Нарушение осанки и как с этим бороться

Разделы: Работа с родителями


Нередко на приёме у хирурга во время осмотра детей родители слышат: “Круглая спина (или кифотическая осанка), плоская, кругловогнутая, асимметричная или сколиотическая осанка…” Страшновато звучит? Это всего лишь медицинские термины, обозначающие те или иные нарушения осанки. Формируются они в раннем возрасте: в ясельном – у 2%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребёнка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти и составляет примерно 67% школьников.

Любые нарушения осанки – признаки неблагополучия в детском организме, но это не заболевание, а изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов. Нарушения осанки постепенно приводят к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшениям рессорной функции позвоночника, что негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную. Нарушение осанки сопутствует возникновению хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребёнка.

Почему у Вашего ребёнка неправильная осанка? Потому что Вы вовремя не помогли ему сформировать правильную: мышцы остались слабыми, нетренированными. А может его кровать слишком мягкая? Парта или письменный стол неудобны, а стул высоковат? Часами приходится сидеть за уроками? Вас тревожит, что Ваш ребёнок часто жалуется на головную боль и быстро устаёт? Приглядитесь, как он стоит, ходит, сидит. И если сутулится, горбится, втягивает голову в плечи, низко склоняется или лежит на парте, вполне возможно, что причина его недомоганий именно в этом.

Профилактика нарушения осанки – длительный процесс, требующий от ребёнка и родителей осознанного отношения и активного участия.

Осанка – это привычное положение тела непринуждённо стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).

Ребёнку необходимо многократно и на доступном уровне объяснять и показывать, что такое правильная осанка и как её поддерживать. В первые дни жизни ребёнка большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, выполняющие массаж и физические упражнения. У дошкольников, посещающих детские дошкольные учреждения, профилактика нарушений осанки осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях. У школьников – на уроках физкультуры.

Необходимо осознавать и детям, и родителям, что осуществлять контроль за сохранением правильной осанки нужно и в повседневной жизни, в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Для начала попросите ребёнка встать, плотно прижавшись к стене без плинтуса, двери или шкафу. Должно быть 5 точек соприкосновения со стеной: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки. Руки свободно опущены, плечи на одном уровне, развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены в коленных суставах. Представьте, что какой-то гигант держит Вас за волосы и почти отрывает от земли. Попросите ребёнка постоять немного, сохраняя позу правильной осанки, пусть ощутит правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая мышечное чувство, которое при постоянном повторении передаётся и закрепляется в центральной нервной системе – за счёт импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Выполняйте это упражнение как можно чаще в течение дня. Как только ребёнок сможет удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, тогда, сохраняя ту же осанку, пусть идёт вперёд. Полезно всё это делать перед зеркалом.

В формировании правильной осанки большое значение имеет рациональная организация рабочего места. Сидеть надо так же правильно, как и стоять. Стул должен соответствовать росту ребёнка. Ноги опираются на пол, т.к. при отсутствии опоры вес тела давит на позвоночник, что приводит к перегрузке его и к сутулости. Низкий стул, не соответствующий росту ребёнка, приводит к кифозу (увеличению выпуклости в нижнем грудном отделе), т.к. колени находятся выше таза. Сидя на низком стуле ребёнок часто подкладывает под себя стопы согнутой ноги – это приводит к перекосу таза и сколиозу. Если высота стула подобрана правильно, то в положении сидя бедро и голень образуют угол, равный 90°. Спинка стула должна быть такой высоты, чтобы её верхний край достигал лопаток, а сама спинка была плоской по отношению к спине. Глубина сидения не должна превышать 3/4 длины бедра. Если край стула упирается в подколенные ямки, то это приводит к ухудшению кровообращения ног.

Важно и за каким письменным столом занимается Ваш ребёнок. Высота стола по отношению к телу сидящего – это уровень диафрагмы. Локти опираются на стол, т.к. это разгружает позвоночник. Высота столешницы должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. Во время письменных занятий край стула должен заходить за край стола на 4-5 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Нижний угол листа, на котором пишет ученик, должен соответствовать середине груди. Не кладите нога на ногу! Это вызывает боль в нижней части позвоночника. Не плюхайтесь на стол со всего маху! Этим каждый раз наносится резкий удар по позвонкам. Садясь на стул, опускайте тело легко и мягко, голова должна быть направлена вперёд и вверх, позвоночник выпрямлен. Вес тела приходится только на ступни, лодыжки и бёдра – эти мощные упругие рычаги должны мягко опускать тело на стул.

Спать ребёнок должен на твёрдой и ровной постели. Длина кровати должна быть больше роста ребёнка на 20-25 см, чтобы можно было вытянуть ноги. Подушка не должна быть высокой и очень мягкой.

Основой лечения нарушений осанки является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребёнка, составленного с учётом вида нарушений осанки и возраста ребёнка.

Детям подготовительных групп и младшего школьного возраста целесообразно дать описание правильной осанки на основе образов героев сказок, рассказывая о том, как в свитах принцев и принцесс среди учителей и гувернёров всегда был человек, который обучал будущих монархов держаться истинно по-королевски. “Ваше величество! Держите спину! - неустанно повторяли им. - Подданные должны узнавать повелителя не по одежде и короне, а по осанке”.

