Цель: закрепить приобретенные познания в области музыки, искусства, литературы.
1. Введение в тему.
Учитель. Продолжим путешествие по волшебной стране музыки. Нам уже известно, что, казалось бы, такие простые для нас на первый взгляд природные явления, как: гроза, дождь, ветер, пение птиц, шелест листвы, колыхание трав и многое другое, вдруг, благодаря волшебству и магии звуков, здесь, в сказочном мире музыки, могут слиться в причудливую музыку природы. Не верите? Ну, вот представьте себе, что внезапно пошел сильный дождь. Какие ощущения возникают у вас при этом в первую очередь? Конечно, самые неприятные: досада, если дождь застал вас в дороге, вы к тому же, как назло, без зонта и не успели спрятаться под укрытие… Злость, так как мало кому приятно, попав под сильный ливень, быть мокрым и грязным. Ну и тому подобное и так далее. Но в волшебной стране звуков все иначе. Так, включаем свое воображение… Дождик может, например, не просто стучать по крышам домов своими дождинками, шагая по улицам, а исполнять для нас вот такую веселую и забавную мелодию. Мы уже совершенно не думаем о том, что можем намочить ноги, промокнуть и заболеть. Шлепаем себе смело по лужам, напевая при этом веселую песенку…
2. Слушаем, анализируем, поем.
Вспомните музыку С. Майкапара «Дождик». Попробуйте напеть мелодию голосом. Послушайте еще раз эту пьесу.
Как вы думаете, какой дождик мы слышим: кратковременный – «слепой», или проливной, затяжной, осенний, летний, нудный, тревожный, веселый, озорной и т. д.? почему вы так решили?
– Интересно, ребята, пробовал ли кто из вас хоть раз в жизни пробежаться босиком по лужам, образовавшимся после сильного проливного дождя?
Песня «Хорошо по лужицам мчаться босиком» (слова Н.Алтухова, музыка Э. Ханка).
– Мы с вами прослушали и разучили песню «Хорошо по лужицам…». Эта песня написана в форме марша. Под такую веселую и бодрую песню так и хочется, высоко поднимая колени и энергично размахивая руками, весело «шествовать», шлепая босиком по теплым лужицам, жизнерадостно разбрызгивая во все стороны жидкую грязь! Но что скажет мама?! Можно себе представить! Пусть это будет нашей маленькой фантазией…
– Мы часто употребляем в своей речи слово «фантазия». Но что мы знаем об этом слове?
Слово «фантазия» происходит от греческого phantasia и в переводе означает «воображение». В обыденной жизни это слово употребляют в несколько ином значении – как причуда, вымысел.
– Кому-то из вас, ребята (если не каждому), наверное, приходилось слышать в свой адрес от окружающих: «Ну, ты и фантазер!» или «Хватит выдумывать, такое не может быть!», «Нечего сочинять!...» и т. п. Некоторые обижаются на такие слова. Поверьте, не стоит делать этого. Между прочим, примерно тоже самое говорили некоторые современники об отдельных произведениях великого Баха, гениального Моцарта, непревзойденного Бетховена. Музыканты обладали таким сильным воображением, что порой написанные ими произведения вызывали полнейшее недоумение и даже непонимание у современников. Но … вот уже несколько столетий музыкальные фантазии талантливых композиторов изумляют, восторгают и радуют человечество.… Почему? Просто Бах, Моцарт и Бетховен по своему духовному развитию в своих фантазиях ушли далеко вперед, оставив позади себя свое время, нравы, обычаи, условности…
И.-С. Бах «Маленькая фантазия».
– Представляете, как был бы скучен и неинтересен мир без фантазии! Не было бы тогда на свете увлекательных и замечательных книг, великолепных картин, прекрасной музыки, интересных кинофильмов и любимых мультфильмов и многого другого. Ведь в их основе много вымысла, несуществующих реально персонажей, историй, ситуаций и т. п. Да, наверное, не было бы и человечества. Оно просто бы вымерло от скуки! Очень нелегко жить человеку, у которого напрочь отсутствует воображение или он не умеет мечтать. Поэтому, когда вы услышите в свой адрес: «Выдумщик ты и фантазер!» – принимайте это не как обидные слова, а как комплимент. Ты неисправимый фантазер, безнадежный выдумщик и мечтатель? Так это здорово! Может быть, благодаря именно этим качествам когда-нибудь ты станешь гениальным изобретателем, стилистом, дизайнером, модельером, талантливым художником или музыкантом, а быть может, известным писателем…
Г. А. Пахульский «Мечты».
– Согласитесь, такая музыка располагает к мечтам.. . А знаете ли вы, что такое – мечта? Это особый вид воображения. В своих мечтах человек создает образы желаемого. Если очень, очень чего-то захотеть и приложить к этому все свои силы, то мечта обязательно осуществится (в пределах ваших возможностей, конечно). Именно мечта побуждает человека к борьбе с трудностями, вдохновляет его и даже формирует как личность.
Подберите несколько слов, которые могли охарактеризовать пьесу.
Есть ли у вас заветная мечта? Если не секрет, поделитесь своей мечтой.
– Какого цвета ваша мечта?
– Какие образы, ассоциации возникают у вас при слове «мечта»?
– Какие ощущения, чувства вы испытываете при упоминании этого слова?
– Вам нравится мечтать?
Нарисуйте под музыку свою мечту.
– Но бывают еще мечты беспредметные, полностью оторванные от реальности. Их называют грезами. Грезы уводят человека от мира действительных предметов и явлений в зыбкий мир фантазий.
У Петра Ильича Чайковского есть прекрасное произведение.
Оно называется «Сладкая греза».
В исполнении педагога звучит «Сладкая греза» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
– Прослушайте и поделитесь своими впечатлениями.
Какие чувства, эмоции вызвала у вас «Сладкая греза»?
– Вызвала ли у вас данная музыка какие-либо ассоциации, образы, воспоминания или ощущения? Если да, то какие?
Попробуйте, слушая музыку П. И. Чайковского, на бумаге отобразить свое внутреннее, душевное состояние на данный момент (вспомните наш предыдущий разговор об архитектуре в музыке: в линиях, объемах, цветовых пятнах, орнаментах, в произвольном рисунке).
3. Итог занятия.
Учитель. Предлагаю вам выполнить домашнее задание под девизом: «Фантазию – в жизнь!». Воплотите свои фантазии в действительность: в рисунке, аппликации, вышивке, конструировании, бисероплетении, макраме, в рассказах и стихах. Может быть, вам удастся выразить свои фантазии музыкальными звуками – это или небольшая инструментальная пьеска, исполненная на каком-то инструменте, или песенка, которую вы просолируете сами либо мы споем ее дуэтом, ансамблем.
В классе, школе мы оформим целую выставку ваших творческих работ. Почему бы не поделиться своими фантазиями с кем-то еще?!
Используемая литература:
- Арсенина Е.Н. «Музыка»
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся»