Цель: совершенствовать навыки чтения, познакомить учащихся с творчеством К.Д. Ушинского.
Задачи:
- познакомить детей с авторской сказкой К.Д. Ушинского “Лиса и козел”;
- создать условия для работы в группах;
- совершенствовать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы;
- развивать речь и мышление;
- создавать положительное отношение детей к обучению, в том числе к чтению.
Приемы:
- на стадии вызова: “дерево предсказаний”;
- на стадии осмысления: чтение с остановками;
- на стадии рефлексии: коллективная иллюстрация, созданная в группе.
Ход урока
1. Стадия вызова. “Дерево предсказаний”
Учитель. Сегодня мы будем читать сказку Константина Дмитриевича Ушинского “Лиса и козел”.
Как вы думаете, кто может быть героями этой сказки? О чем эта сказка?
На доске изображено дерево. На его ветках появляются предположения детей: о лисе, о козле, о хитрости, о глупости…
– Давайте начнем читать сказку и выясним, правильные ли предположения вы сделали.
2. Стадия осмысления
Дети читают первую часть сказки.
Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает: “Что ты там, лисичка, поделываешь?”
“Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса. – Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь”.
А козлу давно пить хочется. “Хороша ли вода-то?” – спрашивает козел.
– Расскажите, как лиса попала в колодец.
Подтвердите свой ответ чтением соответствующего
отрывка.
– Как вы думаете, кому козел кажется умным:
самому себе или окружающим зверям и людям?
– Как лиса объяснила козлу свое пребывание в
колодце? Прочитайте соответствующий отрывок.
Зачем она обманула козла?
Далее дети работают в группах и придумывают возможное продолжение сказки и озвучивают свои варианты.
3. Физкультминутка
Дети читают вторую часть сказки.
“Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная. Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам места будет”.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему: “Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел, всю обрызгал”.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
– Почему лиса назвала козла “бородатый
дурень”?
– Сравните лису из сказки Ушинского с лисой из
русских народных сказок. Какие народные сказки с
главной героиней-лисицей вы помните?
Далее дети работают в группах и придумывают возможное продолжение сказки. Варианты продолжения озвучиваются каждой группой.
– А теперь давайте вернемся к нашему дереву
предсказаний.
– Какие версии оказались верными?
4. Работа с пословицами
- Разговорам не дивись, на хитрость не ловись.
- У страха глаза велики.
- Цыплят по осени считают.
– Какая из данных пословиц подходит к содержанию этой сказки? Подчеркните ее.
5. Работа с иллюстрацией к сказке
– К какому отрывку сказки нарисовал художник эту иллюстрацию? Прочитайте этот отрывок.
6. Стадия рефлексии
– А теперь нарисуйте в группах свои иллюстрации к сказке.
Иллюстрации вывешиваются на доску.
7. Итог урока
– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок.
– Какой урок вы вынесли из этой сказки?