Английский язык, как язык международного общения, предполагает включение разнообразной тематики для диалога с миром: культура, искусство, литература, образование, наука, политика, глобальные проблемы человечества. Таким образом, наряду с формированием языковой компетенции, отводится огромная роль социокультурной компетенции. Важной составляющей учебного процесса должна стать выработка стратегической линии подготовки «бикультурной» личности, воспринимающей и реализующей себя как составную часть мирового культурного процесса. Социокультурное образование становится для обучаемых не только ключом к образу жизни конкретных соизучаемых стран, стилей жизни их народов, богатству их культуры, но и ключом осознанию универсального (общетеоретического), особенного (континентального регионального и цивилизованного) и специфического (национально-культурного) и их взаимодействия. Очевидно, что явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в процессе деятельности и общении, отображаются в его сознании, фиксируя причинные связи явлений и эмоций, и картина мира меняется от одной культуры к другой. Для того, чтобы была возможна адекватная коммуникация, необходимо усвоение основных элементов того комплекса знаний о языке и культуре страны, которые представляются носителями языка «само собой разумеющимися» и «всеми известными».
Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в XXI веке определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни; поколения, способного успешно самоопределиться в условиях быстро меняющегося мира. Изучение английского языка в концепции глобального образования направлено на решение задачи формирования кросс-культурной грамотности учащихся. Феномен кросс-культурной грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения. В связи с этим встаёт вопрос о ценности, духовном и нравственном наполнении содержания знаний, о приоритетности тех или иных учебных программ по английскому языку, о развивающем и воспитывающем потенциале иностранного языка как учебного предмета.В последние годы в образовании актуальной является задача формирования целостного мировоззрения у учащихся. В качестве одного из возможных подходов можно рассматривать ориентацию содержания изучаемого курса (английского языка) на развитие кросс-культурной грамотности учащихся. Кросс-культурная грамотность позволяет видеть общее и индивидуальное в культуре других народов осознавать ценность каждой культуры в мировом поликультурном пространстве. Благодаря полному представлению о традициях, обычаях, языке своей и другой культуры и формируется целостное представление о мире как одном большом доме, в котором живут разные народы, отличающиеся друг от друга и в тоже время объединённые общими стремлениями к миру, добру, счастью. Эта идея ориентирует учителя на формирование у учащихся непредвзятого взгляда на мир, на осознание состояния планеты, на понимание закономерностей глобальных динамических процессов, на формирование кросс-культурной грамотности и на умение осуществлять осознанный выбор способа действия с ориентацией на гуманистические ценности. В учебно-воспитательном процессе данные идеи рассматриваются как ценностно-смысловые ориентиры, определяющие выбор содержания обучения и характер отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса. Каждому учителю иностранного языка сейчас известно, что даёт внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен. Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и многое другое.
Цель: cформировать познавательно-коммуникативную функцию общения, повысить культурный уровень и расширить кругозор учащихся.
Задачи:
- Совершенствование и автоматизация навыков англоязычного общения.
- Способствование эстетическому развитию личности, а также воспитывать чувство симпатии и уважения к традициям англоязычных стран.
- Формирование у учащихся уважения и интереса к культуре страны изучаемого языка.
- Воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
- Развитие творческих, языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностей, ориентаций, чувств и эмоций ученика, т.е. раскрытие гуманистического и гуманитарного потенциала его личности.
Каждой команде выдаются маршрутные листы, куда заносятся полученные баллы на станциях. Каждая станция находится в отдельном кабинете, каждый из которых соответственно оформлен. На станциях правильность выполнения задания оценивается экспертами, в роли которых выступают учителя нашей школы.
План проведения мероприятия:
- Введение в сюжет. Сообщение задания командам.
- Выполнение командами учащихся заданий по станциям: "Lexical", "Grammar", "Listening", "Speaking", "Reading".
- Представление команд (домашнее задание). Подсчет баллов.
- Подведение итогов.
- Награждение победителей, поздравления
Сценарий
1. Звучит музыка «В гостях у сказки».
2. На сцену выходят ведущие Jimmy and July
July – Hello, Jimmy
Jimmy – Hello, July. Why are you so sad?
July – I’m sad because my little friend Alice is lost.
Jimmy – Is she really lost? But why? What happened?
