Цели:
Коррекционно-образовательный аспект:
- формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “У” и “Ю” на уровне слога, слова и словосочетания;
- закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
- формировать фонематическое восприятие;
Развивающий аспект:
- развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;
- развивать речедвигательные и слуховые ощущения;
- обогащать и уточнять словарный запас;
- совершенствовать грамматические формы речи;
- добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать ключевые компетенции.
Воспитательный аспект:
- воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
- Этапы занятия: подготовительный, основной, заключительный.
1. Подготовительный этап
2. Организационный моментПриветствие. Проверка готовности к занятию.
Учитель: На занятии наши глаза
внимательно смотрят и все … (видят)
Наши уши внимательно слушают и все … (слышат)
Голова запоминает и … (думает)
– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.
Возьмите листы с заданиями (см. Приложение 1) и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку. Задание 1. В ряду букв найдите слова.
- Какие слова вы нашли(открываю слова на доске)? (Ключ, клюв, плюс, круг, друг, вкус)
- Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? (Состоят из четырех букв, одна гласная буква в середине слова.)
- Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква У, а в других буква Ю.)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Учитель-логопед распределяет слова на доске по группам.)
- Распределите эти слова по группам. Я на доске, а вы на своих листочках.
- Подчеркните гласные буквы красным цветом.
- Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.
- Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)
- Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)
- Как звучат согласные перед буквой У? (Твердо.)
- Как звучат согласные перед буквой Ю? (Мягко.)
- Сформулируйте тему нашего занятия.
После ответов тема появляется на доске: “Буквы У-Ю после согласных”
3. Основная часть
1. Дифференциация У-Ю на уровне слога:
Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:
- Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).
Бу, ту, лю, ку, мю, тю, сю, зу;
Лук, тюк, круг, люк, стул, куст;
- “Игра с мячом”. Послушайте и повторите за мной цепочки слогов:
Бу-бю-бу-бю;
тю-ту-ту-тю;
лю-лю-лу-лю;
му-му-мю-му,
сю-су-сю-су.
- Слоговой анализ. Работа по заполнению слоговой таблицы:
Заполним слоговую таблицу (задание 2 на листах, см. Приложение 1)
С
П
Д
Л
Р
Б
Т
У
Ю
А) Я скажу слово, а вы выделите нужный слог и запишите его в нужное окошко таблицы.
Первый слог – СУхой; ДУмать, ЛЮди, ТЮлени;
Второй слог слова – арБУзы, лоПУхи, гоЛУби, инДЮки
Б) Дополните таблицу самостоятельно.
– Какая гласная буква является показателем
твердости согласного?
– Какая гласная буква является показателем
мягкости согласного?
Прочитайте слоги парами так, чтобы первый слог
был с мягким согласным, а затем с твердым.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
1) Физкультминутка “Буратино”
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
2) Пальчиковая гимнастика:
Пальцы – дружная семья
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)
Вот большой! А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок! (поочередно прижимаем пальчики обеих рук к ладоням)
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять.
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
И движенья выполнять…
Мы рога козы покажем.
(Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)
И рога оленя даже….(широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове)
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
(Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
3. Дифференциация У-Ю на уровне слова и словосочетания
1) Зашифруй слово буквами У-Ю, цифрой обозначь место буквы в слове (дети работают на листах, задание 3, см. Приложение 1)
- Кто нарисован на первой картинке? (гусь)
- Какую букву напишем в слове гусь – У или Ю. Почему?
- Какой по счету напишем букву У?
Зашифруем картинку: У-2. Такая же работа ведется
с остальными картинками.
Как можно обобщить эту группу слов? (домашние
птицы)
2) Вставь букву У или Ю в слова.
Составьте словосочетания, соединив их
стрелочками слова первого столбика со словами
второго столбика. Запишите получившиеся
словосочетания.
Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом,
объяснив свой выбор.
4. Дифференциация У-Ю на уровне предложения
1) Составьте и запишите предложения с
получившимися словосочетаниями.
2) Вставь буквы У-Ю в предложения, объяснив свой
выбор (задание 6, см. Приложение 1).
1) Экспресс-опрос
– Какие согласные мы учились различать на слух?
– С какой парой букв мы работали на занятии?
– Какая из букв обозначает мягкость согласного
на письме?
– Какая из букв обозначает твердость согласного
на письме?
2) Итоговая рефлексия.
Оцени работу сам: работа с линейкой достижений – Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, насколько он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания.
Я научился различать твердые и мягкие согласные
Я старался на занятии
Какую оценку я сам себе поставлю?