Цель: уточнить знания учащихся о способе подбора проверочного слова путём изменения его формы и познакомить с новым способом “от значения слова – к правильной букве”.
Задачи:
- формировать умение распознавать безударные гласные в корне;
- формировать умение подбирать проверочное слово путём изменения его формы или путём объяснения значения слова с помощью родственного;
- учить применять на практике полученные знания грамотного письма;
- формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;
- развивать умение соотносить звуковую и графическую формы слова;
- развивать интерес к русскому языку как учебному предмету на основе изученных правил через игровую форму обучения;
- обогащать словарный запас учащихся и развивать их речь;
- воспитывать чувство коллективизма, чувство ответственности.
Оборудование:
- телевизор, DVD-проигрыватель, диск со слайдами,
- алфавит; памятки; магниты; магнитные буквы;
- карточки с буквами и цифрами; снежинки; картинка снеговика;
- карточки с заданиями.
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель: Ребята! Сегодня на уроке, я надеюсь, вы будете внимательно слушать учителя и своих товарищей, грамотно и красиво писать. Сядьте правильно, проверьте учебные принадлежности. Запишите дату и вид работы.
II. Постановка темы урока.
На доске карточки с цифрами:
Учитель: Скажите, какое время года здесь зашифровано? Вы должны найти букву, которая соответствует её месту в алфавите.
Дети ( расшифровав читают):
Учитель: Назовите признаки зимы.
Дети: Мороз, снегопад, замерзание рек и озёр, тёплая одежда у людей…
Учитель: Ребята! Почему к нам в гости прилетели эти снежинки?
На доске снежинки-буквы:
Дети: Это гласные буквы, в написании которых можно допустить ошибки.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем снова решать орфографические задачи в корне слова, обнаруживать “опасные” места и находить способы проверки безударного гласного. (подходит к доске и берёт первую снежинку-букву)
На этой снежинке, по-моему, что-то написано! (просит прочитать текст хорошо читающего ученика):
“Уважаемые, первоклассники! Я приготовил для вас несколько испытаний и хочу проверить ваши знания и умения. Снеговик”. |
Учитель: Готовы ли вы, ребята, к испытаниям?
Дети: Да.
III. Чистописание.
Учитель: Закружились в нашем классе снежинки. Вот для вас первое испытание - напишите гласные буквы, которые вызывают у нас сомнение при письме.
(Дети пишут буквы а, о, е, и, я )
IV. Работа по повторению.
Учитель: (берёт вторую снежинку-букву) Второе испытание - используя памятку № 1, найдите слово-подсказку и выберите нужную букву.
Учитель: Проговорите слова так, как будете писать. Диктуйте себе и пишите. Отметьте “опасные” места. Проверьте написанное. (самопроверка на экране телевизора) Какой способ проверки вы использовали?
Дети: Изменение формы слова.
Физкультминутка:
Мы снежки лепили дружно –
Раз, два, три!
А потом мы дружно
Встали на коньки –
Раз, два, три!
Мы с горы летели вместе –
Раз, два, три!
А сейчас сидим на месте –
Раз, два, три!
V. Поиск нового способа проверки.
Учитель: (берёт третью снежинку-букву). Теперь третье испытание – знаете ли вы, ребята, ещё какой-нибудь способ проверки безударного гласного?
(Дети высказывают свои предположения)
Учитель: Попробуйте догадаться, как проверить слово “хвастун”?
На доске:
Дети: Мы считаем, что слово “хвастун” можно проверить словом “хвастать”.
Дети: А наша группа считает, что можно проверить словом “хвост”.
Учитель: Мнения разделились. Кто же прав? Попробуйте объяснить, что означает слово “хвастун”?
Дети: Хвастун – тот, кто хвастается. “Хвастун” и “хвастать” близкие слова, родственные.
Дети: Словом “хвост” нельзя проверить слово “хвастун”.
Учитель: Почему?
Дети: Оно имеет другое значение.
Учитель: Значит, слово “хвастун” можно проверить, выяснив его значение с помощью родственного слова “хвастать”?
Дети: Да.
(Учитель вывешивает на доске памятку № 2)
Памятка № 2 Объясни значение чистюля – тот, кто чистый хитрец – хитрый человек |
VI. Применение нового способа проверки.
Учитель: (берёт четвёртую снежинку-букву) Четвёртое испытание – выберите нужную букву, объяснив значение каждого из этих слов с помощью родственного.
На доске: ст…рик, гр…знуля, с…лач, м…лютка, л…сник.
Дети:
– Старик – старый человек.
- Грязнуля – тот, кто грязный.
- Силач – сильный человек.
- Малютка – маленький ребёнок.
- Лесник – тот, кто охраняет лес.
Учитель: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать нужную букву?
Дети: Помогло.
Учитель: Запишите слова. Не забывайте подчёркивать вставленную букву.
(дети пишут слова в тетради) Проверим написанное. Какой способ проверки вы использовали?
Дети: Объясняли значение слова с помощью родственного.
Физкультминутка:
Чтобы глаза ваши здоровы были,
Чтоб в очках не ходить,
Предлагаю за мной
Лёгкие движения повторить.
Вдаль посмотрим, под ноги,
Вправо, влево, побыстрее.
Удивимся и закроем глаза скорее.
Все отдохнули и новая забота,
Нужно сделать на “отлично”
Следующую работу.
VII. Закрепление пройденного материала.
Учитель: (берёт пятую снежинку-букву) Наконец, последнее испытание – прочитайте текст на карточках, найдите ошибки и исправьте.
Наступила зема. Лёг на землю снижок. Дети бигут строить горку. |
(Дети выполняют задание)
Учитель: Назовите слова, в которых допущены ошибки.
Учитель: Ребята, всегда ли можно писать так, как слышишь?
Дети: Нет.
Учитель: Почему?
Дети: Можно не ту букву написать.
VIII. Итог урока.
Учитель: Скажите, ребята, какие знания помогли вам справиться со всеми испытаниями? (Выслушиваются ответы детей)
Учитель: Снеговику очень хочется, чтобы вы расшифровали слово, которое он для вас приготовил. Найдите букву, которая соответствует её месту в алфавите.
(Дети, расшифровав, читают слово):