Развитие речи на уроках обучения грамоте в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Праздник первого снега. Составление рассказа о первом снеге

Цели:

  • Образовательные: показать методы и приемы работы по развитию речи на уроках обучения грамоте, посредством которых подготовить детей к составлению рассказа о первом снеге.
  • Развивающие: развивать внимание, творческое воображение, словарный запас, дикцию, речь, художественный вкус на примере произведений художников русской школы изобразительного искусства, музыки П.И. Чайковского.
  • Воспитательные: воспитание трудолюбия, усердия, аккуратности, любви к родной природе.

Оборудование: гитара, карточки с заданиями, репродукции картин А. А.Пластова “Первый снег”, К.Ш.Юона “Русская зима”, Б.Кустодиева “Масленица”, рисунки деревьев грамзапись П. И. Чайковского “Святки” из цикла “Времена года”.

Для учащихся: листы цветной бумаги, ватные палочки, белая гуашь, фломастеры восковые мелки, баночка с водой.

Ход урока

Ребята, сегодня мы с вами поиграем, в игре будем развивать свою речь.

I. Музыкальная разминка.

– Начнем с зарядки для языка. Включаю зеркальный шар.

Песенка “Эхо” (под гитару учитель поет строку из песни, дети допевают последний слог)

Собирайся детвора! (-Ра-ра)
Начинается игра (-Ра-ра)
Ты ладошек не жалей (-Лей-лей)
Бей в ладоши веселей (-Лей-лей)

Что за чудо во дворе (-Ре-ре)
Все деревья в серебре (-Ре-ре)
Все кругом белым-бело ( ло-ло)
Сколько снега намело (ло-ло)

Озорник мороз придет ( дет –дет)
Нос и уши надерет (рет-рет)
А снежинок хоровод
Веселит честной народ!

Сказку встретить нам пора (ра-ра)
Заколдованы с утра ( ра-ра)
Тротуары и дома (ма-ма)
В гости к нам пришла зима!

- Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Правильно, мы поговорим о зиме.

Ученик читает стихотворение:

Придет неслышными шагами,
Незримой стужею дохнет,
И, все вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерет:
Зачем мол вы в такой мороз
Из дома высунули нос?

- Что происходит в природе перед приходом настоящей зимы? (мороз)

Зачем люди в мороз выходят на улицу?

(поваляться в снегу, подышать морозным воздухом, полюбоваться пушистым снегом)

II. Новый материал.

1. Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского.

Ребята! Закройте глаза и послушайте мой рассказ. Какую картину вы представили с закрытыми глазами?

-“ Ударили первые морозы, пришла матушка-зима, и все вокруг стало сказочным…Покрыла землю белым, пушистым одеялом… Снежинки, падая на землю, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками много воздуха”.

Что вы представили? Вам помогло это представить мой рассказ, музыка Чайковского, а известный художник это же изобразил так:

(На интерактивной доске появляется репродукция картины А.А. Пластова “Первый снег”)

Рис.1

- Как называется картина, как вы думаете? Вы угадали - “ Первый снег”.

- Кого вы видите?(мальчика и девочку, которые выбежали посмотреть на снег )

- Что заставило девочку выскочить на улицу в одном платье, накинув на плечи платок, а мальчика не застегнуть пальто?

(Радость и желание поскорей увидеть, как идет снег.)

- Возьмите карточку. Найдите слова, характеризующие их чувства, настроение.

радость испуг восхищение

2. А что вызывает восхищение и радость? Снежинки.

- Они какие? Легкие, пушистые, мохнатые, крупные.

- Давайте попробуем передать воздушность и легкость при помощи ватной палочки и гуаши. На листе цветной бумаги мы изобразим “Праздник первого снега”.

- Положите перед собой листочки.

- Какие деревья изображены на ваших рабочих листах?

Возьмите фломастеры и прорисуйте деревья.

Взяли в руки ватные палочки. Обмакиваем в баночку с белой гуашью. Сейчас мы нарисуем снег на деревьях, потом покажем, как падает снежок на землю и укрывает ее. Можно нарисовать снеговичка или зайку.

3. Физминутка

А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот какой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот какой ширины!
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки – кружевные!
Мы по лестнице шагаем
Выше ноги топ-топ.
Двери комнат отворяем
Справа- хлоп, слева – хлоп!
Здравствуй. Зима!
Ты хозяйке поклонись-ка
Здравствуй, Зима!

Несколько работ вывешиваю на доску.

Вы заметили, какие разные получились работы. На ваших работах снег какого цвета? (Снег получился разного цвета.)

А почему?

- Какого цвета бывает снег и почему?

4. Рассмотрите репродукции картин известных художников на доске.

- Какого цвета снег на этих репродукциях? ( На них небо и снег разноцветные.)

- Я вам открою великую тайну: оказывается, снег состоит из миллиардов маленьких льдинок, в которых все отражается.

В разное время суток он бывает разным.

- Как вы думаете какого цвета снег утром? (розовый) Днем? (желтоватый от солнца), А вечером ? (может быть зеленым или фиолетовым)

 

Рис.2. К.Ф.Юон “Русская зима”

 

Рис.3. Б.Кустодиев “Масленица”

- Зима, стужа, сильный ветер. Ой, даже у меня на доске рассыпались слова!

5. На доске рассыпались слова. Прочитайте! Возьмите карточки на партах . Работаем в парах. Составьте из слов словосочетания.

Деревья, снежок, снежные, шапки, сказочные, рыхлый…

6. “Бесконечное предложение”.

- Почему снежок рыхлый?

Снег состоит из миллиарда снежинок.

Составьте про них предложение. Давайте поиграем, сделаем это предложение бесконечным .

Кружатся снежинки.

Какие снежинки кружатся?

Кружатся пушистые снежинки

- Где кружатся?

В воздухе кружатся пушистые снежинки.

7. Физминутка.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками,

А потом покажем маме.

(Появляются пушистые легкие снежинки, дети дуют на них, изображая вьюгу.)

III. Составление рассказа о первом снеге.

- Молодцы. Что мы сегодня делали на уроке? (сегодня рисовали, подбирали к слову Снежинка красочные прилагательные, составляли словосочетание и предложение о зиме) А для чего? ( Чтобы учиться составлять рассказ)

- Ребята, мы уже знаем, что рассказ состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

- С чего мы начнем наш рассказ? (Ночью ударил мороз.)

- Чем покрылась земля? (Земля покрылась белым мягким пухом.) Опишите, как падают снежинки? (Крупные белые снежинки тихо кружатся в воздухе. Как выглядят деревья?

- Кто рад зиме? (И люди, и звери - все рады зиме.)

Несколько детей представляют свой рассказ.

- Ребята, кому наш урок понравился?

У вас на партах лежат синие и желтые снежинки. Помогите снеговику на доске “скатать” из них ком. Кто с урока уходит с радостным настроением приклеит на доску желтую снежинку. А кому грустно- синюю.

Молодцы! Какой яркий солнечный комок получился у нашего снеговичка.

Спасибо всем за урок.

Использованная литература.

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., Просвещение, 1994.