Перед учителем поставлена задача формирования нового, современного качества образования. Школа, из которой мы все вышли, всегда была направлена на то, чтобы всех учить одинаково. Конечно, говорились слова об индивидуальных особенностях ученика, о дифференцированном подходе. Но речь, как правило, шла о том, насколько соответствует, или не соответствует данный ученик принятым методам и содержанию обучения. Дифференциация обучения фактически сводилась к селекции детей, которые могли адаптироваться к особенностям нашей педагогической системе и созданию классов “сильных” и “слабых”. К “слабым” попадали те дети, которые не понимают то, что им объясняет учитель.
Итак, с одной стороны - новое качество образования, а с другой - дети, которые не хотят и не могут учиться так, как мы привыкли их учить. Как быть?
Одна из первых жизненных коллизий, с которой люди сталкиваются и успешно или безуспешно борются - это осознание того, что вещи не всегда являются тем, чем кажутся. И это столь же истинно в пределах классной комнаты, как и в любой другой части, окружающего нас мира. Так ученики не всегда представляют собой то, чем кажутся, и их поведение не всегда обусловлено теми причинами, которые представляются нам очевидными. Известно, что по особенностям восприятия информации люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы – те, кто в основном получают информацию через слуховой канал. Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений. Дискреты – те, у кого восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно не свойствен.
Но, не смотря на значительное количество исследований, посвященных особенностям восприятия информации учащимися, имеет место проблема многосенсорного обучения, т.к. возникает конфликт между стилем обучения учащихся и стилем преподавания учителя, стилем, на который ориентированы средства обучения, и/или стилем обучения одноклассников этого ученика.
В реальном мире учителя не всегда располагают возможностями выбора материала, а учащиеся класса так не похожи друг на друга. Учебники обычно ориентированы на один стиль обучения – на стиль автора. Но в обычном классе в среднем у половины учащихся достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Остальные учащиеся – это преимущественно визуалы, или аудиалы, или кинестетики. Опыт изучения таких “детей риска” показывает, что большинство из неуспешных в учебной деятельности детей составляют кинестетики, так как задания в учебниках не ориентированы на них и учитель чаще всего задействует аудиальный канал восприятия информации.
Почему важно знать, каким образом учащиеся воспринимают информацию?
- От того, какой канал, у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
- На уроке учитель может представить информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик-визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и трудового обучения).
- Особенности умственной работы существенно отличаются, например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и т.д.
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы “говорим на разных языках”, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечание.
Но для этого нужно выявить сначала с помощью тестов ведущего уровня сенсорного канала и уровня развития неведущих сенсорных каналов. Для того, чтобы распознать у учащихся начальной или средней школы ведущий канал восприятия и переработки информации, необходимо провести определенные наблюдения за его поведением. В работе с подростками или взрослыми предлагается специальный тест. На что же учителю следует обращать внимание для того, чтобы определить тип мышления конкретного ученика? Психологи рекомендуют провести наблюдение за речью, направлением взгляда, особенностями внимания и памяти и манерой поведения учащихся. Рассмотрим это немного подробнее.
I. Словарь общения.
- Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, прозрачный, красочный, как видите). В разговоре они схватывают все на лету. Говорят обычно быстро, высота голоса чуть выше нормальной.
- Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий). Голос у них более звонкий, чем у людей визуального типа, но не слишком высокий. Представители аудиального типа могут говорить ритмично, даже мелодично.
- Для кинестетиков - это слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий и пр.). У них часто глубокий голос, говорят они медленно, делая намеренные паузы, а иногда допуская периоды молчания между предложениями.
II. Направление взгляда.
Достаточно задать учащемуся сложный вопрос и посмотреть на мгновенную реакцию – движение глазных яблок и уже можно предположить, каким образом человек получает доступ к информации
- У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх.
- У аудиалов-по средней линии.
- У кинестетиков-вниз.
III. Особенности внимания и памяти.
- Люди визуального типа запоминают сведения с помощью мысленных картин; их трудно отвлечь и заинтересовать звуками. Они нередко с трудом запоминают устные указания, при этом их мысли начинают блуждать.
- Людей, предпочитающих аудиальный подход, легко отвлекает шум, они частенько говорят с собой в полголоса или без звука, двигая при этом губами. Они без труда могут дословно повторить сказанное вами, усваивают информацию на слух, обычно любят музыку и поболтать по телефону. Сведения запоминают последовательно, шаг за шагом. Они хорошие слушатели и получают удовольствие от устного общения.
- Кинестетики вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно. Новое запоминают с помощью того, что повторяют действия, “мысленно проходя” весь процесс. Он помнит общее впечатление, запоминает, двигаясь. Кинестетики долго не могут что-то запомнить или понять, но раз запомнив, не забудут об этом никогда.
IV. Манера поведения.
- Визуалы, как правило, стоят, или сидят, выпрямив спину, держа голову прямо. Дыхание для них удобно поверхностное, верхней частью легких. Сидя в кресле, характерно подаются вперед; внешний вид-собранность и опрятность.
- Аудиалы в разговоре часто наклоняют голову на бок, словно прислушиваясь или прикладывая ухо к телефонной трубке. Любят слышать отклик собеседника и сами реагируют на его слова определенным тоном голоса или словами. Дыхание - средней частью груди.
