Обобщающий урок, который поможет увидеть научные явления в окружающем нас мире и рассказать о них языком науки и поэтического творчества. Урок предполагает деление класса на несколько групп, каждая из которых заранее готовит творческое задание по теме «Физические и химические явления вокруг нас» и представляет его в необычной форме (видеофильма, песни, стихотворения, мультфильма, слайд-фильма) классу. При подготовке заданий у учащихся развиваются коммуникативные и творческие способности, умения работать сообща в группах.
Учитель:
Кто б ни был ты, прекрасный гений,
Твои творения окажутся пустыми,
Когда ты будешь сух и нелюдим.
И знай, тебе скажу без наставлений,
Будь ты биолог, физик или химик –
Ты должен быть искусством вдохновим.
Не станешь ты творцом открытий разных,
Не сможешь воплотить свои мечты,
Когда к литературе безучастен,
Поэзию не понимаешь ты.
– Неважно, чем ты занимаешься – химией, математикой, физикой, нужно уметь красиво мыслить и грамотно свои мысли выражать. Человек должен быть всесторонне развитым, только тогда он сумеет лучше познать мир.
Сегодня на уроке мы будем говорить физико-химических явлениях, которые происходят как в химической лаборатории, так и вокруг нас. Только о них мы будем красиво.
Сначала мы отправимся в химическую лабораторию, и мне, конечно, понадобятся помощники.
Помощник:
– Мы продемонстрируем вам опыты. А вы подумайте, какие явления здесь происходят.
(Один ученик комментирует, другой показывает опыты)
Опыт 1. «Волшебные растворы»
В трех пробирках налиты растворы: карбоната натрия Na2CO3, хлорида бария BaCl2 и метилоранжа. В каждую пробирку добавим понемногу серную кислоту Н2SO4.
Что наблюдаем?
Ученики: Произошли химические явления.
Учитель: В чем суть химических явлений или реакций?
Ученики: Химические явления – явления, при которых образуется новое вещество.
Учитель: А по каким признакам вы определили, что в опыте произошли химические явления, или превращения?
Ученики:
Признаки реакции:
- Выделение газа
- Выпадение осадка
- Изменение окраски
Опыт 2. «Возгонка йода»
– Темно-серые блестящие кристаллы йода нагреем над пламенем спиртовки. Наблюдаем пары фиолетового цвета. (Опыт можно заменить видеоопытом).
Какое явление произошло? Почему?
Ученики: Произошло физическое явление: изменилось агрегатное состояние йода – из твердого в газообразное.
Физические явления – явления, при которых нового вещества не образуется, а лишь меняется агрегатное состояние, форма, размер.
Опыт 3. «Вулканчик»
– Насыпем горкой дихромат аммония. Подожжем его горящей лучиной.
Что наблюдаем? Какие явления происходят?
Ученики: Произошли химические явления, признаком которых является изменение окраски с оранжевой на зеленую, выделение света и газа.
Учитель: Молодцы. Вы прекрасно знаете о физико-химических явлениях, происходящих в химической лаборатории. Но ведь эти явления происходят постоянно вокруг нас. Посмотрим, сумеете ли вы увидеть их в обыденной жизни.
Ученики, члены кружка по химии, сняли небольшой видеофильм. Ваша задача: внимательно просмотрев фильм, ответить на вопрос, где произошло физическое, а где химическое явление.
Идет демонстрация видеофильма «Физико-химические явления вокруг нас». (Приложение 1 – удалено, т.к. объем файла превышает разрешенный)
Ученики: Химические явления: растворение «Упса» в воде, изменение окраски чая от сока лимона.
Физические – растворение сахара в чае, кипение воды, конденсация пара на стекле, растворение пакетика чая в кипятке (диффузия).
Учитель: Вы отлично справились и с этим заданием.
О физических и химических явлениях говорят нам поэты в своих стихах, например Николай Рубцов в стихотворении:
«Первый снег»
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
Помогите мне – о чем идет речь?
Ученики: Физическое явление – замерзание воды.
Учитель: В русском народном творчестве в потешках, колядках, прибаутках, загадках мы встречаемся с физико-химическими явлениями:
***
В мороз – лежит,
В тепло-бежит,
Прозрачно, а не стекло,
Пригреешь – собрать не успеешь.
***
Мучки насейте –
Пирожки затейте,
Пирожки то на дрожжах,
Их не удержишь на вожжах.
***
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять, пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать
Каждая группа получила творческое задание: представить то или иное физическое или химическое явление в необычной форме.
Учитель: Слово предоставляется 1 группе.
Ученики: В стихах Цветаевой, Анны Ахматовой мы нашли много примеров физико-химических процессов, происходящих в жизни. Например:
Марина Цветаева
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Всё жаворонки нынче - вороны!
Вчера еще – в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, –
Жизнь выпала – копейкой ржавою.
Учитель: А произошло ли на самом деле это явление?
