Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.
В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребёнка.
Наиболее быстро ребёнок развивается в первые три  года жизни. В этот период формируются двигательные навыки, происходит подготовка к речевой деятельности, закладываются основы психики.
К моменту рождения мозг и особенно кора головного мозга ребёнка представляет картину глубокой незрелости. Развитие речи  связано с органическим развитием мозга, но, тем не менее, в основном определяется воспитанием ребёнка окружающими его взрослыми. Другими словами, мозг ребёнка созревает под воздействием тех раздражений, которые он (ребёнок) ощущает кожей, ушами, глазами, на вкус, и ответных реакций на них. Если внешних раздражений нет или они недостаточны, то организация работы коры полушарий мозга задерживается или идёт неправильно даже в том случае, если кора мозга по своей анатомической конструкции уже подготовлена к функционированию. Следовательно, воспитание ребёнка надо начинать с первых дней его жизни.

Итак, почему у некоторых детей речевое развитие задерживается?
Запаздывание речи обусловлено следующими причинами:

  • заболевание ушей и носоглотки;
  • длительные соматические заболевания, которые приводят к физическому истощению;
  • различные поражения ЦНС, которые сопровождаются общей задержкой в психическом развитии;
  • недостатки воспитания, когда ребёнок не получает от взрослых достаточного внимания, когда с ним не занимаются.

В первых  случаях необходимо как можно скорее обратиться к врачу, чтобы своевременно начать лечение. В случае педагогической запущенности ребёнка следует заняться исправлением имеющихся в воспитании ребёнка ошибок.
В раннем возрасте ребёнка легко научить двум – трём языкам, но если с ним вообще не заниматься, он будет резко отставать в развитии от сверстников.
В результате научных исследований доказано, что речь человека развивается по подражанию, в специально организованной обстановке.   Ребёнок может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. По этой причине ему необходимо обеспечить  правильный образец для подражания, на который он мог бы равняться. Такие занятия по развитию речи предусмотрены Программой развития и воспитания ребёнка в детском дошкольном учреждении.
Для того, чтобы определить уровень сформированности речи, педагогу необходимо знать особенности психоречевого развития ребёнка раннего возраста, помнить, что темп речевого развития у детей может быть индивидуальным (как правило, например, речь у мальчиков формируется позже, чем у девочек), владеть диагностическими методами.

Каковы особенности психоречевого развития детей раннего возраста?
Формирование чёткой и правильной речи возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха, полноценному строению, слаженной работе губ, языка,  мягкого нёба, гортани, голосовых связок, а также речевого дыхания [1].

 Строение голосового аппарата ребёнка существенно отличается от строения голосового аппарата взрослого человека.  Голосовой аппарат новорожденного  приблизительно в 2 раза короче, чем у взрослого [1].

  1. Нос у младенца маленький, носовые ходы узкие, нижний носовой ход или недоразвит, или отсутствует.
  2. Глотка узкая.
  3. Гортань расположена несколько выше, чем у взрослого: её нижний конец располагается на уровне 4-ого шейного позвонка, у взрослых – примерно на позвонок ниже.
  4. Голосовая щель узкая.
  5. В ротовой полости отсутствуют зубы. Язык занимает всю ротовую полость, что ограничивает его двигательные возможности.
  6. У детей ясельного возраста под влиянием рефлекса сосания отмечается выпячивание губ вперед, что искажает произношение.
  7. Мышцы речи еще слабы, недостаточно упруги.  Вследствие отсутствия сильных, точных движений и смыканий органов речи все звуки у ребенка до 3 лет смягчены, не дифференцированы, неясны.

С изменением строения и работы голосового аппарата у ребёнка постепенно возрастает возможность произнесения разнообразных более сложных звуков.

У малышей наблюдаются  несовершенства речевого дыхания [1]

  1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи (это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких).
  2. Неэкономичное, неравномерное распределение выдыхаемого воздуха: нередко ребенок не договаривает, «заглатывает» конец слова.
  3. Неумелое распределение дыхания по словам: дитя вдыхает посередине слова.
  4. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то тихо, то громко.

В раннем детстве развитие речи разделяется на два периода: первый – подготовительный (от 0 до 1 года), второй – оформление самостоятельной речи (до 3 лет).

В подготовительном периоде закладывается основа, на которой в дальнейшем будет строиться речь ребёнка: формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, артикуляционный аппарат, фонематический слух, формируется понимание речи взрослого, подражание звукам и словам.

