Тип урока: Объяснение нового материала.
Цель урока:
- Обучающая: Познакомить учащихся с ролью частицы не и её раздельных написанием с глаголами.
- Развивающая: Совершенствовать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами, совершенствовать умение определять время, лицо, число глагола, обогащать словарный запас школьников.
- Воспитывающая: Воспитывать навыки личной гигиены, интерес к предмету, как формирование познавательной самостоятельности и творческой позиции ученика.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим совершенствовать знания по теме: Глагол.
Повторение пройденного материала.
2. Блиц-опрос
- Что такое глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывают?
- Сколько времен у глагола, как определить время?
- Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем и будущем?
- Почему форма глагола называется неопределенной?
- Как найти основу глагола в неопределенной форме?
- Какова роль в неопределенной формы глагола в предложений?
3. Проверка домашнего задания.
- Какие глаголы вы выписали из сказочного стихотворения Чуковского “Мойдодыр” и как вы их распределили.
- На сколько частей можно разделить эту сказку ?
- Где поэт показывает отрицательные стороны героя?
- Где поэт показывает положительные стороны героя?
- Почему поэт приветствует в конце сказочного стихотворения мыло, полотенце и т.д.?
- Что нужно соблюдать, чтобы не оказаться таким героем как в 1 части?
4. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
В русском языке часто встречается частица не , когда частица не бывает перед глаголом она указывает на отрицание, когда её нет её показывают положительной.
- Не умывался
- Не чистил
- Не мыл
- Не расчёсывался
- Не убирался
Но в русском языке есть глаголы, где не пишется вместе.
5. Знакомство со словами.
Недоумевать, негодовать, неволить, (ему) нездоровится, ненавидеть.
Если убрать не можно понять смысл этих слов ?
Эти глаголы нужно запомнить, но их можно заменить другими глаголами.
- Недоумевать – удивляться
- Негодовать – возмущаться
- Неволить – принуждать
- Нездоровится – (он) хворает
- Ненавидеть – очень не любит
Как же пишется отрицательная частица не с глаголами?
Вывод: Отрицательная частица не пишется с глаголами раздельно.
6. Физминутка.
7. Работа по учебнику.
- Чтение правила по учебнику.(стр.81)
8. Работа в тетрадях.
- Минутка чистописания.
не // не // не //
9. Словарная работа.
Ненавидеть, неволить, негодовать, недоумевать, нездоровится.
Ночь.
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит.
С.Есенин
- Разбор стихотворения.
- Почему поэт так озаглавил своё стихотворение ?
Задание: спишите, укажите время и лицо глаголов ,выделите окончания.
10. Первичное закрепление нового материала.
Иногда частица не помогает в каких- либо действиях.
Прежде, чем совершить нужно подумать. Это часто встречаются в пословицах и поговорках .
Не говори – не умею, а говори – научусь.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
- Прочитайте и объясните .
- Какие вы пословицы знаете, где употребляется частица не.
Прочитать пословицы и поговорки, и выберите одну,которая вам понравилась и объясните.
Стр. 81, упр.122.
11. Физминутка.
12. Письмо по памяти.
Записать словосочетание.
- (не) встретил гостя.
- (не) договорил слово.
- (не) удалил п.тно.
- (не) привязал лошад..
- (не) загадал желание.
- (не) узнаёт мес.ность.
- (не) укрепил лес.ницу.
На слайде остаются существительные ,а учащиеся по памяти подставляют глаголы.
Проверка.
13. Закрепление пройденного материала.
- Списать текст. Вставить пропущенные буквы.
С неба солнце посылает прощ.л. ные лучи. Землю покрыл к.вёр из пёстрых лист.ев. Красивые д.рев.я ст.ят в праздничном наряде. Птицы ул.тели в д.лёкие страны. Скоро д.рев.я покроет пуш.стыми хлоп.ями сне. . Снежный убор ярко будет бл.стеть на солнце.
- Задание дифференцированное.
- У кого красные значки, выписать из текста глаголы и определить число и время.
- У кого зелёные значки, выписать глагол улетели изменить по временам.
- У кого синие значки, разобрать по членам предложения и по частям речи.
Проверка.
14. Итог урока.
- Я прошу сказать, что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- А точнее ?
- Продолжите мысль. Что повторили?
15. Домашнее задание.
Подобрать пословицы и поговорки, где встречается отрицательная частица не.(5-7).