Цели: для “зала” - развитие опыта эмоционального реагирования в культурном мероприятии; для активных участников (“сцена”) – способствовать наработке опыта индивидуальной и совместной публичной соревновательности.
Задачи: возрождение русской традиции празднования Светлого Христова Воскресения — Пасхи. Воспитание любви, уважения к традициям православной культуры; нравственно-духовных качеств личности каждого воспитанника. Совершенствование диалогической речи, формирование навыков выразительного чтения стихотворений.
Предварительная подготовка. На этом этапе я советую максимально использовать самостоятельную работу воспитанников с православной литературой. После того как воспитанники семьи (группы) посмотрели фильм о православных храмах, истории возникновения праздника, ребятам было дано индивидуальное задание: каждый воспитанник должен был выбрать фрагмент фильма и нарисовать рисунок на православную тематику. Старшим воспитанникам было предложено продумать и подготовить вышивку с сюжетом праздника Пасхи. Детям среднего школьного возраста подобрать и выучить стихотворение, характеризующее данный праздник.
Реализация шоу.
I часть – начало праздника.
Приемы: музыкальные, песенные; эмоциональная образная речь.
Первым выступает старший воспитанник и старается задать, актуализировать соответствующий эмоциональный настрой присутствующих (зала) и обозначает заложенные в сценарии ценности.
1 воспитанник:
Среди церковных праздников Пасха Христова есть высочайший и радостнейший – Праздник праздников. Пасха Христова к началу 20 века в России приобрела устойчивые традиции празднования в каждой христианской семье. В первый понедельник поста (Чистый понедельник) христиане надевали скромные, темные одежды. Перед иконами зажигались лампадки, которые горели до светлого Христова Воскресенья.
В трудах незаметно проходило шесть недель Великого поста, наступало Вербное воскресенье. В канун его, в Лазареву субботу, церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря.
На вербном базаре покупали вербу, чтобы с ней идти в церковь, бумажные цветы для украшения куличей и пасх.
Воспитатель:
Взрослые, возвращаясь в Вербное воскресенье с заутрени, шутя били малышей прутьями освященной вербы и приговаривали:
“Не я бью, верба бьет. Вставайте, дети, и будьте здоровы!”.
Верба, верба,
Верба хлест.
Верба хлест
Бьет до слез.
Верба синя
Бьет несильно.
Верба красна
Бьет напрасно.
Верба бела
Бьет за дело.
Верба хлест
Бьет до слез!
Ребятишки получали в подарок веточку вербы (воспитатель дает детям веточку вербы).
Любуясь вербочкой, все с радостью думали: “Как в мире все хорошо устроено! Уходит зима, и опушается вербочка встречать Христа!”
II часть – основная.
Это задания, конкурсы и оценивание членами жюри. Взаимодействие участников шоу проходит опосредованным (участники выступают по очереди).
2 воспитанник:
Мальчики и девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся
Прохожие крестяться
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький
Не задуй огня!
В воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
А.Блок. “Вербочки”.
1 воспитанник:
Ровно в полночь, перед днем Пасхи, служат заутреню.
Маленьких детей не брали к пасхальной заутрене, и они с трепетом ждали мига, когда раздастся первый колокольный звон. И еще заспанные, но уже радостные, они бросались навстречу Празднику праздников, навстречу всеобщему ликованию.
“Со всех строн раздается звон!
В церковь всех зовет он!
Идите, спешите, куличи святите,
В церковь собирайтесь,
Чуду удивляйтесь!”
2 воспитанник:
В России издавна существовала традиция обмениваться яйцами на Пасху.
Пасхальное красное яйцо называли “великоденским”.
2 воспитанник читает слова:
“Дорого яичко ко Христову дню – дорог подарок к празднику”.
Мы обмениваемся на пасху красным яичком, говоря: “Христос Воскресе!” Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни. Окрашивается же в красный цвет оно потому, что Христос своей кровью освятил жизнь, даровал своим воскресением жизнь вечную.
Воспитатель:
Дети получали на Пасху Христову подарки (книги, игрушки, карандаши, альбомы, шкатулки и обязательно подарочные пасхальные яйца: сахарные, шоколадные, стеклянные, хрустальные и т.д.)
Воспитатель вручает детям шоколадные яйца.
Воспитатель:
“Русь Святая зовет, звон плывет как встарь.
Русь Святая живет, пока звонит звонарь!”
III часть – финал.
Кроме итогового оценивания, в финале хорошо использовать момент – смягчения соревновательности (чтением заключительного стихотворения и вручением подарков, изготовленных руками воспитанников), позволяющим объединить “зал” и “сцену”.
2 воспитанник:
По дорожке в Божий храм
Мы с тобой идем,
И повсюду слышится
Колокольный звон.
Скрещу я руки радостно,
Взгляну на вешний лес.
И благостно и сладостно
Скажу: “Христос Воскрес!” (все вместе).
Дети вручают присутствующим подарки.