Анна Ахматова
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
Учитель: А может ли на самом деле ржаветь золото? (Чистое – нет. А изделия из золота – да, потому что содержат примеси других металлов (серебро и медь, никель, палладий), которые и окисляются).
Ученики: Речь идет о химическом явлении – окислении металлов, разложении мрамора и физическом – изменении формы мрамора.
Учитель: А теперь слово предоставляется 2 группе.
Ученики: Мы подготовили отрывки из двух песен. Вопрос один: о каком явлении идет речь?
Поют отрывок (Видео-слайды с музыкой). (Приложение 4)
Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится...
Учитель: Как же красиво рассказывает автор о том, что происходит в окружающем нас мире.
Ученики: Речь идет о физико-химическом явлении. Хлорофилл (зеленый пигмент) с приходом осени начинает разрушаться. Хромопласты (красные, желтые пигменты – ксантофилл, багряный – антоциан, оранжевый – каротин) остаются.
«Милая моя»
Юрий Визбор (учащиеся поют под гитару).
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончилось все – расставаться пора.
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Не утешайте меня, мне слова не нужны,
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны –
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Ученики: Туман – физическое явление, горение костра – химическое (признак – черные угли костра, пепел)
Учитель: слово – 3 группе.
Ученики: На экране демонстрируется слайд-фильм, звучит мелодия. Ученики читают стихотворение.(Приложение 6 – удалено, т.к. объем файла превышает разрешенный)
«Свеча»
Ю. Вилюгов
В ночном полумраке горела свеча:
Стекали слезинки по телу потоком.
Никто её в комнате не замечал
И было от этого ей одиноко.
Но вдруг силуэт увидала свеча:
К ней женщина вышла из сумрака ночи:
На бледном лице отражалась печаль
И свечке всем сердцем хотелось помочь ей.
В причудливом танце плясал огонёк
И женщина робко слезинку смахнула.
Отбросив на тумбочку мокрый платок,
Озябшие руки к свече протянула.
Почувствовав сердцем частичку тепла,
Душа засветилась сияньем лучистым.
А хрупкая свечка так рада была
Свой свет человеку дарить бескорыстно.
Обнявшись, к окну подошли две свечи,
Как две самых близких и лучших подруги.
Вдруг ветер подул из холодной ночи
Сквозь щели неплотно закрытой фрамуги.
Тревожно забился на нитке огонь
И маленькой свечке грозила опасность,
Но путь в темноту преградила ладонь:
Большая свеча не дала ей погаснуть.
Вот так и стояли они у окна
В надежде на то, что быть может, заметит
Их кто-то ещё, – кому помощь нужна,
Кто очень сегодня нуждается в свете.
Учитель: О каком явлении идет речь в этом стихотворении?
Ученики: Химическое явление и физическое. Физическое – плавление парафина, химическое – горение фитиля, парафина и образование углекислого газа, сажи и воды.
Учитель: Значит, горение свечи химиками рассматривается как сложный физико- химический процесс. Теперь – слово 4 группе.
Ученики: Мы представим вам песню, написанную к кинофильму «Весна», столь любимому нашими родителями (Приложение 7).
(На экране идут слайды «Весеннее таяние снега», учащиеся читают стихи под звуки мелодии)
Журчат ручьи,
Кричат грачи,
И тает лед и сердце тает.
И даже пень
В апрельский день
Березкой снова стать мечтает.
Веселый шмель гудит весеннюю тревогу,
Кричат задорные, веселые скворцы,
Кричат скворцы во все концы:
«Весна идет! Весне дорогу!»
Учитель: Скажите, о каком же явлении говорится в этой песне?
Ученики: Речь идет о физическом явлении. Новое вещество не образуется, а лишь меняется агрегатное состояние воды: изо льда (твердого вещества) превращается в воду (жидкое состояние).
Учитель: Свое задание представляют ребята из 5 группы.
Показывают отрывки из мультфильма «Приключения Лунтика» «Сбежавшее тесто» и «Лунтик и его друзья».
Ученики: Речь идет о физическом явлении: пузырьки – это есть углекислый газ, выделяющийся при дыхании животных и человека.
Химическое явление – поднятие теста. Углекислый газ образуется при брожении и поднимает тесто.
Творческое задание.
Составьте два (или одно) предложения, в которых с заданным происходило физическое и химическое явление.
Например: для приготовления «шипучки» растворяю чайную ложку соды в стакане воды (физическое явление) и добавляю немного лимонного сока (химическое явление).
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа |
подсолнечное масло |
серебро |
железо |
сахар |
кислород |
Проверяем ответы.
Учитель: Великий химик Дмитрий Иванович Менделеев говорил: «Наука тогда плодотворна, когда воспринимается не только умом, но и сердцем». Как вы, ребята, считаете: возможен ли союз науки и поэтического творчества?
Мнения учащихся: Конандойль «Собака Баскервилей», Агата Кристи.
Учитель: О науке можно говорить языком поэтического творчества. И наука, и искусство, а литература – это искусство слова, решают одну задачу – помочь человеку познать окружающий мир.