Цели урока:
- Проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные приёмы редактирования текста», «Назначение клавиш».
- Расширить представление учащихся о редактировании текста на основе работы с фрагментами текста.
- Сформировать навыки работы в текстовом редакторе.
- Способствовать развитию логического мышления, творческих способностей учащихся.
- Развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Оборудование и наглядные пособия: текстовый редактор WordPad, презентация «Работа с текстовым редактором» (Приложение 1), раздаточный материал по теме «Работа с фрагментами текста» (Приложение 2), файлы для практической работы на компьютере «Задание 2», «Задание 3», ножницы, листы с пословицами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать приёмы редактирования текста на компьютере. Но для того, что чтобы это сделать, нам необходимо вспомнить основные моменты изученного вами ранее материала по обработке текстовой информации с помощью компьютера.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
- Что такое текстовый редактор?
- Что вы понимаете под текстовым документом?
- Задание 1 (на слайде презентации Приложение 1): Перед вами основные объекты текстового документа. Установите связь между названием объекта и его определением.
1. Символ |
а) произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа. |
2. Фрагмент |
б) произвольная последовательность символов, завершающаяся специальным символом его конца. Бывают пустые. |
3. Слово |
в) это некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Им может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст. |
4. Строка |
г) минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и т.д. |
5. Абзац |
д) произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символами (пробел, запятая, скобки и др.) |
(Ответ: 1– г; 2 – в; 3 – д; 4 – а; 5 – б).
- Перечислите основные этапы подготовки текста на компьютере.
- Как можно преобразовать текст на этапе его редактирования?
- Задание 2 (на слайде презентации Приложение 1): Перед вами клавиши для быстрого перемещения по тексту. Давайте вспомним назначение этих клавиш.
Home – в начало строки
End – в конец строки
Ctrl + → – на слово вправо
Ctrl + ← – на слово влево
Page Up – на экранную страницу вверх
Page Down – на экранную страницу вниз
Ctrl + Page Up – на страницу вверх
Ctrl + Page Down – на страницу вниз
Ctrl + Home – в начало текста
Ctrl + End – в конец текста
- Задание 3 (на слайде презентации Приложение 1): Что получится из исходного слова после нажатия указанных клавиш?
Информатика|
- 4 раза BS
- Home
- 2 раза Delete
(Ответ: форма)
Программа|
- Home
- 3 раза Delete
- →
- Delete
(Ответ: гамма)
- Задание 4 (на слайде презентации Приложение1): Назовите действия, которые необходимо выполнить, чтобы из первого фрагмента текста, получить второй:
1) Сначала подумай,
потом начинай.
2) Сначала подумай, потом начинай.
1) Сначала подумай, потом начинай. Работа страшна не рукам, а глазам.
2) Сначала подумай, потом начинай.
Работа страшна не рукам, а глазам.
3. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Учитель: Перед вами пословицы и поговорки, которые нерадивый наборщик взялся набирать на компьютере, да все перепутал. Вам нужно, с помощью ножниц разделить части пословиц и соединить их правильно.
Сила есть, пойду к другому.
Спасибо вашему дому – ума не надо.
Ум хорошо, а неученье тьма.
Ученье свет, а два лучше.
Худой мир лучше бесчестья.
Честь лучше доброй ссоры.
Учитель: При работе по восстановлению пословиц, для того, чтобы отделить одну часть пословицы от другой вы пользовались специальным инструментом – ножницами. А с помощью рук вы перемещали, затем соединяли части пословиц, восстанавливая их исходный смысл. Точно также, работая на компьютере в текстовом редакторе, чтобы удалить, переместить, вырезать, а затем вставить фрагменты текста, необходимо использовать специальные инструменты или выполнить определённые команды.
Прежде чем начинать работать с фрагментом текста предварительно его нужно выделить. Для того чтобы это сделать, необходимо установить указатель мыши в начале нужного текста и держа кнопку нажатой протянуть указатель до конца фрагмента. Текст выделяется контрастным цветом. Выбор фрагмента можно отменить щелчком в произвольном месте окна.
Слайды презентации (Приложение 1):
Выделенный фрагмент легко удалить, нажав определенную клавишу или комбинацию клавиш. При этом фрагмент можно удалить из текста и стереть из памяти, а можно удалить из текста, но поместить в специальный раздел памяти, называемый буфером. В этом случае удаленный фрагмент можно будет или вернуть на прежнее место, или поместить в другое более подходящее место текста.
