Цели урока:
- Образовательные: обобщить знания обучающихся о функциях, продолжить формирование навыков решения линейных, квадратных, функциональных уравнений различного вида, отрабатывать навыки решения поисково-исследовательских задач; развить навыки самостоятельной работы; реализовать дифференциальный подход в образовании с учетом индивидуальных способностей учащихся.
- Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению; воспитывать аккуратность в оформлении, формировать элементы социально-личностной компетентности.
- Развивающие: развивать логическое мышление, прививать интерес к исследовательской деятельности, развивать творческие способности.
Тип урока: исследовательский
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера, презентации.
Ход урока
1. Организационный момент (2-3мин.)
Учитель предлагает учащимся класса поделиться на четыре группы, затем сообщает, что на уроке ученики будут проводить небольшие исследования - учиться решать поисково-исследовательские задачи по теме «Функциональные уравнения».
2. Актуализация знаний (3-4мин.)
Повторение основных свойствэлементарных функций и совершенствование умений и навыков решения функциональных уравнений.
1)Укажите правильное соответствие, если функции f(x) и q(x) взаимно обратные.
Таблица №1
Ответ:
1 |
2 |
3 |
в |
а |
г |
2) Укажите нечетные функции |
Ответ: а) ; 2). |
3. Решение поисково-исследовательских задач (основной этап урока)
Учитель. Задания для исследования вы можете выбрать самостоятельно, учитывая особенности каждого задания, продумать и сформулировать условие более общей задачи (постановка проблемы.)
Предлагаются задания для исследования:
- Решить уравнение 0.5f(q(x))+0.5q(f(x))=q(q(x)), если функции f(x)и q(x) взаимно обратные , найти решение более общей задачи.
- Решить уравнение f(x)*f(q(x))=-f(q(x))*q(f(x)), если функции f(x) и q(x) взаимно обратные , найти решение более общей задачи.
- При каких значениях параметра а корни уравнения x(f(q(x)))
2 -ax*q(f(x))=(-3a+9)*f(q(x)), образуют арифметическую прогрессию, если f(x)и q(x) взаимно обратные функции, ? Найти решение более общей задачи. - Решить уравнение f(f(f(x)))=0, если f(x)- квадратичная функция а)f(x)=x2+10x+20, б) f(x)=x2+14x+42, в) f(x)=x2+40x+380, найти решение более общей задачи.
- При каких значениях параметра k графики функций f(x) и q(x)совпадают для всех x, если f(x) и q(x) взаимно обратные функции ?
Мотивационная деятельность и постановка проблемы. Приложение 1
Деятельность учителя.
Учитель рассказывает о пользе данного исследования (с позиции приобретения новых знаний, методики, практики).
Ставится вопрос: «Какие трудности вы видите для решения задач и как можно сформулировать условие общей задачи»?
Если учащиеся испытывают затруднения, то учитель наводящими вопросами помогает формулировать условие общей задачи
Деятельность учащихся I ,II , III и IV групп.
Слушают, некоторые учащиеся отвечают на вопросы, совещаются, и выбирают задачудля исследования, анализируют условие этой задачи; формулируют общую задачу (ставят цели).
Сбор фактических материалов (решение задач). Приложение 2
Деятельность учителя.
Учитель дает время учащимся подумать, и определить методы и приемы решение общей задачи.
При затруднении наводящими вопросами помогает определиться с этапами решения общей задачи.
Просматривает решения общей задачи и указывает на неточности, допущенные при оформлении.
После того, как все учащиеся решили общую задачу, учитель советует подумать:
а) Какую проблему для решения можно поставить? (и попытаться решить ее, или определить методы и приемы решения).
б) В какой форме сделать сообщение о проделанной работе?
Деятельность учащихся I ,II, III и IV групп.
Учащиеся думают, советуются друг с другом (составляют план решения), затем решают, проверяют, исправляют неточности допущенные при решении, готовят сообщение о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе и планы на продолжение исследования. Приложение 3
Один или несколько учащихся каждой группы рассказывают и показывают (используя документ-камеру) о проделанной работе (начинать можно с любой группы, у которой подготовлен отчет).
Деятельность учителя.
Слушает, еще раз проверяет решение общей задачи.
Формулирует и озвучивает вопросы. Примерные вопросы каждой группе предлагаются заранее (выдаются карточки с вопросами и проецируются на экране).
Определяет число вопросов (учитывая ограниченность времени). Контролирует ответы по качеству и по времени.
Если были допущены недочеты, слабая защита и не определились с этапами дальнейшего исследования (для тех, кто не согласен с отметкой «4») предлагается прейти на индивидуальную работу (работа на дом), по желанию можно поменять задачу для индивидуального исследования. А также для тех, кто хочет получить дополнительную отметку «5», можно продолжить работу самостоятельно (консультация учителя планируется вне урока).
Если учащиеся какой-то группы не успели рассказать (и показать), о своей работе, то сдают тетради на проверку.
Оценивает деятельность учащихся каждой группы.
Деятельность учащихся I ,II, III и IV групп.
Называют основные этапы решения, полученные результаты;
Отвечают на вопросы;
Дают оценку деятельности своей группы;
Если определились с этапами дальнейшего исследования.
Делают предположения, (выдвигают гипотезу), указывают методы и приемы проверки гипотезы (способы доказательства истинности свойств функций, формул и др.).
Деятельность учащихся II,III,IV,I групп, (соответствующие оппоненты).
Слушают, проверяют некоторые вычисления, формулируют вопросы;
Озвучивают вопросы (вопросы можно задавать любому учащемуся из отвечающей группы); Слушают ответы.
Примерные вопросы учителя для I группы
Примерные вопросы учителя для II группы
Примерные вопросы учителя для III группы
Примерные вопросы учителя для IV группы
4. Итоги урока, рефлексия.