Цели урока:
- продолжить работу по отработке навыков сложения и вычитания в пределах 100;
- развивать логическое мышление математическую смекалку;
- посвятить время материалу о Российской армии и флоте, об их героизме и смелости, развивая познавательный интерес.
Оборудование: выражения на доске, на малых таблицах, репродукции картин с изображением солдат, плакат «День Защитника Отечества», «День Победы», «Курская битва», детские рисунки на военную тему.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы урока
Вступительное слово учителя о предстоящем празднике.
– Как называется наша страна?
– Кто охраняет границы нашей страны?
– Каково назначение нашей армии?
– Кто из мальчишек мечтает стать офицером?
– Как вы думаете, людям, которые защищают нашу Родину, нужна математика или нет?
III. Чтение стихотворения поэта М. Борзаковского «Баллада о математике»
1 ученик:
Как воздух математика нужна.
Одной отваги мало. Расчёты! Залп!
И цель поражена
Могучими ударами металла.
2 ученик:
И воину припомнится на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья
О подвигах, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.
3 ученик:
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
«Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и квадрата»
4 ученик:
И воинам любовь сбережена
К учителю, далёкому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
IV. Актуализация знаний
(показ картины с изображением солдат, принимающих присягу)
Я, ребята, в должности высокой:
Русский воин, рядовой солдат.
На меня с надеждою глубокой
Все народы пристально глядят.
Военным часто приходится разгадывать различные загадки, расшифровывать донесения и прочее. Одним словом приходится много различных головоломок решать. Проверим, а как вы с этим справляетесь.
V. Работа по теме урока.
Решение круговых примеров в тетрадях на печатной основе (стр. 32).
Повторение знаков действий и названий компонентов при сложении и вычитании.
Заполнить таблицы и найти неизвестное число (стр. 33).
Ребята, наша русская армия, наш народ всегда честно служили Родине. И если на нашу страну нападали враги, армия давала отпор и выходила победительницей.
Покажите и вы свои способности.
VI. Работа по учебнику стр. 28.
№ 3 Записать выражения и найти значение (комментируем у доски).
(57 + 24) – 19 = 62
(40+ 14) + (27 – 18) = 63
(23 – 7) + (90 – 78) = 28
Все задания мы сегодня посвящаем бывшим, настоящим и будущим защитникам нашей Родины.
Проявите свою смекалку и правильно вставьте пропущенную цифру.
№ 7. (выполняем у доски, а учащиеся в тетрадях)
43 – 17 = 2* + 7
90 – 63 = *5 +12
69 – 60 = *9 – 40
15 + 15 = *5 – 5
VII. Каждый солдат нашей страны всегда готов защищать свою Родину
23 февраля народ празднует День Защитника Отечества. В нашей армии существуют разные рода войск: пехота, моряки, десантники, танкисты и другие. А о ком сегодня мы поведём рассказ, вы узнаете, когда решите выражения и расположите ответы в порядке их возрастания. (на доске на табличках выражения, а с обратной стороны написаны буквы)
Т | А | Н | К | И | С | Т | Ы |
23 | 30 | 41 | 50 | 65 | 66 | 70 | 80 |
67 – 44 = 23 (Т)
90 – 60 = 30 (А)
56 – 15 = 41 (Н)
23 + 27 = 50 (К)
90 – 25 = 65 (И)
75 – 9 = 66 (С)
44 + 26 = 70 (Т)
32 + 48 =80 (Ы)
VIII. Задание на смекалку
Чтобы узнать, как танковая дивизия из одного места передислоцируется в другое, командирам нужно выполнить следующее задание № 9 (на доске наглядно с кругами)
IX. Физкультминутка
На помощь пехоте, танкистам часто приходила авиация.
Руки ставим все вразлёт
Появился самолёт,
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз и делай два.
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
X. Продолжение работы по теме урока
Работа над задачей №5.
Особый героизм советские танкисты проявили в Курской области, недалеко от деревни Прохоровка. В Курской битве было разгромлено 30 вражеских дивизий, в том числе и 7 танковых. Восполнить эти потери фашистская Германия уже не смогла, и с этого дня развернулось общее наступление советских войск. (12 июля 1943 года)
Часто приходилось солдатам преодолевать большие расстояния при наступлении. Давайте и мы узнаем в задаче какое расстояние машина проехала от города до деревни.
Проехала – 54 км, это на 18 км больше, чем
Осталось – ? км }? км
- 54 – 18 = 36 (км.) – осталось
- 54 + 36 = 90 (км.)
Ответ: 90 километров расстояние от города до деревни.
90 – что это за число мы получили, дайте ему характеристику.
Если я уберу 0, что за число мы получим? (9)
А какую красную дату календаря обозначает это число 9?
9 мая 1945 года – День Победы.
Но ведь победа нужна нам не только на войне, но и в мирное время в труде, в спорте. Для Победы трудились люди и в тылу. Им было очень тяжело потому, что оставались одни только дети, старики и женщины. Целыми сутками они трудились на заводах, изготавливали снаряды для наших воинов. А ваша главная задача в мирное время отлично трудиться в школе, вырасти знающими, ловкими, смелыми и внимательными. Вот сейчас мы и проверим ваше внимание.
XI. Графический диктант по клеточкам
3 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 2 клеточки вверх,6 клеточек влево, 2 клеточки вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 6 клеточек влево, 1 клеточка вниз, 6 клеточек вправо, 1 клеточка вниз, 3 клеточки вниз на уголок влево, 3 клеточки вниз на уголок вправо, 10 клеточек вправо, 3 клеточки вверх на уголок вправо, 3 клеточки вверх на уголок влево.
Посмотрите и скажите, что у вас получилось? (Это танк, дорисуйте ему флаг и звезду, чтобы это был советский танк.)
XII. Домашнее задание
№ 6, 8 стр.29 по тетради стр. 33.
XIII. Итог урока
Помните, ребята, и не забывайте тех, кому мы обязаны за наше счастливое детство. И в преддверии праздника мы хотим сказать.
Ученик:
Слава Армии любимой –
Самой лучшей на земле!
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то!