Задачи:
Образовательные:
- рассмотреть многообразие насекомых-вредителей сада;
- выявить биологические особенности насекомых-вредителей ;
- Выяснить какие меры по сокращению численности насекомых-вредителей необходимо применять, зная их характерные биологические особенности .
Развивающие:
- продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их;
- формирование навыков исследовательской работы с литературой и наглядным материалом.
Воспитательные:
- продолжить экологическое воспитание, формирование учащихся бережного отношения к природе;
- продолжить формирование навыков коллективной работы и чувства ответственности.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Методы: частично-поисковый, рефлексия.
Оборудование: таблицы, дополнительная литература, коллекции насекомых, творческие работы учащихся, презентация урока, раздаточный материал.
Структура урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Проверка домашнего задания: 10 мин;
а) фронтальный опрос;
б) письменная работа “Определи отряд насекомого” (оформление в виде таблицы). Приложение 1. Презентация (Приложение 3). - Изучение нового материала: 20 мин:
А) актуализация новой темы.
Б) сообщения учащихся и выявление характерных биологических особенностей насекомых-вредителей.
В) Работа в группах по коллекциям насекомых с последующим отчетом 2–3 групп.
Г) Работа с учебником. Выяснить существующие меры борьбы с насекомыми-вредителями. - Закрепление – 10 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
- Итоги урока – 3 мин.
Ход урока
1. Проверка домашнего здания:
А. Фронтальный опрос.
Цель: проверить усвоение пройденного ранее по теме “Насекомые”.
Вопросы:
- Представителей какого типа мы сейчас изучаем?
- Назовите признаки, характерные для типа Членистоногих.
- На какие классы делятся представители этого типа?
Слайд 2. - Представители какого класса изображены на слайде?
- Назовите их характерные признаки.
- Назовите систематическую категорию, объединяющая насекомых в один класс.
- Назовите признаки насекомых, которые учитываются при определении отряда насекомых?
Б. Проверочная работа “Определи отряд насекомого” (задание 1 в Приложении 1).
Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу, суть которой заключается в определении отряда насекомых, изображенных на сменяющихся слайдах (4–13).
Затем учащиеся проводят самопроверку по “ключу” (Слайд 14).
Ребятам предлагается вспомнить типы развития насекомых и их отличительные признаки (Слайд 15).
2. Тема урока: “Насекомые – вредители сада”.
А. Актуализация темы.
Сад – это искусственно созданное сообщество плодово-ягодных культур. Это вишня, груша, слива, крыжовник, смородина и т.д. Витамины, содержащиеся в их плодах, играют важную роль в жизни человека. На карте зеленым цветом обозначены места и зоны возделывания плодово-ягодных культур. Только в пределах средней полосы России обнаружено приблизительно 92 вида насекомых-вредителей этих культур.
Скажите, пожалуйста, какая проблема у человека в связи с этим возникает?
(Как можно помочь саду?)
Какую цель мы можем с вами поставить сегодня себе на уроке и попытаться ее решить?
– Выяснить какие вредители губят урожай, выявить характерные биологические
особенности некоторых насекомых-вредителей сада.
– Понять необходимость знаний этих особенностей для борьбы с данной группой
насекомых.
– Выяснить какие меры можно применить для борьбы с ними.
Б. Сейчас мы с вами на примере конкретных насекомых-вредителях сада постараемся выявить их характерные особенности.
Сообщения : 1. Яблонный цветоед (Приложение 2).
Обсуждение: назовите характерные для данного вредителя биологические особенности.
Сообщение 2. Яблонная плодожорка (Приложение 2).
Обсуждение: Вы прослушали сообщение, а теперь посмотрите на текст. О чем идет речь в нем?
(О биологических особенностях данного паразита.)
А теперь я просто показываю вам изображение насекомого-вредителя (крыжовниковая огневка).
Назовите мне самостоятельно биологические особенности этого насекомого-вредителя.
Запись в тетрадь: биологические особенности насекомых-вредителей:
- внешний вид;
- характер питания;
- тип развития.
В. Работа в группах по коллекциям насекомых с последующим отчетом.
Итак, мы с вами научились по тексту и картинке определять характерные биологические особенности насекомых-вредителей. А теперь ваша задача определить самостоятельно по коллекции насекомых биологические особенности конкретного насекомого-вредителя (задание 2 в Приложении 1).
Отчет групп по работе.
Г. Работа с учебником.
Для чего необходимо знать биологические особенности насекомых-вредителей и как реально на практике можно использовать эти знания в борьбе с ними?
Прочитайте на стр. 105–106 учебника о мерах по сокращению численности насекомых-вредителях.
Назовите их (слайд после ответа учащихся).
Запись мер борьбы в тетрадь.
Назовите особенности каждого метода борьбы.
3. Вывод: Таким образом, с насекомыми-вредителями необходимо вести активную борьбу. Подсчитано, например, ежегодно только сельское хозяйство теряет до 40% урожая. 100 гусениц капустной белянки могут уничтожить целое поле капусты. Одна яблоня может дать при благоприятных условиях несколько центнеров яблок. Плодовитость же большинства вредителей сада превышает 100–150 яиц за одну кладку. А крыжовниковая огневка, например, может до 50 таких кладок сделать.
4. Закрепление (выполнение теста – (Приложение 1), взаимопроверка. Ответы и критерии оценок на слайде.
5. Домашнее задание: п. 23, таблица. Сообщения о полезных насекомых.