Иногда приходится вводить тексты, в которых отдельные строки, а то и группы строк неоднократно повторяются (вспомните стихотворение С. Маршака «Багаж» или какую-нибудь песенку с припевом). Повторяющийся фрагмент набирается только один раз, затем он выделяется и с помощью специальной кнопки или комбинации клавиш копируется – сам фрагмент остается на своем прежнем месте, а его точная копия помещается в буфер. После этого вы продолжаете набирать текст и, дойдя до того места, где должен быть повторяющийся фрагмент, вставляете его из буфера. Эту процедуру можно повторять много раз.
Упражнение для закрепления (на слайде презентации Приложение 1):
Учитель: Прочитайте текст стихотворения. В чём особенность данного текста с точки зрения русского языка (в нём повторяется слово «косой»). Как называются такие слова? (омонимы). По какому алгоритму вы бы работали, набирая данный текст на компьютере. Какие из рассмотренных нами операций здесь можно использовать?
Смотрит зайка косой
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косой.
Учащийся (предполагаемый ответ):
Алгоритм:
- Выделить слово КОСОЙ.
- Меню Правка – Копировать.
- Установить курсор в нужное место текста.
- Меню Правка – Вставить.
- Работа на компьютерах (раздаточный материал Приложение 2).
Задание №1. Наберите по образцу следующий текст, применяя операцию «копирование» для повторяющихся строк текста:
Шли семеро стариков,
Говорили про горох.
Первый говорит: «Горох хорош!»
Второй говорит: «Горох хорош!»
Третий говорит: «Горох хорош!»
Четвёртый говорит: «Горох хорош!»
Пятый говорит: «Горох хорош!»
Шестой говорит: «Горох хорош!»
Седьмой говорит: «Горох хорош!»
Задание №2. Удалите лишние слова, восстановив тем самым оригинальный текст стихотворения А. С. Пушкина:
Ветер по морю синему, глубокому гуляет
И маленький кораблик подгоняет и подгоняет;
А он весело бежит себе в пенящихся волнах
На поднятых и на раздутых от ветра парусах.
Бежит он мимо острова незнакомого крутого,
Бежит он мимо города прекрасного большого:
Огромные пушки с пристани звонко палят,
Кораблю немедленно к берегу пристать велят.
Задание №3. Копируя или удаляя имеющиеся фрагменты теста, добавляя свои, сочините сказку или приключенческую историю, используя в качестве героев произведения понятия информатики (можно использовать свои).
Герои произведения:
Дядюшка Компьютер, мышка Программышка, добрый волшебник Компьютермаг, злой колдун Вирус, волшебный город Компьютрон, Магнитный Диск и его друзья Курсор, Алгоритм, Файл и Каталог, писатель WordPad, художник Paint, Системный блок, Лазерный Принтер, Удивительная страна Компьютерленд, Великий программист Процессор, Оперативная память, Жёсткий Диск, Монитор, Данные, Дискета, Клавиатор, Файл, Информатика, Мышка, Джойстик, Программа, Сервер, Вирус, Магнитный Диск, Память.
Фрагменты текста:
Это случилось в волшебной стране – …. Жила была ... и её друг ... Отправились они однажды в гости к … Первое испытание – это волшебный мост через реку Информация…; Замок не простой, а с двоичным кодом; код замка зашифрован словом …
В компьютерном царстве, в электронном государстве жил был старый-престарый царь по прозванию … Злой колдун ... заразил ужасной болезнью многих жителей королевства ... Под угрозой был Главный мозг королевства – …. Чтобы помочь ее жителям избавиться от коварного и злого Вируса… И вот, наконец Web-царевич победил коварного Вируса…
5. Итог урока.
а) Обобщение урока,
б) Анализ выполнения заданий учащимися заданий;
в) Оценивание работы учащихся на уроке.
Рефлексия (на слайдах презентации Приложение 1):
Учитель: Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Знаете ли вы, что для того чтобы передать эмоциональное настроение, в электронном документе, который оправляют, например, по электронной почте, используют смайлики (от англ. smile – улыбаться). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.
Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок:
:–) – радостное лицо
;–) – подмигивающая улыбка
: 0) – клоун
8:–) – маленькая девочка
Оцените себя, используя смайлики. Я предлагаю нарисовать вам смайлик в зависимости от того, как вы оцениваете своё настроение в конце нашего урока:
:–) – у меня отличное настроение, потому что я хорошо понял тему и поработал на уроке.
:–? – у меня хорошее настроение, но я недостаточно хорошо усвоил тему.
:–( – мне грустно, что я не всё успел сделать.