 Этап от 1 года 6 месяцев до 3 лет характеризуется бурным развитием активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребёнка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие  его речи.
В первые три года жизни речь формируется  в процессе жизнедеятельности детей: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Обучающая роль взрослого наиболее чётко выражается в режимных моментах и на занятиях. Работа по развитию речи в детском саду тесно связана с воспитанием звуковой культуры, формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя речи, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).
Особенности речевого развития детей второго года жизни.
В этот период у ребёнка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается её понимание, активная речь. С первых месяцев  второго года жизни малыш всё чаще начинает пользоваться упрощёнными или звукоподражательными словами. Он уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый, а к 1 году 3 месяцам – выполнить простые действия, несложные поручения. Быстро растёт количество слов, которые он понимает. В 1 год малыш говорит 6 – 10 слов. К двум годам его активный словарь достигает  приблизительно ста слов.  Ребёнок употребляет названия лишь тех предметов и игрушек, с которыми постоянно действует. С полутора лет  ребёнок начинает пользоваться простыми фразами. Они, правда, ещё небольшие, всего из двух слов: «Мама, бум-бум», «Дай пить». Через 3-4 месяца число слов в предложении может вырасти до четырёх. Это, конечно, совсем не те красивые, правильно построенные фразы, которыми ребёнок будет пользоваться года через три. О предлогах и союзах вообще думать рано. Но это качественно  новый этап в развитии детской речи, очень важное достижение. Теперь можно читать книжки.

Каковы особенности звукопроизношения ребёнка второго года жизни?
К полутора годам ребёнок произносит, хотя и не всегда чётко почти все гласные и многие согласные звуки – [м], [п], [б], [т], [д], [н], [к], [г], [в], [ф], [й]. Однако некоторые согласные часто произносятся им смягчённо («дяй» вместо дай). Вместо общепринятых слов ребёнок продолжает употреблять звукоподражания (собака – «ав-ав», часы – «тик – так» и пр.) Иногда вместо целого слова ребёнок может произнести только ударный или первый слог (кукла – «ку», упал – «па»). Часто одно и то же слово ребёнок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.
К двум годам малыш начинает чётче произносить гласные звуки, правильно воспроизводить многие, наиболее лёгкие согласные, усваивает простейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и восклицательные предложения). Отчётливость произнесения звуков в этот период жизни зависит от их места в слове. Так, в простых двусложных словах с открытыми слогами  (мама, Вова) малыш правильно произносит все звуки, но в словах, состоящих из трёх и более слогов, часто заменяет или пропускает звуки и слоги (машина – «паина», велосипед – «апипед»). Возможна также замена звонких согласных глухими (бам-бам – «пам-пам»).
На этом возрастном этапе голос ребёнка ещё не громкий, так как у него ещё недостаточно окреп голосовой аппарат, а речевой выдох очень слабый.
К двум годам формируется фонематический слух ребёнка, то есть умение различать на слух звуки по их характеристикам (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие и пр.).

Задачи  работы воспитателя  по развитию речи ребенка второго года жизни.

  • Развитие мелкой моторики.
  • Укрепление  и развитие движений органов артикуляции.
  •  Выработка  правильного речевого дыхания (учить производить длительный протяжный выдох через рот).
  • Воспитание мелодико-интонационной стороны речи (обучать умению различать и воспроизводить речевые интонации).
  • Формирование слухового внимания, фонематического слуха.
  • Уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков.
  • Развитие понимания речи окружающих.
  • Накопление и расширение активного словаря.
  • Обучение умению выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

В каких случаях нужно обратиться к  логопеду?

  1. Если в возрасте двух лет ребёнок всё ещё не начал говорить.
  2. Если ребёнок не понимает обращённую к нему речь.
  3. Когда у малыша во время разговора между зубами высовывается кончик языка, раздуваются щёки, а речь при этом носит «хлюпающий» характер.
  4. Если ребёнок гнусавит.
  5. Когда ребёнок заикается.

Родителям необходимо объяснить, что откладывать визит к логопеду не следует, так как  по мере взросления привычка говорить неправильно закрепляется и хуже поддаётся коррекции (исправлению).

Особенности речевого развития детей третьего года жизни
Чем речь ребёнка третьего года жизни отличается от речи двухлетнего малыша?
На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать один предмет с другим, устанавливать между ними простые связи, обобщает сходные предметы. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших по объёму рассказов, сказок, может вслед за взрослым построить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребёнка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить информацию он может, только овладев речью. Это является главным стимулом к её усвоению.
Быстро пополняется словарь ребёнка: количество слов увеличивается примерно на 25 в месяц. Кроме существительных и глаголов ребёнок всё чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя языка. Ребёнок свободно связывает несколько слов в целые предложения («Мама, ты куда пося (пошла)?»), согласуя их в роде, числе, падеже, хотя в грамматическом отношении его речь не всегда правильна. В разговоре с взрослыми малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он видел, он легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.

Каковы особенности звукопроизношения ребёнка третьего года жизни?
На третьем году жизни звукопроизношение детей ещё далеко от совершенства. Это связано с тем, что у большинства детей движения губ, языка, нижней челюсти вялы, замедлены, часто неточны, координация мелких движений несовершенна.
Для звукопроизношения детей данного возраста характерно следующее:

  • смягчение свистящих звуков [С], [З], [Ц] (сянки- санки, зяйка – зайка, цяпля – цапля);
  • трудные для произношения шипящие звуки [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] заменяются  более лёгкими – мягкими свистящими звуками (сяпка – шапка, зюк – жук, сётка – щётка, сяйник – чайник);
  • иногда звук [Ч] заменяется на [Ть] (тяйник – чайник);
  • согласные [Р], [Рь], [Л] отсутствуют или заменяются звуками [Ль], [Й] (ука – рука, люка – рука, юка – рука; лис – рис, ис- рис; ябоко – яблоко, мей – мел, япа – лапа).

В этот период жизни совершенствуется   восприятие ребёнком речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши, тем не менее, замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их. Это говорит о том, что слуховое восприятие  ребёнка к трём годам речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.                                  
Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка – кошка – мошка), ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.
Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Всё чаще он пользуется словами, сложными по слоговой структуре (состоящими из трёх и более слогов), хотя при этом не может правильно произнести в нём все звуки в соответствующей последовательности (велосипед – «апипед», «весипед»). В словах со стечением согласных заменяет или пропускает те звуки, которые легко произносит в простых словах. Например, звук [к] малыш  в слове кот или Катя произносит верно, а слово квакать может проговорить, как  «вакать».
Активное использование словарного запаса благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся в речи ребёнка звуков. В этом возрасте малыш часто сам придумывает слова, что указывает на осознание им звуковой стороны слова (вазелин – «мазелин», лопатки – «копатки»). Согласно ориентировочным показателям развития речи детей третьего года жизни, разработанным Н.М. Аксариной, к концу этого возрастного этапа ребёнок в основном правильно произносит все звуки, кроме шипящих и сонорных. В практике также нередки случаи, когда трёхлетние малыши овладевают правильным произношением всех звуков, но большинство усваивают их несколько позднее, к пяти или даже к шести годам. Это обусловлено, прежде всего, индивидуальными особенностями развития речи малыша, а также влиянием окружающей его речевой среды.
Задачи работы воспитателя по развитию речи ребенка третьего года жизни

  • Развитие мелкой моторики.
  • Укрепление  и развитие движений органов артикуляции.
  •  Выработка  правильного речевого дыхания (учить производить  свободно, долго и плавно выдох через рот).
  • Воспитание мелодико-интонационной стороны речи (обучение умению различать и воспроизводить речевые интонации, регулировать громкость голоса).
  • Формирование слухового внимания, фонематического слуха (воспитывать умение вслушиваться в звучание звуков, слов, осознавать звуковую сторону слова, слышать в слове отдельные звуки).
  • Уточнение и закрепление доступных в артикуляционном отношении звуков.
  • Развитие понимания речи окружающих.
  • Накопление и расширение активного словаря (расширение словарного фонда до 1200-1500 слов, пополнение его различными частями речи)
  • Развитие грамматического строя речи (использование простого распространённого предложения, а после 2,5 лет – сложноподчинённого предложения; образование множественного числа существительных, глаголов)
  • Формирование начатков связной речи (учить давать ответы на вопросы по наглядной ситуации, по картинке, по содержанию небольшого по объёму текста; рассказывание знакомой сказки, потешки; использование речи не только в общении с взрослыми, но и друг с другом).

