Цель: Способствовать развитию эмоционально чувственной сферы детей.
Задачи:
- Учить доброжелательному отношению к окружающим людям, умению осознанно выражать свои эмоции, чувства, навыкам эмоционального самоконтроля.
- Воспитывать умение общаться, дружить, делать человеку добро.
- Знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями: чуткостью, умением дарить тепло и доброту.
Оборудование:
- Плакат «Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз еще вернется».
- Кассета с песней В. Шаинского «Улыбка».
- Карточки с изображением эмоций человека.
- Памятка каждому ученику.
- Домашнее задание: пословицы о добре и дружбе.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
– На ваших лицах ребята я вижу: удивление, испуг, усталость, интерес.
– А хотите, я попробую вызвать у вас улыбку? Закройте глаза и сосчитайте до 10. (Учитель переодевается в Хоттабыча.)
– Дорогие ребята, самые умнейшие из умнейших, добрейшие из добрейших, самые красивые, самые воспитанные, самые внимательные и самые чуткие. Я вижу, вы решили отправиться в путешествие, но я стар и хочу обратно в лампу, вот только позабыл, кого вам должен вернуть? Тогда закрывайте глаза. (Хоттабыч исчезает, появляется учитель.)
– Я очень рада, что вы мне улыбнулись. Светло и тепло стало в классе от ваших улыбок, исчезли усталость, страх, испуг.
– А теперь подарите улыбку своему соседу. Повернитесь друг к другу лицом, положите руки на плечи и, глядя в глаза, скажите комплимент.
– Вот теперь мы и готовы окунуться в мир чувств.
– А кто из вас может объяснить, что такое чувство?
2. Актуализация.
Чувства – это переживания человеком своего отношения к тому, что он познает, делает, к другим людям или к самому себе.
– Этот мир очень огромный. А какие чувства вы знаете? (Радость, доброта, страх, грусть, одиночество, гордость, гнев, жалость, нежность, тревога, зависть, счастье, уверенность.)
(Учитель дает каждой группе по корзине и отправляет собирать знакомые и пережитые чувства).
– А какие чувства вы хотели бы испытывать чаще всего?
– С помощью чего люди выражают свои чувства? (Мимики, жестов, интонации)
Игра «Театр». Кто попробует изобразить с помощью мимики и жестов предложенные ситуации.
- Человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный мороз.
- Пациента у кабинета зубного врача.
- Ученика-выскочку, торопящегося дать ответ.
- Ученика, который забыл дома дневник и не может его дать по просьбе учителя.
- Ребенка, который разбил любимую мамину вазу.
Игра «Угадай эмоцию по интонации».
Попробуйте произнести фразу «Завтра каникулы»
- с радостью
- удивленно
- грустно
- спокойно (Дети с карточками выходят к доске)
- гневно
- страшно
- обидно
Остальные должны угадать чувство.
3. Работа в парах (поисковый этап)
– Каждый человек переживает разные чувства в разных ситуациях своей жизни, и он может научиться управлять своими чувствами.
Ребята я вижу, что вы неплохо управляете своими эмоциями и чувствами. Посоветуйте мальчику – как ему преодолеть обиду и злость. Послушайте рассказ:
История про мальчика.
Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили из глаз. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал.
(Ребята в группах составляют варианты помощи)
Обсуждение детских предложений:
- лечь спать или съесть, что-нибудь вкусное.
- рассказать кому-нибудь из близких о происшествии
- посмеяться над тем, что произошло
- погулять
- почитать интересную книгу
- поиграть с собакой
– А теперь послушаем истории из вашего опыта. (Ребята делятся своими историями из жизни, где им довелось испытать сильные чувства)
– Оказывается, в одной и той же ситуации можно поступить по-разному, что сопровождается разными чувствами.
– Плохих чувств можно избежать, если думать о последствиях.
4. Ситуация неожиданности.
Вдруг одна ученица превращается в принцессу «Несмеяну».
– Ребята, дайте свои советы принцессе, как поднять себе настроение.
– Есть одно очень хорошее упражнение, которое помогает справиться с плохими чувствами. Давайте попробуем его сделать.
Сядьте поудобнее на стул, кругом тишина, закройте глаза, и представьте себе, что у вас на коленях спит маленький, мягкий, пушистый котенок. Вы ласково его гладите и он мурлыкает в ответ.
– Что вы чувствуете?
5. Итоги классного часа (рефлексия)
– Ребята, какие чувства помогут подобрать ключик к любому человеку? (Улыбка, доброта, внимание)
Все эти качества предполагают соблюдать следующие правила:
- Помогать друг другу в случае беды.
- Эмоционально поддерживать друг друга.
- Доверять друг другу.
- Быть доброжелательным с друзьями.
– Какие пословицы о дружбе вы знаете?
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Один за всех и все за одного.
– Ребята от чего зависит наше настроение? (Оно зависит от того, как мы умеем управлять своими чувствами.)
– А как можно повысить свое настроение? (С помощью общения с друзьями, чтения интересной книги, просмотра любимых мультфильмов, прогулки по лесу, веселой музыкой.)
– А теперь, пусть каждый возьмет красивое яблоко и напишет на нем свое самое главное чувство, которое он хочет испытывать чаще всего.
– Наш классный час мы начали с улыбки и закончим тоже улыбкой.
(Исполнение веселой песенки «Улыбка» (звучит фонограмма))
Ученик читает подготовленное стихотворение.
Стихотворение «Улыбка»
Улыбкою дверь отворите в пути.
Улыбку нельзя удержать взаперти.
Улыбка цветок расцветет на устах.
Улыбка прогонит и злобу и страх.
Улыбка, как дождик веселый, как мяч,
Его не догонишь, отправится вскачь.
Улыбка как сон, и она как мечта.
Улыбка поутру по-детски чиста.
Каждый ученик получает памятку с основными решениями классного часа.
– А теперь, давайте сфотографируем на память наши счастливые лица.