Развитие речи младших школьников через уроки риторики "Загадки. Мудрено - занятно". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Углубить знания учащихся о загадках.

Задачи:

1. Познакомить учеников со сравнением и конкретностью в загадках.

2. Работать над развитием речи школьников на основе риторических игр и упражнений.

3. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.

Оборудование:

  • иллюстрации птиц – воробей, снегирь, дятел, сорока, синица;
  • магнитофон; запись “Лесная азбука . Желна”;
  • на партах у детей белые и зелёные конверты с заданиями;
  • ножницы, жёлтая цветная бумага, 3 шаблона зёрнышек.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки мы можем прощаться и знакомиться, передать наши чувства и настроение. Давайте подарим друг другу улыбку и приготовимся работать.

- С чего бы вы хотели начать наш урок? Почему? (Дыхательная гимнастика, скороговорки, чистоговорки)

Дыхательные гимнастика.

  1. Вдох – выдох.
  2. Вдох – выдох за 3 раза.
  3. Упражнение “Свеча”. Давайте подуем так, чтобы свечка погасла. (Быстро)
  4. Упражнение “ Молочко”. Молочко на газовой плите, давайте подуем так, чтобы оно не выбежало за края тарелочки. (Медленно)
  5. Упражнение “ Шар”. Надуваем шар. А теперь выпустим воздух из шарика!

Дыхательные упражнения мы проводили для того, чтобы правильно использовать дыхание, не глотать слова, звуки, чтобы речь была ровной и красивой.

Звуковая гимнастика.

Ри – рэ – ра – ро – ру – ры

Ир – эр – ар – ор – ур – ыр

Трри – тррэ – трра – трро – трру – трры

- Какая буква есть во всех слогах? (Р)

- Произносим твердый согласный звук [Р]. Работаем язычком.

Вывод по работе.

2. Определение темы урока и постановка задач.

- У меня на доске рассыпалось слово. Давайте соберём его и узнаем тему нашего урока.

гад ки за Что за слово получилось? Назовите тему урока?

ЗАГАДКИ

  • А что вы можете сказать о загадках? Что это такое? (Ответы детей)
  • Давайте заглянем в словарь русского языка и прочитаем какое определение загадкам дал С. И. Ожегов. (1 ученик читает вслух.)
  • А какую работу с загадками вы хотели бы выполнить? Чему бы хотели научиться?
  • Вот сегодня на уроке мы узнаем тайну загадок, поучимся отгадывать и составлять загадки.

3. Введение новых знаний. Работа с учебником.

- Давайте откроем учебник на странице 35 и попробуем отгадать загадки, используя план работы.

План.

  1. Прочитай загадку про себя.
  2. Читаем загадку вслух.
  3. Подчеркни слова, которые помогли отгадать загадку.
  4. Объясни значение слов: темница, коромысло, краюшка.
  5. С чем сравнивают неизвестный предмет?
  6. О каком количестве предметов идёт речь?
  7. Назови и раскрась неизвестный предмет.

(Над первой и второй загадкой работаем все вместе, дальше дети работают самостоятельно. Проверка)

Крашеное коромысло
Над рекой повисло.

Маленький – удаленький
Сквозь землю прошёл,
Красную шапочку нашёл.

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.

Вывод.

- Что есть в каждой загадке? СРАВНЕНИЕ

- О каком количестве предметов идёт речь в каждой загадке? (Об одном предмете)

КОНКРЕТНОСТЬ

Физкультминутка для формирования правильной осанки.

Все ребята дружно встали (Выпрямиться.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Руки подняты вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
И за парты дружно сели

4. Закрепление материала.

- Возьмите в руки белые конверты. У нас рассыпалась загадка, её нужно собрать. (Работа по вариантам)

- Какие загадки получились? Отгадайте и докажите.

1 в. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

2 в. Озорной мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет
Крошки собирает… (Воробей)

- Что у вас получилось? Докажите?

На доске иллюстрации - СНЕГИРЬ ВОРОБЕЙ

- Сейчас мы с вами должны узнать птицу по описанию.

(Магнитофон. “Лесная азбука”. Звучит отрывок. - “Желна” (чёрный дятел).

- Кто же у вас получился? (Дятел)

- А у кого ворона? Как вы догадались, что это дятел.

- Давайте послушаем, правы ли вы? Как ещё можно назвать чёрного дятла? (Желна)

На доске СНЕГИРЬ ВОРОБЕЙ ДЯТЕЛ

- Ребята, а кто из вас любит сочинять загадки?

Предлагаю вам сочинить загадку, используя для этого текст, написанный на доске.

Кому трудно можно поработать в парах.

Синичка – это маленькая юркая птичка. Животик у синички жёлтенький, спинка зеленоватая. На головке чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

(Дети зачитывают загадки.)

На доске СНЕГИРЬ ВОРОБЕЙ ДЯТЕЛ СИНИЦА

- Ребята, а что ещё можно отнести к загадкам? (Ребусы, шарады, кроссворды)

40 А. (Сорока)

- Ключом к данному ответу будет такое задание. (Игра “Пазлы”)

- Возьмите в руки зелёные конверты и высыпайте содержимое конверта на парту. Из частей соберите предмет.

.

 

Кто же у вас получился? СОРОКА

На доске СНЕГИРЬ ВОРОБЕЙ ДЯТЕЛ СИНИЦА СОРОКА

5. Итоги урока. Рефлексия.

- Что же нового вы узнали сегодня на уроке?

- Это вам пригодится в жизни?

- Результатом нашей дружной работы стал ряд птиц на доске.

- Что же это за птицы?

- А как вы можете помочь зимующим птицам? (Сделать кормушку, кормить птиц)

- Давайте покормим птичек. Для этого мы должны вырезать по шаблону 2 зёрнышка, используя метод перегибания бумаги. (На партах у детей – цветная бумага, ножницы, 3 разных шаблона зёрнышек)

- Дети должны выбрать шаблон, обвести и вырезать. (Инструктаж по ТБ с ножницами.)

- На доске иллюстрации с птицами.

Кому на уроке было легко и интересно и вы можете объяснить, что такое сравнение и конкретность в загадках своим друзьям, прошу вас выйти к доске. Одним зёрнышком угостите снегиря, а вторым любую птичку на выбор.

- Кто понял тему урока, но трудности были, прошу вас выйти к доске и одним зёрнышком угостить воробья, а вторым любую птичку на выбор.

Музыка.

(Ученики выходят к доске и приклеивают зернышки при помощи воды на поверхность доски рядом с птицами)

- Вот и подошёл к концу наш урок. Приятно, что на ваших лицах добрая улыбка. Хочу сказать “ Спасибо ” за работу на уроке.

Домашнее задание.

Учебник стр. 34, составить и записать свою загадку, где есть сравнение и конкретность.

Список использованной литературы

  1. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. Методическое пособие 2 класс. М.: БАЛАСС, 2006.
  2. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник-тетрадь 2 класс. М.: БАЛАСС, 2008.
  3. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1980.
  4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль.: Академия развития, 1998.