Физико-химические явления вокруг нас

Разделы: Химия


Обобщающий урок,  который поможет увидеть научные явления в окружающем нас мире и рассказать о них языком науки и поэтического творчества. Урок предполагает деление класса на несколько групп, каждая из которых заранее готовит творческое задание по теме «Физические и химические явления вокруг нас» и представляет его в необычной форме (видеофильма, песни, стихотворения, мультфильма, слайд-фильма) классу. При подготовке заданий у учащихся развиваются коммуникативные и творческие способности, умения работать сообща в группах.

Учитель:

Кто б ни был ты, прекрасный гений,
Твои творения окажутся пустыми,
Когда ты будешь сух и нелюдим.
И знай, тебе скажу без наставлений,
Будь ты биолог, физик или химик –
Ты должен быть искусством вдохновим.
Не станешь ты творцом открытий разных,
Не сможешь воплотить свои мечты,
Когда к литературе безучастен,
Поэзию не понимаешь ты.

– Неважно, чем ты занимаешься – химией, математикой, физикой, нужно уметь красиво мыслить и грамотно свои мысли выражать. Человек должен быть всесторонне развитым, только тогда он сумеет лучше познать мир.

Сегодня на уроке мы будем говорить физико-химических  явлениях, которые происходят как в химической лаборатории, так и вокруг нас. Только о них мы будем красиво.
Сначала мы  отправимся в химическую лабораторию, и мне, конечно, понадобятся помощники.

Помощник:

– Мы продемонстрируем вам опыты. А вы подумайте, какие явления здесь происходят.

(Один ученик комментирует, другой показывает опыты)

Опыт 1. «Волшебные растворы»

В трех пробирках налиты растворы: карбоната натрия Na2CO3, хлорида бария BaCl2 и метилоранжа. В каждую пробирку добавим понемногу серную кислоту Н2SO4.

Что наблюдаем?

Ученики: Произошли химические явления.

Учитель: В чем суть химических явлений или реакций?

Ученики: Химические явления – явления, при которых образуется новое вещество.

Учитель: А по каким признакам вы определили, что в опыте произошли химические явления, или превращения?

Ученики:

Признаки реакции:

  • Выделение газа
  • Выпадение осадка
  • Изменение окраски

Опыт 2. «Возгонка йода»

– Темно-серые блестящие кристаллы йода нагреем над пламенем спиртовки. Наблюдаем пары фиолетового цвета. (Опыт можно заменить видеоопытом).

Какое явление произошло? Почему?

Ученики: Произошло физическое явление: изменилось агрегатное состояние йода – из твердого в газообразное.

Физические явления – явления, при которых нового вещества не образуется, а лишь меняется агрегатное состояние, форма, размер.

Опыт 3. «Вулканчик»

– Насыпем горкой дихромат аммония. Подожжем его горящей лучиной.

Что наблюдаем? Какие явления происходят?

Ученики: Произошли химические явления, признаком которых является изменение окраски с оранжевой на зеленую, выделение света и газа.

Учитель: Молодцы. Вы прекрасно знаете о физико-химических явлениях, происходящих  в химической лаборатории. Но ведь эти явления происходят постоянно вокруг нас. Посмотрим, сумеете ли вы увидеть их в обыденной жизни.

Ученики, члены кружка по химии, сняли небольшой видеофильм. Ваша задача: внимательно просмотрев фильм, ответить на вопрос, где произошло физическое, а где химическое явление.

Идет демонстрация видеофильма «Физико-химические явления вокруг нас». (Приложение 1 – удалено, т.к. объем файла превышает разрешенный)

Ученики: Химические явления: растворение «Упса» в воде, изменение окраски чая от сока лимона.

Физические – растворение сахара в чае, кипение воды, конденсация пара на стекле, растворение пакетика чая в кипятке (диффузия).

Учитель: Вы отлично справились и с этим заданием.

О физических и химических явлениях говорят нам поэты в своих стихах, например Николай Рубцов в стихотворении:

«Первый снег»

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

Помогите мне – о чем идет речь?

Ученики: Физическое явление – замерзание воды.

Учитель: В русском народном творчестве в потешках, колядках, прибаутках, загадках мы встречаемся с физико-химическими явлениями:

***
В мороз – лежит,
В тепло-бежит,
Прозрачно, а не стекло,
Пригреешь – собрать не успеешь.

***
Мучки насейте –
Пирожки затейте,
Пирожки то на дрожжах,
Их не удержишь на вожжах.

***
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять, пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать

Каждая группа получила творческое  задание: представить то или иное физическое или химическое явление в необычной форме.

Учитель: Слово  предоставляется 1 группе.

рис.1Ученики: В стихах Цветаевой, Анны Ахматовой  мы нашли много примеров физико-химических процессов, происходящих в жизни. Например:

Марина Цветаева

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Всё жаворонки нынче - вороны!

Вчера еще – в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, –
Жизнь выпала – копейкой ржавою.

Учитель: А  произошло ли на самом деле это явление?

рис.2Анна Ахматова

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор
– к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.