Предложите маленьким детям понаблюдать за поведением кошки или собаки. Кошки выгибают спину, растягивая позвонки. Собака опускает переднюю часть своего тела, вытягивает передние лапы далеко вперёд или извивается всем телом и крутит головой. У животных постоянной тренировкой позвоночника являются естественные упражнения – повседневные движения.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

(по Т.А. Фонарёвой, 1980)

  1. Принять правильную осанку, стоя у стены. При этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.
  2. Принять правильную осанку, отойти от стены на 2 шага, сохраняя это положение.
  3. Принять правильную осанку, стоя у стены. Сесть, медленно скользя по стене, разводя колени врозь. Встать, скользя по стене.
  4. Принять правильную осанку у стены, сделать 2 шага вперёд, присесть, встать.
  5. Принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперёд, расслабить последовательно мышцы шеи, пояса верхних конечностей, рук и туловища. Принять правильную осанку.
  6. Ходьба по кругу с прямой спиной.
  7. Разновидности ходьбы: на носках, пятках, внешней стороне стопы. Следует исключить ходьбу на внутреннем крае стопы, т.к. она провоцирует развитие плоскостопия!
  8. Ходьба с книгой или мешочком с песком на голове с сохранением правильной осанки.
  9. Остановиться перед зеркалом и проверить правильную осанку.
  10. Ходьба с сохранением правильной осанки и одновременным выполнением различных движений, например –
  • Исходное положение (и.п.) руки к плечам, локти в стороны. Отвести локти и плечи назад, а затем ввернутся в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
  • И.п. – то же. Круговые движения назад – 8-10 раз.
  • Ходьба в полуприседе, руки на поясе.
  • Ходьба с высоким подниманием коленей.
  • Перекаты с пятки на носок.
  • Лёгкий бег, кратковременный, в различном темпе и различных направлениях (“змейкой”, спиной вперёд, приставными шагами левым и правым боком). Через 4-5 упражнений обязательно включать дыхательные упражнения. Вдох делаем носом, и шумный выдох ртом (3-4 раза).

Общеразвивающие упражнения

Для мышц шеи: повороты головы влево, вправо; поднять голову вверх – опустить; круговые движения головой.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

 Для мышц брюшного пресса:

Исходное положение Содержание упражнения Дозировка Методические указания
Лежа на спине, руки опущены вдоль туловища. 1 – левую ногу поднять вверх.

2 – правую ногу поднять вверх.

3 – левую ногу опустить в и.п.

4 – правую ногу опустить в и.п.

6-8 раз Ноги прямые, поднимать до угла 45 градусов.
“Велосипед” 20 раз Поясницу не поднимать, а прижать к полу.
“Пистолет”:

Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах.

20 раз Поясницу не поднимать, а прижать к полу.
Лежа на спине, руки вверху. Дыхательное упражнение “Пружина”:

Руками и макушкой головы тянемся вверх, а стопами в противоположном направлении.

4 раза Вдох через нос, выдох через рот.
Лежа на спине, руки опущены вдоль туловища. Ноги работают как при плавании на спине, под углом 45 градусов. 20 раз Ноги прямые.
Лежа на спине, руки за головой. Одновременно поднять туловище и согнуть ногу в коленном суставе. Левый локоть достаёт правое колено. Затем наоборот. 10-15 раз  
Лежа на спине, руки за головой. 1 – колени подтянуть к груди.

2 – ноги выпрямить под углом 45 градусов.

3=1

4=2

20 раз  
Лежа на спине, руки опущены вдоль туловища. “Ножницы”:

Поднимать и скрещивать прямые ноги, под углом 45 градусов.

20 раз Ноги прямые.
Лежа на спине, руки вверху. “Пружина” 4 раза Вдох через нос, выдох через рот.

Для мышц спины:

Исходное положение Содержание упражнения Дозировка Методические указания
Лежа на животе, руки вытянуты вперед. “Лодочка”:

Поднять руки, голову, плечи, ноги. Держать это положение в течение 10-20 сек.

3-4 раза Голову не запрокидывать, она должна находиться между рук.
Лежа на животе, руки под подбородком. “Брасс”:

Приподнять голову, руки, плечи. Имитация руками плавания брассом.

20-30 раз Ноги не поднимать, голову не запрокидывать.
Руки за головой, пальцы “в замок”. Поднять голову, руки и плечи и качаться в воздухе, не касаясь пола. 20-30 раз Локти в стороны, лопатки соединить.
Лежа на спине, руки впереди. “Пружина” 4 раза Вдох через нос, выдох через рот.
Руки под подбородком или лоб на кисти рук. 1 – поднять две ноги вверх.

2 – развести ноги в стороны.

3 – свести ноги вместе.

4 – опустить ноги на пол.

8-10 раз Ноги прямые.
Лежа на животе, руки в стороны, пальцы сжать в кулак, большой палец отвести в потолок и чуть назад. Приподнять голову, плечи, грудь, руки и выполнять круговые движения назад. 10-30 раз Руки прямые.
Лежа на животе, руки вперед. “Торпеда”:

Подняться в “Лодочку” и работать ногами как при плавании под водой.

20-30 раз Голову вверх не запрокидывать.
Лежа на животе, руки под подбородком или лоб на кисти рук. Поднять обе прямые ноги и удерживать их 8-10 сек. 6-8 раз  
Лежа на спине, руки впереди. “Пружина” 4 раза Вдох через нос, выдох через рот.

Следующие упражнения можно выполнять в парах, лежа на животе друг против друга. Мяч в согнутых руках перед собой:

  • Перекатывание мяча партнёру.
  • Бросок мяча партнёру с сохранением приподнятого положения головы и плеч.
  • Бросок мяча партнёру из-за головы двумя руками с сохранением приподнятого положения головы, плеч и рук.

В заключительной части занятия применяются упражнения для расслабления мышц, медленная ходьба с сохранением правильной осанки, выполняются дыхательные упражнения.

Продолжительность занятий зависит от уровня физического развития и функционального состояния ребёнка, его возраста.

Литература

С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др. Лечебная физическая культура. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009.