Цели:
1. Завершение работы по произведению С. Голицына “Сорок изыскателей”. Обобщить знания о профессиях связанной с изыскательской деятельностью.
2. Продолжить работу над устной речью. Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
3. Продолжить работу над формированием таких качеств как: креативность, коммуникабилильность, любознательность, ответственность.
Оборудование: грамзапись И.Дунаевского “Веселый ветер”, портреты С.Голицына и И. Дунаевского, компас, спички, зеркало, свечка, пакет, чайник,заварка, носки, карта.
Ход урока
1. Орг.момент. Исполнение песни “Веселый ветер”.
- Я думаю, что эта веселая песня композитора И. Дунаевского настроит вас на разговор об изыскателях и вам захочется отыскать о них книги и прочитать их. И первой в их ряду станет повесть С. Голицына “Сорок изыскателей”.
2. Работа над содержанием прочитанного.
- Вспомним как всё начиналось. Вернемся к названию повести.
- Так кто же такие изыскатели? (Те, кто все что-то изобретает)
Какими качествами он должен обладать? Как об этом говорил Мишка? Что вы можете добавить? (Ищет на земле и под землей, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе)
- С какими изыскательскими профессиями вы познакомились? (Топографы, снимающие карты местности, гидрологи, зоологи, ботаники)
- Какими качествами должен обладать изыскатель? (Смелые, отважные и т.д.)
ТЕСТ
Расставьте цифрами от 1 до 7, те качества, которыми считаете более важными в первую очередь для вас. (На столе у детей лежат листочки.)
3. Работа с иллюстрациями.
- Отыщите строчки к первой иллюстрации (второй, третьей, четвертой). (1. с. 26, гл. 1, ч. 2.)
- В чем особенность этой иллюстрации? (3. с. 35, гл. 4, ч. 1.)
- О чем по вашему размышляет художник? (4. с. 40, гл. 4, ч. 5.)
4. Герои повести, портреты и характеры.
Проведем игру “Узнай героя”. (Класс разделен на 2 команды. На парте 2-й команды рисунки.)
Я буду называть некоторые детали портрета героя или черты его характера, а вы – 1 команда, назовете его имя, 2 команда должна найти портрет героя и повесить на доске.
- У нее голубые глаза, крошечный чуть вздернутый носик, учится на четверки, любит покушать. (Соня)
- Этот любопытный высокий мальчик воодушевил ребят на поиски портрета, он серьезный и важный, любит читать, его каша по-аргентински наверняка была бы вкусной, но девчонки всему помеха. (Витя Большой)
- Её сравнивают с гордой красавицей. Она хрупкая, С огромными задумчивыми глазами и большим капроновым бантом на затылке. (Галя)
- Этот юркий, с облупившимся носом, костлявый, самый маленький турист. Очень любит задавать невероятные вопросы, но к счастью не требует на них ответа… (Перец)
- Об этих парнях нельзя говорить отдельно, они самые ловкие самые быстроногие, черноволосые и черноглазые… (Женя и Гена)
5. Конкурс “ Я изыскатель”.
На столе лежат разные предметы.
(1 команда: спички, ложка, компас и т.д.)
(2 команда: чайник, фотоаппарат, нитки, карта, бинты, половник)
1 команда должна взять предметы, которые нужно взять в поход. 2 команда, только те предметы, которые бы взяли наши герои.
6. ФКМ.
На полу разложены массажеры. Каждая команда должна пройтись по “бревну” и не упасть в “реку”.
7. Автор повести и рассказчик.
Книга “Сорок изыскателей” - первая повесть писателя. В интереснейший поход по Владимировской области отправился С.Голицын с ребятами из интерната за берестяными рукописями. И появилась повесть “За березовыми книгами”… (Продолжает рассказывать биографию ученица)
8. Обсуждение “Записной книжки туриста”.
1 команда зачитывает то, что написали дома.
2 команда - читает то, что можно дополнить из своего опыта.
“Секреты-советы”:
1. Как из раковин смастерить ложки.
2. Как запечь рыбу.
3. Нельзя во время грозы стоять под деревом и т.д.
9. Беседа по итогам самостоятельного чтения. Язык чтения.
- Гроза является серьезным испытанием для юных изыскателей. Найдите предложение, которое предвещает что-то недоброе. Почему возникает это ощущение? (Гл. 6, с.41, последний абзац)
- Прочитайте описание грозы.
- Во время чтения мы слышим раскаты грома, чувствуем тревогу природы и страх людей.
Как удалось это рассказчику? (Гром ударил так оглушительно… С.42)
10. Подведение итогов.
- Мы прочитали начало повести,
Хочется ли читать дальше? (Хочется раскрыть тайну картины)
- Можно ли предположить как закончится повесть? (Показ книги С.Голицына “Сорок изыскателей”)
11. Выставление оценок.
Д/з. Закончить оформление “Записной книжки туриста”.