Нередко на приёме у хирурга во время осмотра детей родители слышат: “Круглая спина (или кифотическая осанка), плоская, кругловогнутая, асимметричная или сколиотическая осанка…” Страшновато звучит? Это всего лишь медицинские термины, обозначающие те или иные нарушения осанки. Формируются они в раннем возрасте: в ясельном – у 2%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребёнка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти и составляет примерно 67% школьников.
Любые нарушения осанки – признаки неблагополучия в детском организме, но это не заболевание, а изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов. Нарушения осанки постепенно приводят к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшениям рессорной функции позвоночника, что негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную. Нарушение осанки сопутствует возникновению хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребёнка.
Почему у Вашего ребёнка неправильная осанка? Потому что Вы вовремя не помогли ему сформировать правильную: мышцы остались слабыми, нетренированными. А может его кровать слишком мягкая? Парта или письменный стол неудобны, а стул высоковат? Часами приходится сидеть за уроками? Вас тревожит, что Ваш ребёнок часто жалуется на головную боль и быстро устаёт? Приглядитесь, как он стоит, ходит, сидит. И если сутулится, горбится, втягивает голову в плечи, низко склоняется или лежит на парте, вполне возможно, что причина его недомоганий именно в этом.
Профилактика нарушения осанки – длительный процесс, требующий от ребёнка и родителей осознанного отношения и активного участия.
Осанка – это привычное положение тела непринуждённо стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).
Ребёнку необходимо многократно и на доступном уровне объяснять и показывать, что такое правильная осанка и как её поддерживать. В первые дни жизни ребёнка большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, выполняющие массаж и физические упражнения. У дошкольников, посещающих детские дошкольные учреждения, профилактика нарушений осанки осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях. У школьников – на уроках физкультуры.
Необходимо осознавать и детям, и родителям, что осуществлять контроль за сохранением правильной осанки нужно и в повседневной жизни, в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
Для начала попросите ребёнка встать, плотно прижавшись к стене без плинтуса, двери или шкафу. Должно быть 5 точек соприкосновения со стеной: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки. Руки свободно опущены, плечи на одном уровне, развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены в коленных суставах. Представьте, что какой-то гигант держит Вас за волосы и почти отрывает от земли. Попросите ребёнка постоять немного, сохраняя позу правильной осанки, пусть ощутит правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая мышечное чувство, которое при постоянном повторении передаётся и закрепляется в центральной нервной системе – за счёт импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Выполняйте это упражнение как можно чаще в течение дня. Как только ребёнок сможет удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, тогда, сохраняя ту же осанку, пусть идёт вперёд. Полезно всё это делать перед зеркалом.
В формировании правильной осанки большое значение имеет рациональная организация рабочего места. Сидеть надо так же правильно, как и стоять. Стул должен соответствовать росту ребёнка. Ноги опираются на пол, т.к. при отсутствии опоры вес тела давит на позвоночник, что приводит к перегрузке его и к сутулости. Низкий стул, не соответствующий росту ребёнка, приводит к кифозу (увеличению выпуклости в нижнем грудном отделе), т.к. колени находятся выше таза. Сидя на низком стуле ребёнок часто подкладывает под себя стопы согнутой ноги – это приводит к перекосу таза и сколиозу. Если высота стула подобрана правильно, то в положении сидя бедро и голень образуют угол, равный 90°. Спинка стула должна быть такой высоты, чтобы её верхний край достигал лопаток, а сама спинка была плоской по отношению к спине. Глубина сидения не должна превышать 3/4 длины бедра. Если край стула упирается в подколенные ямки, то это приводит к ухудшению кровообращения ног.
Важно и за каким письменным столом занимается Ваш ребёнок. Высота стола по отношению к телу сидящего – это уровень диафрагмы. Локти опираются на стол, т.к. это разгружает позвоночник. Высота столешницы должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. Во время письменных занятий край стула должен заходить за край стола на 4-5 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Нижний угол листа, на котором пишет ученик, должен соответствовать середине груди. Не кладите нога на ногу! Это вызывает боль в нижней части позвоночника. Не плюхайтесь на стол со всего маху! Этим каждый раз наносится резкий удар по позвонкам. Садясь на стул, опускайте тело легко и мягко, голова должна быть направлена вперёд и вверх, позвоночник выпрямлен. Вес тела приходится только на ступни, лодыжки и бёдра – эти мощные упругие рычаги должны мягко опускать тело на стул.
Спать ребёнок должен на твёрдой и ровной постели. Длина кровати должна быть больше роста ребёнка на 20-25 см, чтобы можно было вытянуть ноги. Подушка не должна быть высокой и очень мягкой.
Основой лечения нарушений осанки является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребёнка, составленного с учётом вида нарушений осанки и возраста ребёнка.
Детям подготовительных групп и младшего школьного возраста целесообразно дать описание правильной осанки на основе образов героев сказок, рассказывая о том, как в свитах принцев и принцесс среди учителей и гувернёров всегда был человек, который обучал будущих монархов держаться истинно по-королевски. “Ваше величество! Держите спину! - неустанно повторяли им. - Подданные должны узнавать повелителя не по одежде и короне, а по осанке”.
Предложите маленьким детям понаблюдать за поведением кошки или собаки. Кошки выгибают спину, растягивая позвонки. Собака опускает переднюю часть своего тела, вытягивает передние лапы далеко вперёд или извивается всем телом и крутит головой. У животных постоянной тренировкой позвоночника являются естественные упражнения – повседневные движения.
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки
(по Т.А. Фонарёвой, 1980)
- Принять правильную осанку, стоя у стены. При этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.
- Принять правильную осанку, отойти от стены на 2 шага, сохраняя это положение.
