Познавательно-речевое занятие в старшей группе "Где же пятый океан"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Формировать представление детей о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами.
  2. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать.
  3. Упражнять в умении подбирать прилагательные и согласовывать их с существительным.
  4. Воспитывать любовь и интерес к природе.

Материал: Бутылочки для фитобара, карандаши, бумага, пакеты, лупы, трубочки, стаканы с водой.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! В нашем детском саду очень любят экспериментировать, проводить опыты. А вы любите экспериментировать?

Попробуйте вначале отгадать загадку.
Земля есть - пахать нельзя,
Луга есть - косить нельзя,
В реках, в море воды нет. (Глобус.)

Вот здесь у меня и спрятался глобус. Молодцы, отгадали правильно. А что же это такое — глобус? (Глобус - макет нашей планеты Земля, макет земного шара) Какого цвета на глобусе больше? (Синего)

Этой краски действительно на нем больше, чем зеленой, желтой или коричневой. Что принято обозначать на картах и на глобусе, синим цветом? (Синий цвет — вода)

Вы знаете названия каких-нибудь океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический)

Сколько океанов омывает сушу? (Четыре)

Кто живет в океане? (Рыбы, киты, дельфины)

Скажите, а где живут люди? (На земле, иначе - на суше)

А я хочу сегодня раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана - пятого океана. Вы со мной согласны? Давайте проверим, правда это, или нет.

Посмотрите, что это у меня? (Пакет)

Есть в нем что-нибудь? (Нет)

Набираю в него воздух и закручиваю открытый конец так, чтобы пакет стал упругим.

Так что же в пакете? (Воздух)

Приятно иметь дело со знающими людьми. Именно так и называется пятый океан, в котором мы с вами живем. Воздушный океан. Проверим? (Да)

У вас у всех есть пакеты, сделайте это сами. А можно подумать, что пакет пустой? Почему? (Воздух прозрачный, невидимый)

А какой еще бывает воздух? Как о нем можно сказать? (Свежий, морозный, горячий, холодный)

Поиграем? Поймайте воздух ладошками. (Он везде, но невидим, поймать его нельзя)

Ладошками поймать воздух не получилось, но его можно набрать в какой-то предмет, например, в воздушный шарик. Возьмите шарик и надуйте его. А теперь выпустите из шарика воздух себе на ладошку. Почувствовали его? Поймать ладошкой не смогли, но смогли ладошкой почувствовать воздух.

Посмотрите, что это такое лежит у вас на столах? (Трубочки, у них есть отверстия)

Для чего они нужны? (Сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают)

- Подуйте в трубочку на свою ладошку. Что вы почувствовали? (Ветерок)

Откуда он появился? (Выдохнули воздух)

Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Давайте все вместе попробуем. Что вы увидели в воде? (Пузырьки)

Откуда они появились? (Это из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через водичку вверх)

Молодцы, а теперь все это положите, и ответьте мне, пожалуйста, что такое быстро движение воздуха? (Ветер)

Верно. А сейчас я превращаю вас в ветры. С места поднимайтесь, в ветры превращайтесь.

Физкульт минутка.

Ветра в комнате не было и все здесь остановилось, замерло. А если вы, ветры, подуете, то все здесь оживет и начнет двигаться. (Кораблики, лебеди, шарики, мельница, метель)

- Ветер стих, все остановилось и мы с вами тоже садимся на стульчики.

- Давайте проведем с вами еще один эксперимент. Вот у меня два листа бумаги, один я держу горизонтально, другой вертикально. (Показываю как)

- Если одновременно выпустить их из рук, то какой быстрее упадет? Давайте проверим. (Проводится опыт)

- Почему первый падает медленно, что его задерживает? (Воздух давит на него снизу)

- Почему второй лист падает быстрее? (Он падает ребром, воздуха под ним меньше)

- Мы с вами уже выяснили, что вокруг нас воздух, и он давит на все предметы - это атмосферное давление.

- Ребята, вот мы сегодня с вами говорим о воздухе, а что же это такое? (Это то, чем дышат люди, растения и животные)

- Нам с вами тоже нужен воздух? (Да)

- Зачем? (Чтобы дышать)

- А с помощью чего мы дышим? (С помощью носа, рта)

- Давайте проверим, сможем ли мы обойтись без воздуха? Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. (Дышать трудно, можно задохнуться без воздуха)

- А с помощью чего дышат животные?

- А как дышат растения? У них носы есть? (Нет)

- Давайте с вами рассмотрим нижнюю сторону листочка растения через лупу. В листочках можно разглядеть очень маленькие отверстия, через которые они и дышат.

Давайте нарисуем то, что вы увидели.

- А теперь давайте пройдем в фитобар. Откройте аккуратно бутылочки. Что вы почувствовали? Какие запахи? (Пахнет лимоном, апельсином, луком, чесноком.)

- Запах чеснока смешался с воздухом. Чем пахнет воздух? (Чесноком.)

- Каким стал запах? (Чесночным.)

- Он полезный, им хорошо дышать для профилактики при гриппе.

- Вот мы с вами открыли сейчас бутылочку и обнаружили воздух, а где еще он может прятаться?

- Давайте нарисуем эти предметы. (Дети рисуют воздушные шары, мячи и др.)

- С каким океаном мы с вами сегодня познакомились? (С воздушным)

- Вы, мне все очень понравились. Вы были добрыми, послушными ветерками. Что начало двигаться при появлении ветра?

Все внимательно рассматривали воздух и листочки, красиво рисовали. А чтобы вы и дальше могли играть с воздухом, находить его, я дарю вам вот такие подарки (набор для мыльных пузырей). Теперь вы сможете пускать мыльные пузыри. До свидания.