Техника "Мандала" как способ развития коммуникативных умений младших школьников

Разделы: Начальная школа


Современные условия жизни предъявляют новые требования к учащимся образовательной школы. Для успешного овладения школьной программы по любому предмету школьникам необходимо быть активными, целеустремленными, коммуникативными и умеющими анализировать свои слова и действия.

Существует множество форм и методов, которые используют учителя на уроках для развития коммуникативных умений, которые являются важной составляющей обще-учебных умений. Развитие коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Но, к сожалению, учителю не всегда удается увидеть эмоциональное состояние каждого ученика, помочь ему настроиться на работу и в результате школьники испытывают трудности в восприятии учебного материала. Это происходит по причине того, что современные школьники часто испытывают тревожность, не уверенность в собственных силах, раздражаются по малейшему поводу. А в наше время гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

Слово Мандала (Mandala) <рисунок1> имеет санскритское происхождение и означает “магический круг”[3]. Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром.<рисунок2> Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности[1].

Рис. 1

Рис. 2

Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге. Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью, которая помогает расслабиться. Самое важное – соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение, помогает успокоиться и сосредоточиться[2].

Мандалы могут быть в виде огромных стен или же в виде маленьких картинок, их можно нарисовать на ткани или бумаге, вышить с помощью цветных ниток на ткани, создать из песка и цветных зерен риса. <рисунок3>

Рис. 3

Возможности применения мандал очень велики, ее можно использовать для активизации ресурсных состояний личности, для повышения концентрации внутреннего равновесия, воспитания терпеливости и аккуратности.

Удобнее всего использовать данную технику в начале урока.<рисунок4> Детям предлагается выбрать себе волшебный круг и закрасить его цветными карандашами. <рисунок5> <рисунок6> Выбор цветов школьники осуществляют самостоятельно в зависимости от желания и своего настроения. <рисунок7> В процесс работы можно включить фоном легкую музыку. По завершению работы все мандалы вывешиваются на доску и сопровождаются аплодисментами. <рисунок8><рисунок9>

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Выполнение такой работы способствует развитию коммуникативных умений у младших школьников. Так как в процессе работы происходит гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности и является источником активизации дальнейшей работы на уроке.

Список литературы.

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2007.
  2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.СПб.: Питер, 2002.
  3. Pavlicevic M/Music Therapy in Context: Music, Meaning and Relationship/ London- Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2000.