Повторение пройденного о глаголах в разных грамматических формах

Разделы: Начальная школа


Цель: Совершенствовать умение определять время глаголов. В зависимости от времени определят число, лицо (род) глаголов

Задачи:

  • Повторить правило проверки безударной гласной в слове, применять правило на практике.
  • Вспомнить каллиграфическое написание букв е, и.
  • Продолжить работу над умением делить слова на группы, находить лишнее слово.
  • Отрабатывать умение образовывать от глаголов н. ф. глаголы разных времен.
  • Продолжить работу над синтаксическим разбором предложения.
  • Повторить роль глагола в предложении.
  • Вспомнить правописание не с глаголами. На практических упражнениях отрабатывать данное правило.
  • Формировать умения работать в парах.
  • Развивать самостоятельность, наблюдательность, речь учащихся.
  • Воспитывать культуру общения на уроке.

Оборудование: проектор и ноутбук, карточки со словами и буквами, карточки с текстом

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация внимания. Создание эмоционального настроя.

– Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
– Прочитайте ее.

“Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости”. (Приложение, слайд 1)

– Как вы понимаете эту пословицу?
– Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент, все, что мы складывали в наш сундучок, нам нужно достать и показать все свои знания.

II. Определение темы урока.

– А для того, чтобы узнать на какую же тему нам сегодня предстоит достать и показать все свои знания, мы прочитаем стихотворение. (Слайд 2)

(ГЛАГОЛ) – это особенная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит.
В конце урока непременно нам успех.

– Что же это за особенная часть речи?

ГЛАГОЛ (слово появляется в стихотворение)

– Итак, сегодня мы вспомним все, что знаем о глаголе.

III. Орфографическая минутка. Чистописание .

Доска: (слова даны на карточках с пропущенными буквами).

зад…ржал, …граешь, сп…шила, ч…тать, см…ется, п…шу, уб…жит, ч…нили, взл…тим

– Прочитайте слова. Запишите только пропущенные орфограммы.

е и е и е и е и е

Проверяем у доски, ученик выходит, вставляет букву, доказывает

// буквы появляются на слайде. (Слайд 3)

– Над какой орфограммой работали?
– Как же проверить безударную гласную?
– Посмотрите на буквы, что вы заметили? Продолжите до конца рабочей строки, учитывая данную закономерность. (Слайд 4)

IV. Работа над словом. Деление слов на группы. Определение времен глаголов.

1) – Что можно сказать о словах? Что общего у слов? (Это все глаголы.)

– Давайте вспомним, что такое глагол?

(Дети отвечают, и на слайде появляются их ответы.)

Глагол – это часть речи,

Отвечает на вопросы: что делать? что сделает? что сделал? и т.д., (Слайд 5)

Обозначает действие предмета,

Изменяется по временам.

– Какой глагол лишний? Почему? (Ччитать – н.ф.)

– На какие группы можно разделить остальные глаголы?

п.в. н.в. б.в.

– Разделите на группы. (Дети выполняют деление ,проверка у доски.)

Доска:



 

 п. вр.

задержал
спешила
чинили

 н. вр.

играешь
смеется
пишу

 б. вр.

убежит
взлетим
 

– Делят на группы по одному слову, доказывая.

2)– Прочитайте глаголы прошедшего времени.

задержал,
спешила, (Слайд 6)
чинили

– Что помогло нам определить время этих глаголов?

– ВЫВОД: Какие глаголы мы относим к глаголам прошедшего времени? (Слайд 7)

Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:
Что сделал? Что делала? Что сделали? и др.,
Обозначают прошедшее действие ,
Имеют формообразующий суффикс Л
Изменяются по числам и родам

(Последняя строка появляется позднее после вопроса.)

– Что мы еще знаем о них. Как они изменяются?
– Определим число и род? (Выходят к доске, определяют число и род.)

3) – Прочитайте глаголы настоящего времени. (Слайд 8)

играешь
смеется
пишу

– Докажите, что это глаголы настоящего времени?

ВЫВОД: Что же мы называем глаголами настоящего времени?

Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: (Слайд 9)
Что делает? Что делаю? Что делаешь? и др.,
Обозначают действие происходящее в данный период ,
Изменяются по числам и лицам

(Последняя строка появляется позднее после вопроса.)

– Что мы еще знаем о них. Как они изменяются?
– Определим число и лицо? (Выходят к доске ,определяют число и лицо.)

4) – Прочитайте глаголы будущего времени? (Слайд 10)

убежит
взлетим

– Докажите, что это глаголы будущего времени?

ВЫВОД: Что же мы называем глаголами будущего времени? (Слайд 11)

Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:
Что сделает? Что сделаю? Что сделаешь? и др.,
Обозначают действие, которое должно произойти,
Изменяются по числам и лицам

(Последняя строка появляется позднее после вопроса.)

– Что мы еще знаем о них. Как они изменяются?
– Определим число и лицо?
(Выходят к доске ,определяют число и лицо.)

V.Физкультминутка

VI. Глаголы неопределенной формы. Работа над предложением. Роль глагола в предложении?

– Вернулись к нашему лишнему глаголу. Вспомним, что мы о нем можем сказать. (Читать.)
– Что мы называем глаголами неопределенной формы?

Глаголы Н.Ф. не изменяются (Слайд 12)
по родам, числам, лицам,
Отвечают на вопросы: Что сделать? Что делать?
Имеют суффиксы: ть, ти ,чь

– Измените глагол по временам и запишите в данную группу. Проверка у доски. читал ,читает, прочитает

Работа в парах

– Составьте предложения с данным глаголом (устно)

1 колонка в пр. вр.
2 колонка в н. вр.
3 колонка в б. вр.

– А я предлагаю вам свое предложение. Прочитайте его.

Доска: Я сел читать интересную книгу.

– Что скажите о глаголе?

Сделайте полный синтаксический разбор.

– Дайте характеристику предложению.
– Чем является глагол в предложении? Как мы его подчеркиваем?

Роль глагола в предложении: (Слайд 13)

сказуемое
------------

VII.Физкультминутка

VIII. Правописание глаголов с частицей не

– Работа по карточкам. Прочитайте текст. Что вы заметили?

Измените и запишите текст так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл. (Если нет времени, работу можно провести прямо на карточках, вставляя частицу не в группах.)

Береги книгу! бери ее грязными руками и клади на грязный стол. перегибай книгу и загибай у нее листов. если ты взял книгу в библиотеке, то забудь вернуть ее в срок.

– Проверим, что у нас получилось.

(Дети зачитывают текст, доказывают правописание не с глаголами.)

(Слайд 14)

Береги книгу! не бери ее грязными руками и не клади на грязный стол. не перегибай книгу и не загибай у нее листов. если ты взял книгу в библиотеке, то не забудь вернуть ее в срок.

– Если есть ошибки, то они исправляются.

– О чем этот текст? (О бережном отношении к книге.)

IX. Подведение итогов

– Наш урок подходит к концу. Закройте тетради.
Что повторили сегодня?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Какой этап урока показался самым интересным?
Что было трудным?

– Продолжите фразу: (Слайд 15)

“Сегодня я убедился, что…”
“Теперь я умею …”
“Я знаю, что глагол …”

X. Организационный конец.