Цель: Углубить знания учащихся о загадках.
Задачи:
1. Познакомить учеников со сравнением и конкретностью в загадках.
2. Работать над развитием речи школьников на основе риторических игр и упражнений.
3. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.
Оборудование:
- иллюстрации птиц – воробей, снегирь, дятел, сорока, синица;
- магнитофон; запись “Лесная азбука . Желна”;
- на партах у детей белые и зелёные конверты с заданиями;
- ножницы, жёлтая цветная бумага, 3 шаблона зёрнышек.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки мы можем прощаться и знакомиться, передать наши чувства и настроение. Давайте подарим друг другу улыбку и приготовимся работать.
- С чего бы вы хотели начать наш урок? Почему? (Дыхательная гимнастика, скороговорки, чистоговорки)
Дыхательные гимнастика.
- Вдох – выдох.
- Вдох – выдох за 3 раза.
- Упражнение “Свеча”. Давайте подуем так, чтобы свечка погасла. (Быстро)
- Упражнение “ Молочко”. Молочко на газовой плите, давайте подуем так, чтобы оно не выбежало за края тарелочки. (Медленно)
- Упражнение “ Шар”. Надуваем шар. А теперь выпустим воздух из шарика!
Дыхательные упражнения мы проводили для того, чтобы правильно использовать дыхание, не глотать слова, звуки, чтобы речь была ровной и красивой.
Звуковая гимнастика.
Ри – рэ – ра – ро – ру – ры
Ир – эр – ар – ор – ур – ыр
Трри – тррэ – трра – трро – трру – трры
- Какая буква есть во всех слогах? (Р)
- Произносим твердый согласный звук [Р]. Работаем язычком.
Вывод по работе.
2. Определение темы урока и постановка задач.
- У меня на доске рассыпалось слово. Давайте соберём его и узнаем тему нашего урока.
гад ки за Что за слово получилось? Назовите тему урока?
ЗАГАДКИ
- А что вы можете сказать о загадках? Что это такое? (Ответы детей)
- Давайте заглянем в словарь русского языка и прочитаем какое определение загадкам дал С. И. Ожегов. (1 ученик читает вслух.)
- А какую работу с загадками вы хотели бы выполнить? Чему бы хотели научиться?
- Вот сегодня на уроке мы узнаем тайну загадок, поучимся отгадывать и составлять загадки.
3. Введение новых знаний. Работа с учебником.
- Давайте откроем учебник на странице 35 и попробуем отгадать загадки, используя план работы.
План.
Прочитай загадку про себя.
(Над первой и второй загадкой работаем все вместе, дальше дети работают самостоятельно. Проверка)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.Маленький – удаленький
Сквозь землю прошёл,
Красную шапочку нашёл.Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Вывод.
- Что есть в каждой загадке? СРАВНЕНИЕ
- О каком количестве предметов идёт речь в каждой загадке? (Об одном предмете)
КОНКРЕТНОСТЬ
Физкультминутка для формирования правильной осанки.
Все ребята дружно встали (Выпрямиться.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Руки подняты вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад,
руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
И за парты дружно сели
4. Закрепление материала.
- Возьмите в руки белые конверты. У нас рассыпалась загадка, её нужно собрать. (Работа по вариантам)
- Какие загадки получились? Отгадайте и докажите.
1 в. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
2 в. Озорной мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет
Крошки собирает… (Воробей)
- Что у вас получилось? Докажите?
На доске иллюстрации - СНЕГИРЬ ВОРОБЕЙ
- Сейчас мы с вами должны узнать птицу по описанию.
(Магнитофон. “Лесная азбука”. Звучит отрывок. - “Желна” (чёрный дятел).
- Кто же у вас получился? (Дятел)
- А у кого ворона? Как вы догадались, что это дятел.
- Давайте послушаем, правы ли вы? Как ещё можно назвать чёрного дятла? (Желна)
На доске – СНЕГИРЬ ВОРОБЕЙ ДЯТЕЛ
- Ребята, а кто из вас любит сочинять загадки?
Предлагаю вам сочинить загадку, используя для этого текст, написанный на доске.
Кому трудно можно поработать в парах.
Синичка – это маленькая юркая птичка. Животик у синички жёлтенький, спинка зеленоватая. На головке чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
(Дети зачитывают загадки.)
На доске – СНЕГИРЬ ВОРОБЕЙ ДЯТЕЛ СИНИЦА
- Ребята, а что ещё можно отнести к загадкам? (Ребусы, шарады, кроссворды)
40 А. (Сорока)
- Ключом к данному ответу будет такое задание. (Игра “Пазлы”)
- Возьмите в руки зелёные конверты и высыпайте содержимое конверта на парту. Из частей соберите предмет.
.
Кто же у вас получился? СОРОКА
На доске – СНЕГИРЬ ВОРОБЕЙ ДЯТЕЛ СИНИЦА СОРОКА
5. Итоги урока. Рефлексия.
- Что же нового вы узнали сегодня на уроке?
- Это вам пригодится в жизни?
- Результатом нашей дружной работы стал ряд птиц на доске.
- Что же это за птицы?
- А как вы можете помочь зимующим птицам? (Сделать кормушку, кормить птиц)
- Давайте покормим птичек. Для этого мы должны вырезать по шаблону 2 зёрнышка, используя метод перегибания бумаги. (На партах у детей – цветная бумага, ножницы, 3 разных шаблона зёрнышек)
- Дети должны выбрать шаблон, обвести и вырезать. (Инструктаж по ТБ с ножницами.)
- На доске иллюстрации с птицами.
Кому на уроке было легко и интересно и вы можете объяснить, что такое сравнение и конкретность в загадках своим друзьям, прошу вас выйти к доске. Одним зёрнышком угостите снегиря, а вторым любую птичку на выбор.
- Кто понял тему урока, но трудности были, прошу вас выйти к доске и одним зёрнышком угостить воробья, а вторым любую птичку на выбор.
Музыка.
(Ученики выходят к доске и приклеивают зернышки при помощи воды на поверхность доски рядом с птицами)
- Вот и подошёл к концу наш урок. Приятно, что на ваших лицах добрая улыбка. Хочу сказать “ Спасибо ” за работу на уроке.
Домашнее задание.
Учебник стр. 34, составить и записать свою загадку, где есть сравнение и конкретность.
Список использованной литературы
- Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. Методическое пособие 2 класс. М.: БАЛАСС, 2006.
- Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник-тетрадь 2 класс. М.: БАЛАСС, 2008.
- Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1980.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль.: Академия развития, 1998.