Цель: Совершенствовать умение определять время глаголов. В зависимости от времени определят число, лицо (род) глаголов
Задачи:
- Повторить правило проверки безударной гласной в слове, применять правило на практике.
- Вспомнить каллиграфическое написание букв е, и.
- Продолжить работу над умением делить слова на группы, находить лишнее слово.
- Отрабатывать умение образовывать от глаголов н. ф. глаголы разных времен.
- Продолжить работу над синтаксическим разбором предложения.
- Повторить роль глагола в предложении.
- Вспомнить правописание не с глаголами. На практических упражнениях отрабатывать данное правило.
- Формировать умения работать в парах.
- Развивать самостоятельность, наблюдательность, речь учащихся.
- Воспитывать культуру общения на уроке.
Оборудование: проектор и ноутбук, карточки со словами и буквами, карточки с текстом
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация внимания. Создание эмоционального настроя.
– Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
– Прочитайте ее.
“Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости”. (Приложение, слайд 1)
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в
сундучок, а когда нужно достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент,
все, что мы складывали в наш сундучок, нам нужно достать и показать все свои
знания.
II. Определение темы урока.
– А для того, чтобы узнать на какую же тему нам сегодня предстоит достать и показать все свои знания, мы прочитаем стихотворение. (Слайд 2)
(ГЛАГОЛ) – это особенная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит.
В конце урока непременно нам успех.
– Что же это за особенная часть речи?
ГЛАГОЛ (слово появляется в стихотворение)
– Итак, сегодня мы вспомним все, что знаем о глаголе.
III. Орфографическая минутка. Чистописание .
Доска: (слова даны на карточках с пропущенными буквами).
зад…ржал, …граешь, сп…шила, ч…тать, см…ется, п…шу, уб…жит, ч…нили, взл…тим
– Прочитайте слова. Запишите только пропущенные орфограммы.
е и е и е и е и е
Проверяем у доски, ученик выходит, вставляет букву, доказывает
// буквы появляются на слайде. (Слайд 3)
– Над какой орфограммой работали?
– Как же проверить безударную гласную?
– Посмотрите на буквы, что вы заметили? Продолжите до конца рабочей строки,
учитывая данную закономерность. (Слайд 4)
IV. Работа над словом. Деление слов на группы. Определение времен глаголов.
1) – Что можно сказать о словах? Что общего у слов? (Это все глаголы.)
– Давайте вспомним, что такое глагол?
(Дети отвечают, и на слайде появляются их ответы.)
Глагол – это часть речи,
Отвечает на вопросы: что делать? что сделает? что сделал? и т.д., (Слайд 5)
Обозначает действие предмета,
Изменяется по временам.
– Какой глагол лишний? Почему? (Ччитать – н.ф.)
– На какие группы можно разделить остальные глаголы?
п.в. н.в. б.в.
– Разделите на группы. (Дети выполняют деление ,проверка у доски.)
Доска:
|
п. вр. задержал |
н. вр. играешь |
б. вр. убежит |
– Делят на группы по одному слову, доказывая.
2)– Прочитайте глаголы прошедшего времени.
задержал,
спешила, (Слайд 6)
чинили
– Что помогло нам определить время этих глаголов?
– ВЫВОД: Какие глаголы мы относим к глаголам прошедшего времени? (Слайд 7)
Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:
Что сделал? Что делала? Что сделали? и др.,
Обозначают прошедшее действие ,
Имеют формообразующий суффикс Л
Изменяются по числам и родам
(Последняя строка появляется позднее после вопроса.)
– Что мы еще знаем о них. Как они изменяются?
– Определим число и род? (Выходят к доске, определяют число и род.)
3) – Прочитайте глаголы настоящего времени. (Слайд 8)
играешь
смеется
пишу
– Докажите, что это глаголы настоящего времени?
ВЫВОД: Что же мы называем глаголами настоящего времени?
Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: (Слайд 9)
Что делает? Что делаю? Что делаешь? и др.,
Обозначают действие происходящее в данный период ,
Изменяются по числам и лицам
(Последняя строка появляется позднее после вопроса.)
– Что мы еще знаем о них. Как они изменяются?
– Определим число и лицо? (Выходят к доске ,определяют число и лицо.)
4) – Прочитайте глаголы будущего времени? (Слайд 10)
убежит
взлетим
– Докажите, что это глаголы будущего времени?
ВЫВОД: Что же мы называем глаголами будущего времени? (Слайд 11)
Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:
Что сделает? Что сделаю? Что сделаешь? и др.,
Обозначают действие, которое должно произойти,
Изменяются по числам и лицам
(Последняя строка появляется позднее после вопроса.)
– Что мы еще знаем о них. Как они изменяются?
– Определим число и лицо? (Выходят к доске ,определяют число и лицо.)
V.Физкультминутка
VI. Глаголы неопределенной формы. Работа над предложением. Роль глагола в предложении?
– Вернулись к нашему лишнему глаголу. Вспомним, что мы о нем можем сказать.
(Читать.)
– Что мы называем глаголами неопределенной формы?
Глаголы Н.Ф. не изменяются (Слайд 12)
по родам, числам, лицам,
Отвечают на вопросы: Что сделать? Что делать?
Имеют суффиксы: ть, ти ,чь
– Измените глагол по временам и запишите в данную группу. Проверка у доски. читал ,читает, прочитает
Работа в парах
– Составьте предложения с данным глаголом (устно)
1 колонка в пр. вр.
2 колонка в н. вр.
3 колонка в б. вр.
– А я предлагаю вам свое предложение. Прочитайте его.
Доска: Я сел читать интересную книгу.
– Что скажите о глаголе?
Сделайте полный синтаксический разбор.
– Дайте характеристику предложению.
– Чем является глагол в предложении? Как мы его подчеркиваем?
Роль глагола в предложении: (Слайд 13)
сказуемое
------------
VII.Физкультминутка
VIII. Правописание глаголов с частицей не
– Работа по карточкам. Прочитайте текст. Что вы заметили?
Измените и запишите текст так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл. (Если нет времени, работу можно провести прямо на карточках, вставляя частицу не в группах.)
Береги книгу! бери ее грязными руками и клади на грязный стол. перегибай книгу и загибай у нее листов. если ты взял книгу в библиотеке, то забудь вернуть ее в срок.
– Проверим, что у нас получилось.
(Дети зачитывают текст, доказывают правописание не с глаголами.)
(Слайд 14)
Береги книгу! не бери ее грязными руками и не клади на грязный стол. не перегибай книгу и не загибай у нее листов. если ты взял книгу в библиотеке, то не забудь вернуть ее в срок.
– Если есть ошибки, то они исправляются.
– О чем этот текст? (О бережном отношении к книге.)
IX. Подведение итогов
– Наш урок подходит к концу. Закройте тетради.
Что повторили сегодня?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Какой этап урока показался самым интересным?
Что было трудным?
– Продолжите фразу: (Слайд 15)
“Сегодня я убедился, что…”
“Теперь я умею …”
“Я знаю, что глагол …”
X. Организационный конец.