Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
- Формирование умения выполнять вычисления в выражениях без скобок.
- Развитие внимания и коммуникативных навыков (работа в парах).
- Воспитание культуры общения.
Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, рабочие тетради, сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация знаний
Математическая разминка
Задание по вариантам.
Соедините линией карточку, на которой записано выражение, с карточкой, на которой записано его значение.
(У доски работают по 1 учащемуся от варианта, остальные самостоятельно, затем коллективная проверка).
– Что вам необходимо знать хорошо, чтобы без
ошибок выполнить это задание? (таблицу умножения)
– С действиями деления и умножения мы
познакомились в каком классе? (во втором)
– Какие действия над числами мы изучали в
первом классе? (сложение и вычитание)
III. Изучение нового материала
– Сегодня на уроке будем работать с выражениями, в которых встречается эти действия.
1. Работа по учебнику с. 105, № 1
Вычисли устно значение следующих выражений.
25 + 15 – 10 = 30 25 – 10 + 15 = 30
Сложение и вычитание – это действия I ступени.
– В каком порядке в выражении без скобок выполняются действия I ступени? (По порядку слева направо)
2. Работа по учебнику с. 105, № 2
Вычисли устно значение следующих выражений:
8 6 : 2 = 24 8 : 2 6 = 24
Умножение и деление – это действия II ступени.
– В каком порядке в выражении без скобок выполняются действия II ступени? (По порядку слева направо)
Вывод:
Если в выражении без скобок присутствуют только действия одной ступени, то они выполняются по порядку слева направо. |
3. Создание проблемной ситуации
Вычисли значение следующих выражений.
80 – 6 4 = 56 35 + 7 5 = 70
– С выполнения какого действия начинается вычисление значений данных выражений? (с умножения)
4. Знакомство с новым правилом.
Работа по учебнику С. 106.
Если в выражении без скобок присутствуют действия I и II ступеней, то сначала выполняются по порядку действия II ступени, а уже потом действия I ступени. |
(Плакат с правилом учитель вывешивает на доску)
IV. Первичное закрепление
1. Работа по учебнику с. 106, №4
Вычисли значение следующих выражений, соблюдая порядок выполнения действий I и II ступеней (решение с комментированием)
20 + 3 5 – 10 = 25
1) 15
2) 35
3) 2555 – 10 : 2 + 50 = 100
1) 5
2) 50
3) 100258 + 15 : 5 – 8 9 = 189
1) 3
2) 72
3) 261
4) 189
2. Составление и решение задачи с. 106 №5
Задание. Составь задачу, решением которой было бы выражение 50 – 3 5. Вычисли и запиши ответ этой задачи.
Пример задачи, составленной учащимися.
В магазине было 50 кг бананов. За день продали 5 ящиков по 3 кг в каждом. Сколько кг бананов осталось?
Составление краткой записи задачи (1ученик у доски).
Было – 50 кг
Продали – 5 ящ. по 3кг
Осталось – ? кг
Решение:
50 – 3 5 = 25(кг)
Ответ: осталось 25 кг бананов.
V. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
VI. Самостоятельная работа (в парах ) с проверкой по образцу
1. Учитель: Работу выполняете в тетрадях для самостоятельных работ С.52, № 1
1 ряд – 1-2 пример,
2 ряд – 3-4 пример,
3 ряд – 5-6 пример.
У каждой пары на парте есть две сигнальные
карточки. Одна красного цвета, а другая –
зелёного цвета.
Если учащиеся в паре выполнили работу, на край
стола выкладывают зелёную карточку.
Если есть затруднения, на край стола
выкладывают красную карточку.
Выполнить правильно это задание вам поможет
правило, с которым мы сегодня познакомились, оно
на доске.
2. Проверка
Проверьте правильность выполнения задания по образцу на доске.
1 ряд 32 + 6 7 – 14 = 60
300 – 2 8 + 27 : 9 = 287
|
2 ряд 20 + 9 2 – 28 = 10 1) 18, 205 + 8 7 – 63 : 9 = 254 1) 56, |
3 ряд 66 – 4 9 + 18 = 48 1) 36, 400 – 42 : 7 + 6 8 = 442 1) 6, |
– Пара учащихся, которая выполнила работу
правильно ставит себе «+», а если допустили
ошибку, то «–».
– При вычислении, какого действия допустили
ошибку? (1 ряд – при умножении или делении
чисел)
– Как вы думаете, почему была допущена ошибка? (Плохо
знаем таблицу умножения)
– Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не
допускать таких ошибок? (Хорошо выучить
таблицу умножения)
– Кто допустил другую ошибку? (2 ряд – во втором
примере другой ответ)
– Как вы думаете, почему так получилось? (Неправильно
расставили порядок действий в выражении)
– Какое правило надо знать, чтобы правильно
решать сложные выражения без скобок? (Учащийся
повторяет изученное на уроке правило)
VII. Итог урока
– Что для себя нового вы сегодня узнали?
VII. Домашнее задание: с. 106, № 3, № 6.