Литературное чтение с элементами критического мышления в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: совершенствовать навыки чтения, познакомить учащихся с творчеством К.Д. Ушинского.

Задачи:

  • познакомить детей с авторской сказкой К.Д. Ушинского “Лиса и козел”;
  • создать условия для работы в группах;
  • совершенствовать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы;
  • развивать речь и мышление;
  • создавать положительное отношение детей к обучению, в том числе к чтению.

Приемы:

  • на стадии вызова: “дерево предсказаний”;
  • на стадии осмысления: чтение с остановками;
  • на стадии рефлексии: коллективная иллюстрация, созданная в группе.

Ход урока

1. Стадия вызова. “Дерево предсказаний”

Учитель. Сегодня мы будем читать сказку Константина Дмитриевича Ушинского “Лиса и козел”.

Как вы думаете, кто может быть героями этой сказки? О чем эта сказка?

На доске изображено дерево. На его ветках появляются предположения детей: о лисе, о козле, о хитрости, о глупости…

– Давайте начнем читать сказку и выясним, правильные ли предположения вы сделали.

2. Стадия осмысления

Дети читают первую часть сказки.

Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает: “Что ты там, лисичка, поделываешь?”
“Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса. – Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь”.
А козлу давно пить хочется. “Хороша ли вода-то?” – спрашивает козел.

– Расскажите, как лиса попала в колодец. Подтвердите свой ответ чтением соответствующего отрывка.
– Как вы думаете, кому козел кажется умным: самому себе или окружающим зверям и людям?
– Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце? Прочитайте соответствующий отрывок. Зачем она обманула козла?

Далее дети работают в группах и придумывают возможное продолжение сказки и озвучивают свои варианты.

3. Физкультминутка

Дети читают вторую часть сказки.

“Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная. Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам места будет”.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему: “Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел, всю обрызгал”.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

– Почему лиса назвала козла “бородатый дурень”?
– Сравните лису из сказки Ушинского с лисой из русских народных сказок. Какие народные сказки с главной героиней-лисицей вы помните?

Далее дети работают в группах и придумывают возможное продолжение сказки. Варианты продолжения озвучиваются каждой группой.

– А теперь давайте вернемся к нашему дереву предсказаний.
– Какие версии оказались верными?

4. Работа с пословицами

  • Разговорам не дивись, на хитрость не ловись.
  • У страха глаза велики.
  • Цыплят по осени считают.

– Какая из данных пословиц подходит к содержанию этой сказки? Подчеркните ее.

5. Работа с иллюстрацией к сказке

– К какому отрывку сказки нарисовал художник эту иллюстрацию? Прочитайте этот отрывок.

6. Стадия рефлексии

– А теперь нарисуйте в группах свои иллюстрации к сказке.

Иллюстрации вывешиваются на доску.

7. Итог урока

– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
– Какой урок вы вынесли из этой сказки?