Дифференциация гласных У–Ю, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательный аспект:

  • формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “У” и “Ю” на уровне слога, слова и словосочетания;
  • закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
  • формировать фонематическое восприятие;

Развивающий аспект:

  • развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;
  • развивать речедвигательные и слуховые ощущения;
  • обогащать и уточнять словарный запас;
  • совершенствовать грамматические формы речи;
  • добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать ключевые компетенции.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
  • воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
  • воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
  • Этапы занятия: подготовительный, основной, заключительный.

Ход урока

1. Подготовительный этап

2. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)
Наши уши внимательно слушают и все … (слышат)
Голова запоминает и … (думает)

2. Постановка цели занятия

– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

Возьмите листы с заданиями (см. Приложение 1) и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку. Задание 1. В ряду букв найдите слова.

  • Какие слова вы нашли(открываю слова на доске)? (Ключ, клюв, плюс, круг, друг, вкус)
  • Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? (Состоят из четырех букв, одна гласная буква в середине слова.)
  • Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква У, а в других буква Ю.)
  • На какие две группы можно разделить эти слова? (Учитель-логопед распределяет слова на доске по группам.)
  • Распределите эти слова по группам. Я на доске, а вы на своих листочках.
  • Подчеркните гласные буквы красным цветом.
  • Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.
  • Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)
  • Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)
  • Как звучат согласные перед буквой У? (Твердо.)
  • Как звучат согласные перед буквой Ю? (Мягко.)
  • Сформулируйте тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на доске: “Буквы У-Ю после согласных”

3. Основная часть

1. Дифференциация У-Ю на уровне слога:

Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:

  1. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).

Бу, ту, лю, ку, мю, тю, сю, зу;
Лук, тюк, круг, люк, стул, куст;

  1. “Игра с мячом”. Послушайте и повторите за мной цепочки слогов:

Бу-бю-бу-бю;
тю-ту-ту-тю;
лю-лю-лу-лю;
му-му-мю-му,
сю-су-сю-су.

  1. Слоговой анализ. Работа по заполнению слоговой таблицы:

Заполним слоговую таблицу (задание 2 на листах, см. Приложение 1)

 

С

П

Д

Л

Р

Б

Т

У

             

Ю

             

А) Я скажу слово, а вы выделите нужный слог и запишите его в нужное окошко таблицы.

Первый слог – СУхой; ДУмать, ЛЮди, ТЮлени;
Второй слог слова – арБУзы, лоПУхи, гоЛУби, инДЮки

Б) Дополните таблицу самостоятельно.

– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?
– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?
Прочитайте слоги парами так, чтобы первый слог был с мягким согласным, а затем с твердым.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

1) Физкультминутка “Буратино”

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

2) Пальчиковая гимнастика:

Пальцы – дружная семья
Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Вот большой! А это – средний.
Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок! (поочередно прижимаем пальчики обеих рук к ладоням)

У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять.

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

И движенья выполнять…
Мы рога козы покажем.

(Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)

И рога оленя даже….(широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове)
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.

(Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)

Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

3. Дифференциация У-Ю на уровне слова и словосочетания

1) Зашифруй слово буквами У-Ю, цифрой обозначь место буквы в слове (дети работают на листах, задание 3, см. Приложение 1)

  • Кто нарисован на первой картинке? (гусь)
  • Какую букву напишем в слове гусь – У или Ю. Почему?
  • Какой по счету напишем букву У?

Зашифруем картинку: У-2. Такая же работа ведется с остальными картинками.
Как можно обобщить эту группу слов? (домашние птицы)

2) Вставь букву У или Ю в слова.

Составьте словосочетания, соединив их стрелочками слова первого столбика со словами второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания.
Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.

4. Дифференциация У-Ю на уровне предложения

1) Составьте и запишите предложения с получившимися словосочетаниями.
2) Вставь буквы У-Ю в предложения, объяснив свой выбор (задание 6, см. Приложение 1).

4. Заключительный этап

1) Экспресс-опрос

– Какие согласные мы учились различать на слух?
– С какой парой букв мы работали на занятии?
– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме?
– Какая из букв обозначает твердость согласного на письме?

2) Итоговая рефлексия.

Оцени работу сам: работа с линейкой достижений – Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, насколько он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания.

Я научился различать твердые и мягкие согласные

Я старался на занятии

Какую оценку я сам себе поставлю?