Учитель: А может  ли на самом деле ржаветь золото? (Чистое – нет. А изделия из золота – да, потому что содержат примеси других металлов (серебро и медь, никель, палладий), которые и окисляются).

Ученики: Речь идет о химическом явлении – окислении металлов, разложении мрамора и физическом – изменении формы мрамора.

Учитель: А теперь слово предоставляется 2 группе.

Ученики: Мы подготовили отрывки из двух песен. Вопрос один:  о каком явлении идет речь?

Поют отрывок  (Видео-слайды с музыкой). (Приложение 4)

Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится...

Учитель: Как же красиво рассказывает автор о том, что происходит в окружающем нас мире.

Ученики: Речь идет о физико-химическом явлении. Хлорофилл (зеленый пигмент) с приходом осени начинает разрушаться. Хромопласты (красные, желтые пигменты – ксантофилл, багряный – антоциан, оранжевый – каротин) остаются.

«Милая моя»

рис.3Юрий Визбор (учащиеся поют под гитару).

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончилось все – расставаться пора.

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?

Не утешайте меня, мне слова не нужны,
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны –
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?

Ученики: Туман – физическое явление, горение костра – химическое (признак – черные угли костра, пепел)

Учитель: слово – 3 группе.

Ученики: На экране демонстрируется слайд-фильм, звучит мелодия. Ученики читают стихотворение.(Приложение 6 – удалено, т.к. объем файла превышает разрешенный)

«Свеча»

Ю. Вилюгов

В ночном полумраке горела свеча:
Стекали слезинки по телу потоком.
Никто её в комнате не замечал
И было от этого ей одиноко.

Но вдруг силуэт увидала свеча:
К ней женщина вышла из сумрака ночи:
На бледном лице отражалась печаль
И свечке всем сердцем хотелось помочь ей.

В причудливом танце плясал огонёк
И женщина робко слезинку смахнула.
Отбросив на тумбочку мокрый платок,
Озябшие руки к свече протянула.

Почувствовав сердцем частичку тепла,
Душа засветилась сияньем лучистым.
А хрупкая свечка так рада была
Свой свет человеку дарить бескорыстно.

Обнявшись, к окну подошли две свечи,
Как две самых близких и лучших подруги.
Вдруг ветер подул из холодной ночи
Сквозь щели неплотно закрытой фрамуги.

Тревожно забился на нитке огонь
И маленькой свечке грозила опасность,
Но путь в темноту преградила ладонь:
Большая свеча не дала ей погаснуть.

Вот так и стояли они у окна
В надежде на то, что быть может, заметит
Их кто-то ещё, – кому помощь нужна,
Кто очень сегодня нуждается в свете.

Учитель: О каком явлении идет речь в этом стихотворении?

Ученики: Химическое явление и физическое. Физическое – плавление парафина, химическое – горение фитиля, парафина и образование углекислого газа, сажи и воды.

Учитель: Значит, горение свечи химиками рассматривается как сложный физико- химический процесс. Теперь – слово 4 группе.

Ученики: Мы представим вам песню, написанную к кинофильму «Весна», столь любимому нашими родителями (Приложение 7).

(На экране идут слайды «Весеннее таяние снега», учащиеся читают стихи под звуки мелодии)

Журчат ручьи,
Кричат грачи,
И тает лед и сердце тает.
И даже пень
В апрельский день
Березкой снова стать мечтает.
Веселый шмель гудит весеннюю тревогу,
Кричат задорные, веселые скворцы,
Кричат скворцы во все концы:
«Весна идет! Весне дорогу!»

Учитель: Скажите, о каком же явлении говорится в этой песне?

Ученики: Речь идет о физическом явлении. Новое вещество не образуется, а лишь меняется агрегатное состояние воды: изо льда (твердого вещества) превращается в воду (жидкое состояние).

Учитель: Свое задание представляют ребята из 5 группы.

Показывают отрывки из мультфильма «Приключения Лунтика» «Сбежавшее тесто» и «Лунтик и его друзья».

Ученики: Речь идет о физическом явлении: пузырьки – это есть  углекислый газ, выделяющийся при дыхании животных и человека.

Химическое явление – поднятие теста. Углекислый газ образуется при брожении и поднимает тесто. 

Творческое задание.

Составьте два (или одно) предложения, в которых с заданным происходило физическое и химическое явление.

Например: для приготовления «шипучки» растворяю чайную ложку соды в стакане воды (физическое явление) и  добавляю немного лимонного сока (химическое явление).

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

подсолнечное масло

серебро

железо

сахар

кислород

Проверяем ответы.

Учитель: Великий химик Дмитрий Иванович Менделеев говорил: «Наука тогда плодотворна, когда воспринимается не только умом, но и сердцем». Как вы, ребята, считаете: возможен ли союз науки и поэтического творчества?

Мнения учащихся: Конандойль «Собака Баскервилей», Агата Кристи.

Учитель: О науке можно говорить языком поэтического творчества. И наука, и искусство, а литература – это искусство слова, решают одну задачу – помочь человеку познать окружающий мир.