Урок математики "Действия первой и второй ступеней"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • Формирование умения выполнять вычисления  в выражениях без скобок.
  • Развитие внимания и коммуникативных навыков (работа в парах).
  • Воспитание культуры общения.

Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, рабочие тетради, сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

II. Актуализация знаний

Математическая разминка

Задание по вариантам.

Соедините линией карточку, на которой записано выражение, с карточкой, на которой записано его значение.

(У доски работают по 1 учащемуся от варианта,  остальные самостоятельно, затем коллективная проверка).

– Что вам необходимо знать хорошо, чтобы без ошибок выполнить это задание? (таблицу умножения)
–  С действиями деления и умножения мы познакомились  в каком классе? (во втором)
–  Какие действия над числами мы изучали в первом классе? (сложение и вычитание)

III. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке будем работать с выражениями, в которых  встречается эти действия.

1. Работа по учебнику с. 105, № 1

Вычисли устно значение следующих выражений.

25 + 15 – 10 = 30                                 25 – 10 + 15 = 30

Сложение и вычитание – это действия I ступени.

– В каком порядке в выражении без скобок выполняются действия I ступени? (По порядку слева направо)

2. Работа по учебнику с. 105, № 2

Вычисли устно значение следующих выражений:

8 6 : 2 = 24                                           8 : 2 6 = 24

Умножение и деление – это действия II ступени.

 – В каком порядке в выражении без скобок выполняются действия II           ступени? (По порядку слева направо)

Вывод:

Если в выражении без скобок присутствуют только действия одной ступени, то они выполняются по порядку слева направо.

3. Создание проблемной ситуации

Вычисли значение следующих выражений.

80 – 6 4 = 56                                               35 + 7 5 = 70

– С выполнения  какого действия  начинается вычисление значений данных выражений? (с умножения)

4. Знакомство с новым  правилом.

Работа по учебнику С. 106.

Если в выражении без скобок присутствуют действия I и II ступеней, то сначала выполняются по порядку действия II ступени, а уже потом действия I ступени.

(Плакат с правилом учитель вывешивает на доску)

IV. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику с. 106, №4

Вычисли значение следующих выражений, соблюдая порядок выполнения действий I и II ступеней (решение с комментированием)

20 + 3 5 – 10 = 25

1) 15
2) 35
3) 25

55 – 10 : 2 + 50 = 100

1) 5
2) 50
3) 100

258 + 15 : 5 – 8 9 = 189

1) 3
2) 72
3) 261
4) 189

2. Составление и решение задачи с. 106 №5

Задание. Составь задачу, решением которой было бы выражение 50 – 3   5. Вычисли и запиши ответ этой задачи.

Пример задачи, составленной учащимися.

В магазине было 50 кг бананов. За день продали 5 ящиков по 3 кг в каждом.  Сколько кг бананов осталось?

Составление краткой записи задачи (1ученик у доски).

Было – 50 кг
Продали – 5 ящ. по 3кг
Осталось – ? кг

Решение:

50 – 3 5 = 25(кг)

Ответ: осталось 25 кг бананов.

V. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.

VI. Самостоятельная работа (в парах ) с проверкой по образцу

1. Учитель: Работу выполняете в тетрадях для самостоятельных работ С.52, № 1

1 ряд – 1-2 пример,
2 ряд – 3-4 пример,
3 ряд – 5-6 пример.

У каждой пары на парте есть две сигнальные карточки. Одна красного цвета, а другая – зелёного цвета.
Если учащиеся в паре выполнили работу,  на край стола выкладывают зелёную карточку.
Если есть затруднения,  на край стола выкладывают  красную карточку.
Выполнить правильно это задание вам поможет правило, с которым мы сегодня познакомились, оно на доске.

2. Проверка

Проверьте правильность выполнения задания по образцу на доске.

1 ряд

32 + 6 7 – 14 = 60

1) 42,
2) 74,
3) 60

300 – 2 8 + 27 : 9 = 287

1) 16,
2) 3,
3) 284,
4) 287

2 ряд

20 + 9 2 – 28 = 10

1) 18,
2) 38,
3) 10

205 + 8   7 – 63 : 9 = 254 

1) 56,
2) 7,
3) 261,
4) 254

3 ряд

66 – 4 9 + 18 = 48

1) 36,
2) 30,
3) 48

400 – 42 : 7 + 6 8 = 442

1) 6,
2) 48,
3) 394,
4) 442

– Пара учащихся, которая выполнила работу правильно ставит себе «+», а если допустили ошибку, то «–».
– При вычислении,  какого действия допустили ошибку? (1 ряд – при  умножении или делении чисел)
– Как вы думаете, почему была допущена ошибка? (Плохо знаем таблицу умножения)
– Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не допускать таких ошибок? (Хорошо выучить таблицу умножения)
– Кто допустил другую ошибку? (2 ряд – во втором примере другой ответ)
– Как вы думаете, почему так получилось? (Неправильно расставили порядок действий в выражении)
– Какое правило надо знать, чтобы правильно решать сложные выражения без скобок? (Учащийся повторяет изученное на уроке правило)

VII. Итог урока

– Что для себя нового вы сегодня узнали?

VII. Домашнее задание: с. 106,  № 3,  № 6.