Правописание частицы не с глаголами

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель урока:

  • Обучающая: Познакомить учащихся с ролью частицы не и её раздельных написанием с глаголами.
  • Развивающая: Совершенствовать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами, совершенствовать умение определять время, лицо, число глагола, обогащать словарный запас школьников.
  • Воспитывающая: Воспитывать навыки личной гигиены, интерес к предмету, как формирование познавательной самостоятельности и творческой позиции ученика.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим совершенствовать знания по теме: Глагол.

Повторение пройденного материала.

2. Блиц-опрос

  1. Что такое глагол?
  2. Каким членом предложения чаще всего бывают?
  3. Сколько времен у глагола, как определить время?
  4. Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем и будущем?
  5. Почему форма глагола называется неопределенной?
  6. Как найти основу глагола в неопределенной форме?
  7. Какова роль в неопределенной формы глагола в предложений?

3. Проверка домашнего задания.

- Какие глаголы вы выписали из сказочного стихотворения Чуковского “Мойдодыр” и как вы их распределили.

- На сколько частей можно разделить эту сказку ?

- Где поэт показывает отрицательные стороны героя?

- Где поэт показывает положительные стороны героя?

- Почему поэт приветствует в конце сказочного стихотворения мыло, полотенце и т.д.?

- Что нужно соблюдать, чтобы не оказаться таким героем как в 1 части?

4. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

В русском языке часто встречается частица не , когда частица не бывает перед глаголом она указывает на отрицание, когда её нет её показывают положительной.

  • Не умывался
  • Не чистил
  • Не мыл
  • Не расчёсывался
  • Не убирался

Но в русском языке есть глаголы, где не пишется вместе.

5. Знакомство со словами.

Недоумевать, негодовать, неволить, (ему) нездоровится, ненавидеть.

Если убрать не можно понять смысл этих слов ?

Эти глаголы нужно запомнить, но их можно заменить другими глаголами.

  • Недоумевать – удивляться
  • Негодовать – возмущаться
  • Неволить – принуждать
  • Нездоровится – (он) хворает
  • Ненавидеть – очень не любит

Как же пишется отрицательная частица не с глаголами?

Вывод: Отрицательная частица не пишется с глаголами раздельно.

6. Физминутка.

7. Работа по учебнику.

- Чтение правила по учебнику.(стр.81)

8. Работа в тетрадях.

- Минутка чистописания.

не // не // не //

9. Словарная работа.

Ненавидеть, неволить, негодовать, недоумевать, нездоровится.

Ночь.
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит.
С.Есенин

- Разбор стихотворения.

- Почему поэт так озаглавил своё стихотворение ?

Задание: спишите, укажите время и лицо глаголов ,выделите окончания.

10. Первичное закрепление нового материала.

Иногда частица не помогает в каких- либо действиях.

Прежде, чем совершить нужно подумать. Это часто встречаются в пословицах и поговорках .

Не говори – не умею, а говори – научусь.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

- Прочитайте и объясните .

- Какие вы пословицы знаете, где употребляется частица не.

Прочитать пословицы и поговорки, и выберите одну,которая вам понравилась и объясните.

Стр. 81, упр.122.

11. Физминутка.

12. Письмо по памяти.

Записать словосочетание.

  • (не) встретил гостя.
  • (не) договорил слово.
  • (не) удалил п.тно.
  • (не) привязал лошад..
  • (не) загадал желание.
  • (не) узнаёт мес.ность.
  • (не) укрепил лес.ницу.

На слайде остаются существительные ,а учащиеся по памяти подставляют глаголы.

Проверка.

13. Закрепление пройденного материала.

- Списать текст. Вставить пропущенные буквы.

С неба солнце посылает прощ.л. ные лучи. Землю покрыл к.вёр из пёстрых лист.ев. Красивые д.рев.я ст.ят в праздничном наряде. Птицы ул.тели в д.лёкие страны. Скоро д.рев.я покроет пуш.стыми хлоп.ями сне. . Снежный убор ярко будет бл.стеть на солнце.

 - Задание дифференцированное.

- У кого красные значки, выписать из текста глаголы и определить число и время.

- У кого зелёные значки, выписать глагол улетели изменить по временам.

- У кого синие значки, разобрать по членам предложения и по частям речи.

Проверка.

14. Итог урока.

- Я прошу сказать, что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- А точнее ?

- Продолжите мысль. Что повторили?

15. Домашнее задание.

Подобрать пословицы и поговорки, где встречается отрицательная частица не.(5-7).