- Кинестетики дышат, обычно, нижней частью легких, вы можете заметить движение их живота при дыхании. Живо откликаются на физическое поощрение и прикосновение. Кроме того, при общении кинестетики обычно находятся ближе к собеседнику, чем визуалы. Он легко может вас обнять, дотронуться, пожать руку. Ему не очень важен внешний вид. Для него важно, чтобы окружающая обстановка и одежда были уютными, комфортными.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.
Визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное-возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов и подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось “держать рот на замке”.
Кинестетики же предпочитают на перемене размяться, подвигаться.
Составляя психологический портрет своего класса (6 класс), кроме наблюдения, я воспользовалась следующим несложным тестированием. Учащимся предлагается выполнить задание, состоящие из перечня глаголов, смысл или значение которых они должны передать другими словами. Например: изобразить, двигаться, доказать, чувствовать, сравнить, обманывать.
Результат тестирования представлен в таблице:
Глаголы (предложенные мной) | Кинестеты | Визуалы | Аудиалы |
изобразить | нарисовать, начиркать | срисовать | показать |
двигаться | бегать, танцевать | идти, шевелиться | перемещаться |
доказать | сказать, как было | показать | объяснить |
чувствовать | трогать, ощущать | понимать | любить |
сравнивать | что-то измерить, находить разное | находить отличие | уравнивать |
двигать | ногами, перемещать тело | переносить с места на место | что-то умное сказать |
обманывать | украсть | сказать неправду | лгать, врать |
Как видим, в данном классе большая часть учеников – кинестетики.
Выяснив особенности учеников, составляем “психологический портрет” класса. В данном случае это выглядит следующим образом.
Всего в группе 12 учащихся. В списке класса рядом с фамилией каждого ребенка указываем: п. (правополушарный), л (левополушарный), п-л (равнополушарный). Из них: кинестетиков - 7 человек - 58%, визуалов - 3 человека - 25% и аудиалов - 2 человека - 16%; правополушарных детей - пятеро, левополушарные - трое и равнополушарные - четверо.
Я считаю, что знание таких особенностей учащихся помогает в большей степени осуществлять дифференцированное обучение, разработку педагогических приемов и методов в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями.
Зная, что в классе преобладают учащиеся с более развитым кинестетическим типом мышления, я задумалась о выборе средств обучения. Для этого проанализировала учебник немецкого языка для 6 класса.
Анализ показал, что из 368 заданий (100%) для кинестетиков подходит только 39 (11%). Может быть, в этом и кроется причина неудач наших школьников в изучении учебных предметов школьного цикла? Поэтому в арсенале учителя должны быть некоторые дидактические материалы и оборудование для кинестетиков. Например: дидактические игры (Приложение 1), отработка новой лексики (Приложение 2)
Хотелось бы предложить несколько практических рекомендаций, которые я использую в своей работе с кинестетиками:
- При обучении необходимо помнить, что изучаемая информация лучше закрепляется при помощи двигательной активности самого ребенка, поэтому не надо кинестетика заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давайте ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.).
- Важно общаться с таким ребенком на его языке, то есть, используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов.
- Чтобы привлечь внимание кинестетика, прежде чем дать указание, нужно назвать его вначале по имени, а затем, если вы находитесь близко от него, мягко прикоснитесь к его плечу или руке, а потом говорите.
- Нужно помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания, позволяйте им проигрывать в ролях части вашей информации.
- Обращайте внимание на замечания, которые вы делаете ребенку-кинестетику. Замечание произведет нужный эффект, если вы вместо обычных слов, положите ему руку на плечо или тихонечко похлопаете по нему.
- Важна физическая нагрузка ребенка-кинестетика. Как ни парадоксально: чем больше сил кинестетики уделяют физической нагрузке, тем успешнее они в других сферах жизни.
Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе кинестетиком, и это не значит, что другие органы чувств у него не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия, тем эффектнее идет процесс обучения.
Список литературы
1. Психолого-педагогические статьи, методическая литература о кинестетиках
Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. /Перевод с англ.
О.Е. Биченковой. – М.: новая школа, 1995. – 48 с. ISBN 5-7301-0084-1
2. Вартапетова В.Г., Петрова Е.Г., Левый мозг, правый мозг и школьная дезадаптация. Методическое пособие. – НИПКиПРО. – Новосибирск, 1997. – 62 с. ISBN 5-87847-038-1
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гуманитарное издательство, центр “ВЛАДОС”, 1998. – 348 с.
4. Смирнова А.В. Индивидуальные различия детей. М.: Психологический центр “Адолин”, 2005.
5. И. Л. Бим Шаги 2. Учебник немецкого языка для 6 класса, Москва “Просвещение”, 2000.
6. Игры на уроках французского языка, ИЯШ №3 1999 год.
7. Интернет-ресурсы:
Начальная школа. Проблемы в обучении. Аудиал, визуал, кинестетик. http://vospitalka.narod/ru
Гриндер М. Исправление школьного конвейера. znayka-az.narod.ru/gipnoz/11sholkonver.htm
Осуществление дифференцированного подхода в обучении младших школьников.
HYPERLINK "http://www.depedu.yar.ru:8101/exp/konferenc/kurzina.shtml"
HYPERLINK "http://www.depedu.yar.ru:8101/exp/konferenc/kurzina.shtml"
http://www.depedu.yar.ru:8101/exp/konferenc/kurzina.shtml
Городецкая А.Е. Обучение иностранному языку. http://gymn2.minsk.edu.by/mail.