ТИП УРОКА: Урок контроля знаний и умений.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: обобщить, систематизировать, устранить пробелы в знаниях учащихся по теме урока.
РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие познавательной активности, умения работать в должном темпе.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: воспитание дисциплины труда, чувство гордости за свои успехи.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесные, наглядные, практические.
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: барометры-анероиды, сосуды с водой, таблицы физических величин.
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:
- отмечаются отсутствующие
- устанавливается контакт учителя с учащимися
УЧИТЕЛЬ: мы с вами изучили большую тему: "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Вы знали, что за неделю до урока "Праздник знаний" было назначено жюри из лаборанта кабинета физики, одного учащегося и 3-х родителей. Вы видите большие часы в кабинете я выражаю надежду, что данный урок будет для вас не только контролем знаний и умений, отчётом, но и соревнованием, дающим возможность жюри испытать вместе с вами гордость за ваши успехи. Таблица для фиксации полученных баллов за каждый вид работы, призы для победителей у жюри имеются.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: класс делится на 3 команды:
Теоретики - это те, кто лучше других знает теоретический материал (аудиалы).
Ученики по очереди берут билеты с вопросами по теории, думают 1 минуту и отвечают. Ответ должен быть точен, конкретен, лаконичен. За ответ (как и за дополнение к нему со стороны др. учеников) ставлю оценку по 5 бальной системе, а жури фиксируют её в таблице, теоретический тур продолжается 20-25 минут. Вопросы теоретических заданий:
1) Что называется давлением? Формула для вычисления давления, единицы измерения давления.
2) Соотношение между единицами давления: Па, кПа, Н/см.
3) Как определить силу давления и площадь соприкосновения, через давление?
4) Почему газы оказывают давление? Объяснение давления с точки зрения МКТ.
5) Закон Паскаля.
6) Давление жидкости на дно и стенки сосудов. Объяснение причины этого давления. Формула для расчёта.
7) Сообщающиеся сосуды. Особенности расположения жидкостей в них.
8) Манометры.
9) Атмосферное давление, доказательство его существования. Чему оно равно, как изменяется?
10) Барометр-анероид, прибор для измерения атмосферного давления.
11) Насосы.
12) Выталкивающая сила, её направление, объяснение причины возникновения.
13) Формула архимедовой силы.
14) Условия плаванья тел.
15) Как определить плотность жидкостей, объём погружённого в него тела, используя формулу архимедовой силы?
16) Водный транспорт.
17) Воздухоплаванье.
Параллельно с работой теоретиков начинается практический тур, цель которого - проверить умения пользоваться приборами и навыки использования своих знаний.
В работе участвуют "экспериментаторы" (кинестетики) - это те кто хорошо работает с физическими приборами.
Вопросы практического тура:
1) Каким прибором и как можно определить давление жидкости? Провести это измерение.
2) Определить приборами, находящимися на столе, давление атмосферного воздуха в Па, кПА и мм. рт. ст.
3) Экспериментально доказать условия плаванья тел.
После сигнала "время" члены жюри собирают листочки с результатами выполения практических занятий.
Третья группа учеников параллельно с первой и второй выполняет практическое задание - решения задач. Этим заданием занимаются "калькуляторы" (визуалы), умеющие быстро реагировать считать.
Задачи:
1) болотный гусеничный трактор создаёт на почву давление 2 Н/см. Определите площадь соприкосновения гусениц с почвой, если вес трактора 61 кН.
2) на сколько большая выталкивающая сила действует на шар объёмом 0,02 дц, опушенный в воду, чем на тот же шар, погружённый в масло.
Члены жюри после 6 минут собирают листочки, а затем проверяют их. Жюри имеет образцы решения задач и ответы на вопросы. Пока идёт проверка выполнения заданий и подведения итогов по баллам для каждых групп класса учитель организует работу, например качественные вопросы из серии "Физика у нас дома":
1) какие физические приборы и почему нужно купить бабушке, страдающей высоким давлением?
2) о какой физической величине должен помнить папа, готовя шило для ремонта обуви?
3) какие приборы связанные с изучаемой нами темой, и зачем обязан иметь с собой старший брат выезжая на автомобиле в туристическую поездку?
УЧИТЕЛЬ: Вот и наступил последний этап урока - подведение итогов. Жюри, подсчитав оценки, оглашает результаты работы и выставляет общие баллы. Тех учащихся, которые получили больше 20 баллов, награждают призами (книгами по физике)
УЧИТЕЛЬ: Для меня, дорогие учащиеся, в таких уроках важны не только ваши высокие баллы, хотя и это показатель качества моей и вашей работы, но и ваше психологическое состояние. Надеюсь, оно торжественное, приподнятое не только у вас, моих учеников, но и у родителей. Я рада вашим успехам. Надеюсь, и дальше вы будите усиленно заниматься физикой, сопереживать товарищам.
УРОК ОКОНЧЕН.