Цели:
- Ознакомление с объектами и явлениями природы в естественной обстановке, поддержание интереса детей к природе.
- Развитие наблюдательности и памяти.
- Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе.
Задачи:
- Научить детей отличать по внешнему виду ель, сосну, лиственницу.
- познакомить с увеличительным стеклом – лупой, правилами её использования.
- Развивать у детей саморегуляцию поведения в природе.
Оборудование:
1. Газеты;
2. Лупы;
3. Листья различных деревьев для дидактической игры « Найди дерево по листу».
4. Загадки о ели, сосне, лиственнице, др. деревьях.
5. Карточки с изображением разных деревьев.
6. Карточки с изображением различных насекомых.
Подготовительная работа:
- Подготовить оборудование;
- Подобрать место проведения экскурсии;
- Провести предварительный инструктаж по правилам поведения в природе (обратить внимание на соблюдение тишины, терпеливость, внимательность).
Проведение экскурсии.
I. Вводная часть.
Дети останавливаются на участке за школой.
- Оргмомент.
- Постановка целей и задач экскурсии.
- Повторение правил поведения в природе.
- Обсуждение текста:
- Мотивация детей на поисковую, исследовательскую деятельность.
Если хочешь научить меня чему – то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках…
Послушать…
Понюхать…
И, быть может, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Только, пожалуйста, не торопи меня
II. Наблюдение за облаками.
- Определение типа облаков;
- Сравнение цвета неба осенью и летом;
- Сравнение цвета облаков осенью и летом;
- Задание: зачем человеку надо знать и понимать явления живой и неживой природы? (это надёжное средства прогнозирования погоды и т.д.). Например:
В сентябре много рябины - осень будет дождливая.
Гром в октябре – зима будет без снега.
Сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью.
Много желудей на дубе – к строгой зиме.
Стрижи летают низко и с криками – к дождю.
III. Наблюдения за насекомыми.
- - Кто такие насекомые?
- - Как они готовятся к зиме?
- - Где осенью можно увидеть насекомых?
- - Кого ещё можно обнаружить в опавшей листве?
- Самостоятельная работа детей.
(Становясь коленками на газету, дети с помощью лупы стараются заметить в траве насекомых; аккуратно отворачивают внешний слой коры сосны и т.д.)
- Рассказы детей «Что я видел, кого заметил».
- Анализ: какого цвета насекомое, которое ты видел?
- Задание: какое значение имеет тепло, свет, почва для жизни насекомых?
- Дидактическая игра «Назови правильно». (Показываю карточку с изображением различных насекомых. Дети называют их .)
- Загадки о насекомых:
Гудит мохнатенький,
Летит на сладенькое. (Шмель).
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травки на былинку,
С ветки – на травинку. (Кузнечик).
Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Лечу – кричу,
Сижу – молчу.
Дом открыт со всех сторон,
В доме – тысяча колонн,
Здесь живут и на коврах,
На колоннах ив шатрах… (Лес).
Нос долог,
Голос звонок.
Кто меня убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (Комар).
IV. Переход детей к скверу, где растут ель, сосна, лиственница.
- Загадки о деревьях:
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки. (Лиственница).
Не сосна я и не ёлка.
Только осень на порог –
Скину с веток все иголки
До единой точно в срок.
Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость.
И лесам украшенье,
И дроздам – угощенье. (Рябина).
Стоит столб до небес,
А на нём – шатёр навес.
Красной меди столб точёный,
А навес сквозной, зелёный. (Сосна).
То ли с крыши, то ли с неба
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? (Тополь).
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На новый год я главная. (Ель).
Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена. (Сосна).
- Сравнительное наблюдение: ель, сосна, лиственница:
- что у них общего?
- чем отличаются?
- Рассматривание карточек с изображением различных деревьев.
- Дидактическая игра «Найди дерево по листу».
- Задание: почему осень называют художницей?
- Наблюдение за окраской листьев на деревьях.
- Сбор красивых листьев для урока рисования.
V. Обобщение результатов экскурсии.