Работа над интонационной выразительностью речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Речь – это деятельность общения. Выражения, воздействия, сообщения реализуются посредством языка, речь – это язык в действии. Можно выделить две основные функции речи – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Они формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Речевое общение – это сложный и многосторонний процесс. И, как пишет А.Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного её построения и применения разных речевых средств».

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы не использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной или диалогической. Её главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, то есть в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменить собой целую фразу.

У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особен­но коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не уме­ют общаться друг с другом на вербальном уровне, поддерживать диалог, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

Если речь у детей неразвита или плохо развита, то страдают такие психические процессы как: внимание, память, восприятие и, самое главное, логическое мышление. Следовательно, необходимо развивать у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития навыки общения. Очень важно, что­бы ребенок умел владеть голосом, интонацией, умел модулировать голос в зависимости от обстановки, в которой он находится, будь то общение со взрослыми, сверстниками, в игре, учебной деятельности или в повседневной жизни.

Навыки модулирования голоса понадобятся детям во время чтения, пересказа произведения, в котором, наряду с повествовательными предложениями встречаются также вопросительные и восклицательные. Именно этот навык поможет сделать речь эмоцио­нально богатой, выразительной, содержательной, что, несомненно, является залогом ус­пешного обучения детей в школе.

Таким образом, формирование интонационной выразительности речи является одним из ведущих направлений коррекционной работы по развитию речевых функций у детей с задержкой психического развития. Широкая распространенность, отсутствие спонтанной компенсации нарушений речевых функций обусловили необходимость разработки специальной методики развития интонационной выразительности речи детей.

Материал в пособии подобран с учетом лексических тем и представлен в виде серии стихотворных диалогов. Картинный (иллюстративный) материал подбирается педагогом самостоятельно. Размер иллюстративного материала носит произвольный характер.

Материал может быть использован как отдельное самостоятельное занятие по раз­витию речи, часть занятия или мини-драматизации. В этом случае можно использовать шапочки-маски. Мини-драматизации хорошо проводить в конце учебного года, как за­крепление пройденного материала.

Можно также предложить детям совместно со взрослыми разыграть любой диалог с использованием трафаретов по лексическим темам. Взрослый предлагает персонажей из диалога, дети обводят фигурки. Затем их раскрашивают или штрихуют.

Данная методика может быть использовано родителями детей, страдающих аутиз­мом.

Приложение