July – I don’t know. Yesterday I received a very strange film.
Jimmy – What film?
July – Let’s watch it together.
3. Просмотр отрывка видеофильма «Алиса в стране чудес».
4. Голос за кадром.
Alice – July! Jimmy!
July, Jimmy – Alice! Where are you?
Alice – I’m here behind the broken mirror.
July – What happened?
Alice – The angry witches broke the key. I can’t open the door! Help me! Help me!
Jimmy – What should we do?
Alice – Please, find the key and open the door.
July – What a tragedy! Jimmy, I have an idea. Let’s ask our guests to help us.
Jimmy – But maybe they don’t understand us.
July – Let’s ask our Russian teacher.
5. Учитель объясняет правила игры и цель, которую должна достичь каждая команда – на одной из станций получить часть ключа, чтобы выручить из беды Алису. Команды отправляются по станциям.
6. Команды приходят в актовый зал, отдают кусочки ключа. Ведущие берут кусочки ключа
Jimmy – Wonderful, you brought the parts of the key and we can save Alice.
7. Дети выкладывают макет ключа на двери и оттуда появляется Алиса
Alice – Thank you very much, my dear friends, Jimmy and July. Thank you very much my unknown friends. I’m very glad to see you today. Let me introduce myself. My name is Alice. And who are you, tell me about yourselves.
8. Представление командами творческих домашних заданий (визиток).
9. Alice – I see you are the cleverest and the most talented pupils I have ever seen.
I have a
present for you. A song “Fairy tale”. Let’s sing it all together.
10. Жюри подводит итоги.
11. Награждение команд.
Станция «In the country DoDidDone»
Участникам предлагается выбрать правильный вариант ответа. На выполнение задания дается пять минут. За каждый верный ответ – 1 балл.
1. Winny-the-Pooh … a brown bear.
a) am
b) are
c) is
d) will
2. Winny-the-Pooh … to his friend’s birthday party now.
a) is going
b) are going
c) is go
d) goes
3. An old man … his turnip at the moment.
a) waters
b) is watering
c) will water
d) are watering
4. His turnip is small now. It … big in the end.
a) are
b) will
c) will be
d) am
5. The frog… a tsarevna soon.
a) become
b) are becoming
c) will become
d) is becomes
6. Ivan Tsarevich … sad.
a) is
b) are
c) will
d) am
7. Sherkhan … to the river now.
a) go
b) goes
c) is go
d) is going
8. Sherkhan … a tiger.
a) am
b) are
c) is
d) will
«Puzzle station»
Команды собирают картину из пазлов, а после этого им предлагается ответить на вопросы по картине. За каждый верный ответ – 1 балл.
Станция «Attention, please»
Участникам предлагается просмотреть презентацию, состоящую из иллюстраций к различным английским и русским сказкам. После просмотра нескольких слайдов задается вопрос на внимание. Например: What colour is Sponge Bob’s tie? Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Станция «Crossword»
Участникам предлагается разгадать кроссворд, вынесенный на мультимедийную доску. За каждый верный ответ – 1 балл.
Станция «Напиши поздравление Винни-Пуху»
Учащимся предлагается написать поздравительную открытку для Винни-Пуха в произвольной форме. При оценке следует учитывать правильность оформления, т.е.есть ли обращение, пожелания, окончание).
Станция «Butterflies»
Обучающимся предлагается компьютерная презентация с эффектом анимации, в которой путем добавления выбранной буквы предлагается проверить орфографические знания лексики по теме «Сказки». За каждый правильный ответ добавляется один балл.
Станция «Музыкальная»
Командам предлагается спеть песню This is Christmas на английском языке. На экране – слова песни, звучит фонограмма. Оценивается умение сориентироваться и воспользоваться предложенными подсказками, артистичность, музыкальные способности, сплоченность команды, знание слов по 5-бальной системе.
Станция «Pushkinskaya»
Обучающимся предлагается ответить на вопросы мультимедийной презентации, используя знания сказок А.С. Пушкина. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
Станция «Phonetics»
Учащимся предлагается просмотреть и прослушать компьютерную презентацию, а также повторить рифмовки за диктором. За каждое правильное произнесение -1 балл. Дополнительный балл добавляется за внимательное прослушивание тем командам, которые правильно ответят на последний вопрос в презентации.