Урок русского языка в 1-м классе "Правописание слов с безударными гласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цель: уточнить знания учащихся о способе подбора проверочного слова путём изменения его формы и познакомить с новым способом “от значения слова – к правильной букве”.

Задачи:

  • формировать умение распознавать безударные гласные в корне;
  • формировать умение подбирать проверочное слово путём изменения его формы или путём объяснения значения слова с помощью родственного;
  • учить применять на практике полученные знания грамотного письма;
  • формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;
  • развивать умение соотносить звуковую и графическую формы слова;
  • развивать интерес к русскому языку как учебному предмету на основе изученных правил через игровую форму обучения;
  • обогащать словарный запас учащихся и развивать их речь;
  • воспитывать чувство коллективизма, чувство ответственности.

Оборудование:

  • телевизор, DVD-проигрыватель, диск со слайдами,
  • алфавит; памятки; магниты; магнитные буквы;
  • карточки с буквами и цифрами; снежинки; картинка снеговика;
  • карточки с заданиями.

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель: Ребята! Сегодня на уроке, я надеюсь, вы будете внимательно слушать учителя и своих товарищей, грамотно и красиво писать. Сядьте правильно, проверьте учебные принадлежности. Запишите дату и вид работы.

II. Постановка темы урока.

На доске карточки с цифрами:

Учитель: Скажите, какое время года здесь зашифровано? Вы должны найти букву, которая соответствует её месту в алфавите.

Дети ( расшифровав читают):

Учитель: Назовите признаки зимы.

Дети: Мороз, снегопад, замерзание рек и озёр, тёплая одежда у людей…

Учитель: Ребята! Почему к нам в гости прилетели эти снежинки?

На доске снежинки-буквы:

Дети: Это гласные буквы, в написании которых можно допустить ошибки.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем снова решать орфографические задачи в корне слова, обнаруживать “опасные” места и находить способы проверки безударного гласного. (подходит к доске и берёт первую снежинку-букву)

На этой снежинке, по-моему, что-то написано! (просит прочитать текст хорошо читающего ученика):

“Уважаемые, первоклассники!

Я приготовил для вас несколько испытаний и хочу проверить ваши знания и умения.

Снеговик”.

Учитель: Готовы ли вы, ребята, к испытаниям?

Дети: Да.

III. Чистописание.

Учитель: Закружились в нашем классе снежинки. Вот для вас первое испытание - напишите гласные буквы, которые вызывают у нас сомнение при письме.

(Дети пишут буквы а, о, е, и, я )

IV. Работа по повторению.

Учитель: (берёт вторую снежинку-букву) Второе испытание - используя памятку № 1, найдите слово-подсказку и выберите нужную букву.

Учитель: Проговорите слова так, как будете писать. Диктуйте себе и пишите. Отметьте “опасные” места. Проверьте написанное. (самопроверка на экране телевизора) Какой способ проверки вы использовали?

Дети: Изменение формы слова.

Физкультминутка:

Мы снежки лепили дружно –
Раз, два, три!
А потом мы дружно
Встали на коньки –
Раз, два, три!
Мы с горы летели вместе –
Раз, два, три!
А сейчас сидим на месте –
Раз, два, три!

V. Поиск нового способа проверки.

Учитель: (берёт третью снежинку-букву). Теперь третье испытание – знаете ли вы, ребята, ещё какой-нибудь способ проверки безударного гласного?

(Дети высказывают свои предположения)

Учитель: Попробуйте догадаться, как проверить слово “хвастун”?

На доске:

Дети: Мы считаем, что слово “хвастун” можно проверить словом “хвастать”.

Дети: А наша группа считает, что можно проверить словом “хвост”.

Учитель: Мнения разделились. Кто же прав? Попробуйте объяснить, что означает слово “хвастун”?

Дети: Хвастун – тот, кто хвастается. “Хвастун” и “хвастать” близкие слова, родственные.

Дети: Словом “хвост” нельзя проверить слово “хвастун”.

Учитель: Почему?

Дети: Оно имеет другое значение.

Учитель: Значит, слово “хвастун” можно проверить, выяснив его значение с помощью родственного слова “хвастать”?

Дети: Да.

(Учитель вывешивает на доске памятку № 2)

Памятка № 2

Объясни значение
с помощью родственного слова

чистюля – тот, кто чистый

хитрец – хитрый человек

VI. Применение нового способа проверки.

Учитель: (берёт четвёртую снежинку-букву) Четвёртое испытание – выберите нужную букву, объяснив значение каждого из этих слов с помощью родственного.

На доске: ст…рик, гр…знуля, с…лач, м…лютка, л…сник.

Дети:

– Старик – старый человек.

- Грязнуля – тот, кто грязный.

- Силач – сильный человек.

- Малютка – маленький ребёнок.

- Лесник – тот, кто охраняет лес.

Учитель: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать нужную букву?

Дети: Помогло.

Учитель: Запишите слова. Не забывайте подчёркивать вставленную букву.

(дети пишут слова в тетради) Проверим написанное. Какой способ проверки вы использовали?

Дети: Объясняли значение слова с помощью родственного.

Физкультминутка:

Чтобы глаза ваши здоровы были,
Чтоб в очках не ходить,
Предлагаю за мной
Лёгкие движения повторить.
Вдаль посмотрим, под ноги,
Вправо, влево, побыстрее.
Удивимся и закроем глаза скорее.
Все отдохнули и новая забота,
Нужно сделать на “отлично”
Следующую работу.

VII. Закрепление пройденного материала.

Учитель: (берёт пятую снежинку-букву) Наконец, последнее испытание – прочитайте текст на карточках, найдите ошибки и исправьте.

Наступила зема. Лёг на землю снижок. Дети бигут строить горку.

(Дети выполняют задание)

Учитель: Назовите слова, в которых допущены ошибки.

Учитель: Ребята, всегда ли можно писать так, как слышишь?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Дети: Можно не ту букву написать.

VIII. Итог урока.

Учитель: Скажите, ребята, какие знания помогли вам справиться со всеми испытаниями? (Выслушиваются ответы детей)

Учитель: Снеговику очень хочется, чтобы вы расшифровали слово, которое он для вас приготовил. Найдите букву, которая соответствует её месту в алфавите.

(Дети, расшифровав, читают слово):