Проверьте у ребёнка третьего года жизни

  • Понимает ли обращённую к нему речь.
  • Какими частями речи он пользуется (употребляет ли прилагательные, числительные, местоимения).
  • Понимает ли прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без неё. Понимает ли обозначение действий в различных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («Пойди в группу и принеси мишку»); значение предлогов в привычной ситуации («На чём ты сидишь?»).
  • Какие виды предложений использует: простые распространённые, подчинительную часть сложного предложения; из какого количества слов составляет их. Использует ли в предложении простые предлоги (в, на, под, над, с, у и пр.).
  • Как часто задаёт вопросы, как передаёт содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом различные интонации.
  • Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит.
  •  К 3 годам следует проверить слуховую дифференциацию отдельных звуков. Это проводится с помощью специально подобранных парных картинок, названия которых различаются только одним звуком, типа ПОЧКА – БОЧКА.

В каких случаях следует обращаться к логопеду?

  • Если ребёнок не говорит, или говорит отдельными словами, или употребляет лишь простую фразу из двух слов.
  • Если ребёнок не в полном объёме понимает обращённую к нему речь.
  • Если при произношении звуков язычок выглядывает между зубами, отдуваются щёчки, излишне накапливается во рту слюна, речь носит хлюпающий характер.
  • Если ребёнок «гнусавит».
  • Если темп речи значительно ускорен, отмечаются запинки.

Как правило, диагностика речевого развития ребёнка основывается  на наблюдении за ребёнком в различных видах деятельности. Практически не используются тесты на понимание и воспроизведение речи, анализ речевых навыков в различных ситуациях, что позволяет определить факторы, замедляющие развитие речи.
Учёные США, нашей страны  пришли к выводу, что анкета для определения развития речи ребёнка – краткий и экономически выгодный инструмент, позволяющий определить наличие или отсутствие отклонений. Было установлено, что раннее обследование детей группы риска может быть использовано для прогнозирования их дальнейшего речевого развития.
Родителям предлагается заполнить анкету. Затем, наблюдая за ребёнком, воспитатель дополняет, уточняет сведения. В дальнейшем логопед изучает результаты и в случае необходимости обследует речь ребёнка, изучает анамнез (историю развития по медицинской карте, в беседе с родителями), направляет его на дополнительное обследование к психологу, врачам.
Результаты междисциплинарной оценки используются для выяснения того, с чем связаны проблемы ребенка и для построения программы помощи. Например, отставание ребенка в экспрессивной речи может быть связано с тем, что у него нарушен слух или интеллект, имеются нарушения контакта или просто мама мало с ним общается.
В сложных случаях ребёнок может быть зачислен в программу раннего вмешательства, которая включает демонстрацию приёмов активизации речевого развития для домашнего пользования, занятия с логопедом, медикаментозное лечение и постоянный мониторинг прогресса ребёнка. При этом важна не только оценка ребенка на «входе» в программу. Нужно также оценить насколько хорошо «работает» выбранная программа. Это невозможно сделать одному специалисту без обсуждения с другими членами команды, членами психолого–медико-педагогического консилиума ДОУ.  Междисциплинарная оценка должна быть организована так, чтобы она:

  • способствовала вовлечению родителей в команду как ее полноправных членов,
  • способствовала созданию профессионального диалога между специалистами,
  • описывала потенциал ребенка, а не его дефекты, недостатки и «проблемы»,
  • была открыта для нового знания о ребенке, получаемого в ходе оказания  помощи (вмешательства).

Каковы особенности работы воспитателя по оказанию помощи детям раннего, младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями?

Часто в результате обследования  неврологом, учителем-логопедом ребёнку ставится заключение "Дизартрия [2]". Что это такое? Это нарушение, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. У детей -  дизартриков страдает вся произносительная система, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии, так как отмечается ограничение подвижности речевой и мимической мускулатуры. Появление речи у такого ребёнка часто задерживается, а в дальнейшем характеризуется нечётким смазанным звукопроизношением. Голос слабый, тихий, иногда, наоборот, резкий. Ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Тяжёлое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое, эмоционально-волевое развитие ребёнка. Для таких детей имеются специальные дошкольные учреждения.
В ДОУ  могут находиться дети со стёртыми формами дизартрии. Такие дети не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности.

