Урок литературного чтения в 3-м классе С.Голицын "Сорок изыскателей". Урок-обощение

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Завершение работы по произведению С. Голицына “Сорок изыскателей”. Обобщить знания о профессиях связанной с изыскательской деятельностью.

2. Продолжить работу над устной речью. Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

3. Продолжить работу над формированием таких качеств как: креативность, коммуникабилильность, любознательность, ответственность.

Оборудование: грамзапись И.Дунаевского “Веселый ветер”, портреты С.Голицына и И. Дунаевского, компас, спички, зеркало, свечка, пакет, чайник,заварка, носки, карта.

Ход урока

1. Орг.момент. Исполнение песни “Веселый ветер”.

- Я думаю, что эта веселая песня композитора И. Дунаевского настроит вас на разговор об изыскателях и вам захочется отыскать о них книги и прочитать их. И первой в их ряду станет повесть С. Голицына “Сорок изыскателей”.

2. Работа над содержанием прочитанного.

- Вспомним как всё начиналось. Вернемся к названию повести.

- Так кто же такие изыскатели? (Те, кто все что-то изобретает)

Какими качествами он должен обладать? Как об этом говорил Мишка? Что вы можете добавить? (Ищет на земле и под землей, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе)

- С какими изыскательскими профессиями вы познакомились? (Топографы, снимающие карты местности, гидрологи, зоологи, ботаники)

- Какими качествами должен обладать изыскатель? (Смелые, отважные и т.д.)

ТЕСТ

Расставьте цифрами от 1 до 7, те качества, которыми считаете более важными в первую очередь для вас. (На столе у детей лежат листочки.)

3. Работа с иллюстрациями.

- Отыщите строчки к первой иллюстрации (второй, третьей, четвертой). (1. с. 26, гл. 1, ч. 2.)

- В чем особенность этой иллюстрации? (3. с. 35, гл. 4, ч. 1.)

- О чем по вашему размышляет художник? (4. с. 40, гл. 4, ч. 5.)

4. Герои повести, портреты и характеры.

Проведем игру “Узнай героя”. (Класс разделен на 2 команды. На парте 2-й команды рисунки.)

Я буду называть некоторые детали портрета героя или черты его характера, а вы – 1 команда, назовете его имя, 2 команда должна найти портрет героя и повесить на доске.

- У нее голубые глаза, крошечный чуть вздернутый носик, учится на четверки, любит покушать. (Соня)

- Этот любопытный высокий мальчик воодушевил ребят на поиски портрета, он серьезный и важный, любит читать, его каша по-аргентински наверняка была бы вкусной, но девчонки всему помеха. (Витя Большой)

- Её сравнивают с гордой красавицей. Она хрупкая, С огромными задумчивыми глазами и большим капроновым бантом на затылке. (Галя)

- Этот юркий, с облупившимся носом, костлявый, самый маленький турист. Очень любит задавать невероятные вопросы, но к счастью не требует на них ответа… (Перец)

- Об этих парнях нельзя говорить отдельно, они самые ловкие самые быстроногие, черноволосые и черноглазые… (Женя и Гена)

5. Конкурс “ Я изыскатель”.

На столе лежат разные предметы.

(1 команда: спички, ложка, компас и т.д.)

(2 команда: чайник, фотоаппарат, нитки, карта, бинты, половник)

1 команда должна взять предметы, которые нужно взять в поход. 2 команда, только те предметы, которые бы взяли наши герои.

6. ФКМ.

На полу разложены массажеры. Каждая команда должна пройтись по “бревну” и не упасть в “реку”.

7. Автор повести и рассказчик.

Книга “Сорок изыскателей” - первая повесть писателя. В интереснейший поход по Владимировской области отправился С.Голицын с ребятами из интерната за берестяными рукописями. И появилась повесть “За березовыми книгами”… (Продолжает рассказывать биографию ученица)

8. Обсуждение “Записной книжки туриста”.

1 команда зачитывает то, что написали дома.

2 команда - читает то, что можно дополнить из своего опыта.

“Секреты-советы”:

1. Как из раковин смастерить ложки.

2. Как запечь рыбу.

3. Нельзя во время грозы стоять под деревом и т.д.

9. Беседа по итогам самостоятельного чтения. Язык чтения.

- Гроза является серьезным испытанием для юных изыскателей. Найдите предложение, которое предвещает что-то недоброе. Почему возникает это ощущение? (Гл. 6, с.41, последний абзац)

- Прочитайте описание грозы.

- Во время чтения мы слышим раскаты грома, чувствуем тревогу природы и страх людей.

Как удалось это рассказчику? (Гром ударил так оглушительно… С.42)

10. Подведение итогов.

- Мы прочитали начало повести,

Хочется ли читать дальше? (Хочется раскрыть тайну картины)

- Можно ли предположить как закончится повесть? (Показ книги С.Голицына “Сорок изыскателей”)

11. Выставление оценок.

Д/з. Закончить оформление “Записной книжки туриста”.