- Принять правильную осанку, стоя у стены. Сесть, медленно скользя по стене, разводя колени врозь. Встать, скользя по стене.
- Принять правильную осанку у стены, сделать 2 шага вперёд, присесть, встать.
- Принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперёд, расслабить последовательно мышцы шеи, пояса верхних конечностей, рук и туловища. Принять правильную осанку.
- Ходьба по кругу с прямой спиной.
- Разновидности ходьбы: на носках, пятках, внешней стороне стопы. Следует исключить ходьбу на внутреннем крае стопы, т.к. она провоцирует развитие плоскостопия!
- Ходьба с книгой или мешочком с песком на голове с сохранением правильной осанки.
- Остановиться перед зеркалом и проверить правильную осанку.
- Ходьба с сохранением правильной осанки и одновременным выполнением различных движений, например –
- Исходное положение (и.п.) руки к плечам, локти в стороны. Отвести локти и плечи назад, а затем ввернутся в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
- И.п. – то же. Круговые движения назад – 8-10 раз.
- Ходьба в полуприседе, руки на поясе.
- Ходьба с высоким подниманием коленей.
- Перекаты с пятки на носок.
- Лёгкий бег, кратковременный, в различном темпе и различных направлениях (“змейкой”, спиной вперёд, приставными шагами левым и правым боком). Через 4-5 упражнений обязательно включать дыхательные упражнения. Вдох делаем носом, и шумный выдох ртом (3-4 раза).
Общеразвивающие упражнения
Для мышц шеи: повороты головы влево, вправо; поднять голову вверх – опустить; круговые движения головой.
Упражнения для укрепления мышечного корсета
Для мышц брюшного пресса:
Исходное положение | Содержание упражнения | Дозировка | Методические указания |
Лежа на спине, руки опущены вдоль туловища. | 1 – левую ногу поднять вверх. 2 – правую ногу поднять вверх. 3 – левую ногу опустить в и.п. 4 – правую ногу опустить в и.п. |
6-8 раз | Ноги прямые, поднимать до угла 45 градусов. |
“Велосипед” | 20 раз | Поясницу не поднимать, а прижать к полу. | |
“Пистолет”: Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. |
20 раз | Поясницу не поднимать, а прижать к полу. | |
Лежа на спине, руки вверху. | Дыхательное упражнение
“Пружина”: Руками и макушкой головы тянемся вверх, а стопами в противоположном направлении. |
4 раза | Вдох через нос, выдох через рот. |
Лежа на спине, руки опущены вдоль туловища. | Ноги работают как при плавании на спине, под углом 45 градусов. | 20 раз | Ноги прямые. |
Лежа на спине, руки за головой. | Одновременно поднять туловище и согнуть ногу в коленном суставе. Левый локоть достаёт правое колено. Затем наоборот. | 10-15 раз | |
Лежа на спине, руки за головой. | 1 – колени подтянуть к груди. 2 – ноги выпрямить под углом 45 градусов. 3=1 4=2 |
20 раз | |
Лежа на спине, руки опущены вдоль туловища. | “Ножницы”: Поднимать и скрещивать прямые ноги, под углом 45 градусов. |
20 раз | Ноги прямые. |
Лежа на спине, руки вверху. | “Пружина” | 4 раза | Вдох через нос, выдох через рот. |
Для мышц спины:
Исходное положение | Содержание упражнения | Дозировка | Методические указания |
Лежа на животе, руки вытянуты вперед. | “Лодочка”: Поднять руки, голову, плечи, ноги. Держать это положение в течение 10-20 сек. |
3-4 раза | Голову не запрокидывать, она должна находиться между рук. |
Лежа на животе, руки под подбородком. | “Брасс”: Приподнять голову, руки, плечи. Имитация руками плавания брассом. |
20-30 раз | Ноги не поднимать, голову не запрокидывать. |
Руки за головой, пальцы “в замок”. | Поднять голову, руки и плечи и качаться в воздухе, не касаясь пола. | 20-30 раз | Локти в стороны, лопатки соединить. |
Лежа на спине, руки впереди. | “Пружина” | 4 раза | Вдох через нос, выдох через рот. |
Руки под подбородком или лоб на кисти рук. | 1 – поднять две ноги вверх. 2 – развести ноги в стороны. 3 – свести ноги вместе. 4 – опустить ноги на пол. |
8-10 раз | Ноги прямые. |
Лежа на животе, руки в стороны, пальцы сжать в кулак, большой палец отвести в потолок и чуть назад. | Приподнять голову, плечи, грудь, руки и выполнять круговые движения назад. | 10-30 раз | Руки прямые. |
Лежа на животе, руки вперед. | “Торпеда”: Подняться в “Лодочку” и работать ногами как при плавании под водой. |
20-30 раз | Голову вверх не запрокидывать. |
Лежа на животе, руки под подбородком или лоб на кисти рук. | Поднять обе прямые ноги и удерживать их 8-10 сек. | 6-8 раз | |
Лежа на спине, руки впереди. | “Пружина” | 4 раза | Вдох через нос, выдох через рот. |
Следующие упражнения можно выполнять в парах, лежа на животе друг против друга. Мяч в согнутых руках перед собой:
- Перекатывание мяча партнёру.
- Бросок мяча партнёру с сохранением приподнятого положения головы и плеч.
- Бросок мяча партнёру из-за головы двумя руками с сохранением приподнятого положения головы, плеч и рук.
В заключительной части занятия применяются упражнения для расслабления мышц, медленная ходьба с сохранением правильной осанки, выполняются дыхательные упражнения.
Продолжительность занятий зависит от уровня физического развития и функционального состояния ребёнка, его возраста.
Литература
С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др. Лечебная физическая культура. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009.