Урок в 7-м классе "Насекомые – вредители сада"

Разделы: Биология


Задачи:

Образовательные:

  • рассмотреть многообразие насекомых-вредителей сада;
  • выявить биологические особенности насекомых-вредителей ;
  • Выяснить какие меры по сокращению численности насекомых-вредителей необходимо применять, зная их характерные биологические особенности .

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их;
  • формирование навыков исследовательской работы с литературой и наглядным материалом.

Воспитательные:

  • продолжить экологическое воспитание, формирование учащихся бережного отношения к природе;
  • продолжить формирование навыков коллективной работы и чувства ответственности.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: индивидуально-групповая.

Методы: частично-поисковый, рефлексия.

Оборудование: таблицы, дополнительная литература, коллекции насекомых, творческие работы учащихся, презентация урока, раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания: 10 мин;
    а) фронтальный опрос;
    б) письменная работа “Определи отряд насекомого” (оформление в виде таблицы). Приложение 1. Презентация (Приложение 3).
  3. Изучение нового материала: 20 мин:
    А) актуализация новой темы.
    Б) сообщения учащихся и выявление характерных биологических особенностей насекомых-вредителей.
    В) Работа в группах по коллекциям насекомых с последующим отчетом 2–3 групп.
    Г) Работа с учебником. Выяснить существующие меры борьбы с насекомыми-вредителями.
  4. Закрепление – 10 мин.
  5. Домашнее задание – 1 мин.
  6. Итоги урока – 3 мин.

Ход урока

1. Проверка домашнего здания:

А. Фронтальный опрос.

Цель: проверить усвоение пройденного ранее по теме “Насекомые”.

Вопросы:

  1. Представителей какого типа мы сейчас изучаем?
  2. Назовите признаки, характерные для типа Членистоногих.
  3. На какие классы делятся представители этого типа?
    Слайд 2.
  4. Представители какого класса изображены на слайде?
  5. Назовите их характерные признаки.
  6. Назовите систематическую категорию, объединяющая насекомых в один класс.
  7. Назовите признаки насекомых, которые учитываются при определении отряда насекомых?

Б. Проверочная работа “Определи отряд насекомого” (задание 1 в Приложении 1).

Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу, суть которой заключается в определении отряда насекомых, изображенных на сменяющихся слайдах (4–13).

Затем учащиеся проводят самопроверку по “ключу” (Слайд 14).

Ребятам предлагается вспомнить типы развития насекомых и их отличительные признаки (Слайд 15).

2. Тема урока: “Насекомые – вредители сада”.

А. Актуализация темы.

Сад – это искусственно созданное сообщество плодово-ягодных культур. Это вишня, груша, слива, крыжовник, смородина и т.д. Витамины, содержащиеся в их плодах, играют важную роль в жизни человека. На карте зеленым цветом обозначены места и зоны возделывания плодово-ягодных культур. Только в пределах средней полосы России обнаружено приблизительно 92 вида насекомых-вредителей этих культур.

Скажите, пожалуйста, какая проблема у человека в связи с этим возникает?

(Как можно помочь саду?)

Какую цель мы можем с вами поставить сегодня себе на уроке и попытаться ее решить?

– Выяснить какие вредители губят урожай, выявить характерные биологические особенности некоторых насекомых-вредителей сада.
– Понять необходимость знаний этих особенностей для борьбы с данной группой насекомых.
– Выяснить какие меры можно применить для борьбы с ними.

Б. Сейчас мы с вами на примере конкретных насекомых-вредителях сада постараемся выявить их характерные особенности.

Сообщения : 1. Яблонный цветоед (Приложение 2).

Обсуждение: назовите характерные для данного вредителя биологические особенности.

Сообщение 2. Яблонная плодожорка (Приложение 2).

Обсуждение: Вы прослушали сообщение, а теперь посмотрите на текст. О чем идет речь в нем?

(О биологических особенностях данного паразита.)

А теперь я просто показываю вам изображение насекомого-вредителя (крыжовниковая огневка).

Назовите мне самостоятельно биологические особенности этого насекомого-вредителя.

Запись в тетрадь: биологические особенности насекомых-вредителей:

  1. внешний вид;
  2. характер питания;
  3. тип развития.

В. Работа в группах по коллекциям насекомых с последующим отчетом.

Итак, мы с вами научились по тексту и картинке определять характерные биологические особенности насекомых-вредителей. А теперь ваша задача определить самостоятельно по коллекции насекомых биологические особенности конкретного насекомого-вредителя (задание 2 в Приложении 1).

Отчет групп по работе.

Г. Работа с учебником.

Для чего необходимо знать биологические особенности насекомых-вредителей и как реально на практике можно использовать эти знания в борьбе с ними?

Прочитайте на стр. 105–106 учебника о мерах по сокращению численности насекомых-вредителях.

Назовите их (слайд после ответа учащихся).

Запись мер борьбы в тетрадь.

Назовите особенности каждого метода борьбы.

3. Вывод: Таким образом, с насекомыми-вредителями необходимо вести активную борьбу. Подсчитано, например, ежегодно только сельское хозяйство теряет до 40% урожая. 100 гусениц капустной белянки могут уничтожить целое поле капусты. Одна яблоня может дать при благоприятных условиях несколько центнеров яблок. Плодовитость же большинства вредителей сада превышает 100–150 яиц за одну кладку. А крыжовниковая огневка, например, может до 50 таких кладок сделать.

4. Закрепление (выполнение теста – (Приложение 1), взаимопроверка. Ответы и критерии оценок на слайде.

5. Домашнее задание: п. 23, таблица. Сообщения о полезных насекомых.