  • Так, эти дети нечётко говорят и плохо едят.  Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так им трудно жевать. Немного пожевав, ребёнок может держать пищу во рту за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития дифференцированные движений органов артикуляции. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать и твёрдую пищу.
  • Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно. Надо научить ребёнка надувать щёки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щёки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребёнка полоскать рот водой.
  • Дети со стёртыми формами дизартрии не любят и не хотят застёгивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя различные специальные упражнения. Можно учить ребёнка застёгивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом пальто, платье. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает производить действия руками самого ребёнка (совмещённые действия). После подобной тренировки дети смогут уже застёгивать пуговицы на одежде, надетой на себя.
  • Для тренировки умения шнуровать используются различные тренажёры. Чтобы у ребёнка не ослабевал интерес к упражнениям, целесообразно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает, таким образом, игрушку и сможет подарить её кому-то из взрослых.
  • Дети со стёртой дизартрией испытывают затруднения и на занятиях по изодеятельности. Они не умеют правильно держать карандаш,  регулировать силу нажима на карандаш, кисточку. Для того, чтобы  научить правильно держать карандаш, надо вложить его в пальцы ребёнка и производить совместные движения. Постепенно развивая мелкую моторику рук, у малыша воспитывают умение регулировать силу, точность своих движений.
  • Для  детей-дизартриков характерны также затруднения при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях. Им нелегко соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движения по ударному такту, вести мелодию голосом и пр. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно педагог помогает ребёнку прыгать на одной ноге, сначала сзади поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Итак, нарушения моторики вызывают у детей затруднения в овладении программным материалом, требуют дополнительных индивидуальных занятий в дошкольном учреждении, дома.

Обучение ребёнка с дизартрией следует проводить по следующим  направлениям:
- развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
- формирование ритмико-мелодической стороны речи;
- развитие длительного плавного выдоха;
- совершенствование звукопроизносительных возможностей (в соответствии с  возрастом).
Для достижения результатов работа должна проводиться под руководством логопеда, на фоне лечения, наблюдения у невролога, занятий лечебной физкультуры.

Если ребёнку специалисты выставляют заключение "Задержка речевого развития", воспитатель, до тех пор, пока малыш не переведён в специальную речевую группу, должен  помогать ему на общих и специальных индивидуальных занятиях [2].
Чтобы ребёнок приобрёл определённый словарный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей, основных действий и пр.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, на прогулке, каждый раз называя окружающие предметы, совершаемые действия. Если ребёнок отказывается повторять  за воспитателем слово, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребёнок сам начнёт повторять его за воспитателем. Каждое проявление речевой активности малыша должно поощряться взрослыми. Когда ребёнок овладеет некоторым количеством слов (20-30), воспитатель начинает приучать его пользоваться фразами. Производя любое действие, педагог сопровождает его речью ("Ляля спит"), того же постепенно начинает требовать от ребёнка. Сначала детям дают предложение из 2 слов - существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребёнка увеличивается словарь, появляется фразовая речь. Необходимо знать речевые возможности ребёнка на каждом конкретном этапе его развития, правильно использовать их на занятиях по разным разделам программы. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя. Данная работа также строится под руководством учителя-логопеда, на фоне лечения и наблюдения у невролога, в тесном контакте с родителями. 
В случае поступления в детский сад ребёнка с заиканием или при возникновения заикания у малыша  уже в детском саду воспитателю нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить [2]. Поводы возникновению заикания могут быть различными. Например, нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: "расскажи", "повтори", часто заставляют говорить напоказ. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трёх лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них слабо развита мелкая моторика.
Знание этих причин помогает воспитателю, особенно первой и второй младших групп, вовремя выявлять таких детей, уделять им больше внимания: одним - на занятиях по развитию речи, другим – на занятиях по физической культуре и музыкальных, проводить беседы с родителями о помощи детям, правильном воспитании, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить. Ввиду того, что это дети с ослабленной нервной системой, для них требуется индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.
Воспитатель должен проявить к такому ребёнку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребёнка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети. Говорить с таким малышом надо чётко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но не по слогам и не нараспев.
Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребёнку. Следует сблизить его с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно, плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов. Таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребёнка, который хорошо ответил.
Для заикающегося ребёнка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. На празднике надо предоставить ему возможность спеть песню вместе с другими детьми,  не лишать радости выступить.
Заикающийся ребёнок всё время должен находиться под наблюдением логопеда, невролога.

Приложение 1

Литература:

  1. «Логопедия. Работа с дошкольниками» М.Е. Хватцев С-П: Дельта, М:  Аквариум, 1996.
  2. «Воспитание у детей правильного произношения»,  М.Ф. Фомичёва.  М., «Просвещение», 1989.