы будете работать и куда будете вносить необходимую информацию. Подпишите свои блокноты.

5. Индуктор.

Сегодня вы работаете группами. Давайте вспомним правила работы в группе, они на доске.

Убедись, что в разговоре участвует каждый.

Говори спокойно и ясно.

Говори только по делу.

Уважай мнение других.

6. Анализ содержания. Речевая подготовка.

Прежде всего, определим, с каким настроением мы приступаем к работе. Раскрасьте любым цветом (цветом, соответствующим настроению в эту минуту) любую рожицу.

Социоконструкция

Социализация

Комментарии учителя.

Какое первое слово приходит на ум, когда говорю “зима”, первая ассоциация.

Учитель выделяет из ответов детей слово СНЕГ.

Сегодня мы будем расследовать снежную тайну зимы. Кто может хранить такую тайну?

Учитель выделяет из ответов детей СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

У Снежной Королевы было зеркало, оно было разбито. Посмотрите на него.

Социоконструкция

Социализация

Открываем изображение зеркала.

Рассматриваем зеркало, его части. Отправляемся в Сокровищницу.

Сокровищница

В сокровищнице хранятся сокровища, богатство. Давайте разберёмся, почему снег называют зимним богатством.

Работая в группе, попробуйте заполнить таблицу в рабочем блокноте. Запишите, какие слова – ассоциации, существительные, прилагательные и глаголы, возникают у вас при слове снег.

Чтение слов-ассоциаций, отмечаем лучшие, необычные, яркие слова. Дети могут дополнить таблицу по мере проверки.

Обсуждаем, что пользовались при выполнении задания только собственными мыслями, чувствами, образами.

Многие поэты, писатели восхищалась красотой снега.

Динамическая пауза

Учитель читает стихотворение А.Пришельца “Снежинка”.

Дети, пользуясь текстом стихотворения, дополняют таблицу, обмениваются мнениями.

Обсуждаем, что пользовались при выполнении задания образами художественной литературы.

Какое ещё искусство может показать красоту снега.

Учитель выделяет из ответов детей МУЗЫКА

Дети слушают “Танец снежинок” П.И.Чайковского, индивидуально дополняют ассоциативный ряд. Желающие озвучивают записанное, дети могут дополнить таблицу по мере проверки.

7. Разрыв

Обсуждение и заполнение итоговой таблицы: в какой форме можно выполнить работу, используя данный материал, чем при этом можно пользоваться.

Итак, мы рассмотрели в сокровищнице снег как…

8. Афиширование

Дети выбирают из 3 табличек “художественный образ”, она прикрепляется на зеркало к надписи “Сокровищница”.

9. Домашнее задание

Лаборатория

Теперь мы отправляемся в лабораторию. Что изучают в лаборатории? Можно ли назвать снег научным явлением? Почему?

Работая в группе, изучите материалы из электронной энциклопедии Википедия. Задайте вопросы Главному Снежному Учёному. Такие вопросы могли бы стать заголовком научного исследования.

10. Рефлексия. Диагностика эмоционального настроя.

11. Подведение итогов.

Дети записывают вопросы в рабочий блокнот. Обсуждение. Дети могут дополнить таблицу по мере проверки.

Обсуждение и заполнение итоговой таблицы: в какой форме можно выполнить работу, используя данный материал, чем при этом можно пользоваться.

Итак, мы рассмотрели в лаборатории снег как…

Дети выбирают из 2 табличек “явление природы”, она прикрепляется на зеркало к надписи “Лаборатория”.

На 1 минуту включается музыка Чайковского, дети изображают танец снежинок.

Игровая

Из окна во двор ведёт большая горка. Съезжаем вниз и оказываемся в игровой. Оглянитесь вокруг.

Какие снежные игры вы знаете. Запишите в рабочие блокноты. А поможет вам картина В.А.Сурикова “Взятие снежного городка”.

Обсуждение. Дети могут дополнить таблицу по мере проверки.

Обсуждение и заполнение итоговой таблицы: в какой форме можно выполнить работу, используя данный материал, чем при этом можно пользоваться.

Итак, мы рассмотрели в игровой снег как…

Дети называют табличку “материал для игр”, она прикрепляется на зеркало к надписи “Игровая”.

Обсуждение с детьми вопроса о том, что снег можно рассматривать с разных точек зрения, работу о нём можно выполнять в разных формах и жанрах.

Подумайте, откуда вы будете вести репортаж: из сокровищницы, лаборатории или игровой. Выберите форму работы, попробуйте назвать её (пусть пока это будет рабочее название). Запишите эту информацию в свои рабочие блокноты. Составьте план действий.

Я, как редактор, хотела бы услышать, какие работы, рисунки и статьи будут в новой рубрике. Кто хочет рассказать?

Вашим домашним заданием будет отчёт, написать или нарисовать.

Раскрасьте рожицы в конце рабочего блокнота. Изменилось ли ваше настроение, почему?

Сегодня наш урок назывался мастерская. А в мастерской работают мастера. Понравилось ли вам быть мастерами?

Что ещё понравилось? Было интересным? Почему?

Встретились ли какие-то трудности? Какие?

Интересно ли было работать в группе? Почему?

Все вы сегодня отлично поработали, и Главный Снежный Учёный прислал вам в подарок модели снежинок. Вы можете самостоятельно подумать над их сложением и вырезать их дома.

Следующий выпуск нашего журнала 10, юбилейный. Я надеюсь, что ваши работы получатся замечательными и украсят наш журнал. Всем удачи!

Приложение 1

Приложение 2