В школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Заниматься сохранением и укреплением здоровья учащихся должны педагоги.
В проекте "Наша новая школа" одним из основных направлений развития общего образования определено здоровье школьников. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям [1]. Это является одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни. Выпускник начальной школы в идеале должен быть:
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих [2].
Исходя из целевых установок стандартов второго поколения видно, что современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, здоровый и безопасный образ жизни [3].
Педагог должен учить укреплять и сохранять здоровье, понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью. Такая деятельность осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медицинских работников. Возникает необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся. На современном этапе актуальным является подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся. Учитывая новые подходы к выстраиванию стратегии образования, ориентацию системы образования на воспитание здорового ребёнка необходимо проводить мероприятия по формированию здорового образа жизни, уроки валеологии, внеклассные мероприятия. Ведь эффективность учебного процесса определяется степенью учёта физических и психологических особенностей учащихся. Только здоровый ребёнок способен овладеть школьной программой, а нарушения здоровья ведут к трудностям в обучении.
Задачи школы.
- Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- Формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию;
- Формирование потребности в здоровье и сознательном отношении к нему.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от активного участия в этом процессе самих детей, создания здоровьесберегающей среды, высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов, планомерной работы с родителями, тесного взаимодействия с социально- культурной сферой села.
Инновацией в структуре Базисного образовательного плана являются три раздела. Внеучебная деятельность позволит учащимся заняться своим всесторонним развитием, углубленным изучением предмета, проверкой знаний, выполнением проектов. Современная школа должна воспитать личность, которая в полной мере может проявить свои способности, инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Это означает, что в школах надо изучать способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Успешное решение этой задачи зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые определяют активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Применение образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности.
Технологии развивающего обучения. С 2009 учебного года начала работать по программе "Перспектива" под редакцией Л. Ф. Климановой. Все учебники развивающего типа, содержат основной набор сведений о предмете, необходимых для полноценного усвоения курса и развития интеллектуальных и творческих способностей личности шестилетнего ребёнка. Развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого; расширение опыта поведения в природной и социальной среде; наличие занимательных заданий; раскрашивание и рисование положительно влияют на психологическое состояние ученика и на его здоровье. В соответствии с концепцией создания учебной мотивации средствами учебника усилено внимание к развитию познавательных возможностей учащихся, расширению кругозора. В учебники включены специальные развивающие упражнения, игры.
Технология обучения в сотрудничестве. Красочная наглядность, занимательные задания, игры, вовлечение в занятия, как в увлекательную познавательную игру, учёба в ситуации успеха: похвала, одобрение, милосердие к ребёнку способствуют формированию здоровой психики.
Технология уровневой дифференциации. Достаточный объём материала для работы с учащимися разного уровня способностей и подготовленности позволяет организовать индивидуальную, парную, групповую работы.
Игровые технологии, потребность в игре и желании играть у школьников использую и направляю в целях решения определённых воспитательных задач. Игра создаёт приподнятое настроение, оказывает благотворное влияние на развитие зрения, мышечного чувства, слуха, моторики - действует на детей развивающее.
Исследовательские технологии, где учащиеся показывают практическое применение знаний. Инновационность стандарта второго поколения выражается в системно- деятельностном подходе к обучению. Такой подход даёт возможность уже в 1 классе осуществлять проектную деятельность. Учащимся предоставляются условия для самостоятельной и свободной работы, учитель доверяет им, считает их равноправными участниками общей работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие. Уроки технологии, окружающего мира предлагают проектную работу. Значимость таких уроков: формирование жизненного опыта, стимулирование самостоятельности, потребности в самореализации, самовыражении.
Технология раскрепощённого развития детей. Ежедневные физкультминутки с движениями, под музыку, упражнения для рук и пальцев, осанки, для мышц глаз и улучшения зрения, пантомимическая гимнастика, ежегодные спортивные праздники, участие в районных соревнованиях, День здоровья, проведённый в лесу - способствуют сохранению и укреплению здоровья. Учить ценить, беречь и укреплять здоровье с раннего детства учителю нужно демонстрировать личным примером здоровый образ жизни. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе поможет учащимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Литература.
- Латыпов И. К., Лукина В.И. Повышение двигательной активности учащихся. Начальная школа, № 9, 2009.
- Национальная образовательная инициатива "Наша Новая Школа"
- Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.