Цели: развитие логического и пространственного мышления; формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать; отработка правил перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и выполнение операций сложения и вычитания в позиционных системах счисления.
ЛОТО “СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ”
Правила игры: на доске записаны 32 задания. Учащиеся получают карточку с числами в различных системах счисления. Они должны выполнить все задания и в своей карточке закрыть (зачеркнуть) те числа, которые у них есть. Но одно число не закроется – это контрольное число, по которому учитель проверяет выполнение работы.
Задания.
- 101102=х (22)
- 12=х3 (1103)
- 11=х4 (234)
- 2137=х (108)
- 29=х8 (358)
- 2453=х (35)
- 15=х2 (11112)
- 15=х3 (1203)
- 26=х6 (426)
- 66=х8 (1028)
- 2379=х (196)
- 41=х6 (1056)
- 1258=х (85)
- 16=х4 (1004)
- 110112=х (27)
- 29=х2 (111012)
- 52=х6 (1246)
- 2045=х (54)
- 21=х2 (101012)
- 27=х5 (1025)
- 85=х9 (1049)
- 1314=х (29)
- 25=х7 (347)
- 25=х2 (110012)
- 19=х3 (2013)
- 15=х5 (305)
- 55=х7 (1067)
- 10214=х (73)
- 39=х5 (1245)
- 35=х9 (389)
- 11=х2 (10112)
- 37=х7 (527)
Контрольные числа: 110012, 1203, 305, 1056, 527, 54.
Карточки (Приложение)
ДОМИНО “СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ” (Приложение)
РИСУЕМ ПО КООРДИНАТАМ
Задание 1.
Отметить и последовательно соединить на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в двоичной системе счисления.
1 (1102, 10112) 2 (10002, 10002) 3 (1102, 1012) 4 (10112, 10002) 5 (1102, 10112) 6 (1102, 1012) 7 (11012, 1012) 8 (10102,102) 9 (112, 102) 10 (12, 1012) 11 (1102, 1012) |
Ответ: 1 (6; 11) 2 (8; 8) 3 (6;5) 4 (11; 8) 5 (6; 11) 6 (6; 5) 7 (13; 5) 8 (10; 2) 9 (3; 2) 10 (1; 5) 11 (6; 5) |
Задание 2.
Отметить и последовательно соединить на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в двоичной системе счисления.
1 (102, 12) 2 (102, 1112) 3 (12, 1112) 4 (1012, 10112) 5 (1112, 10012) 6 (1112, 10102) 7 (10002, 10102) 8 (10002,10002) 9 (10012, 1112) 10 (10002, 1112) 11 (10002, 12) 12 (102,12) 13 (1002, 112) 14 (1102, 112) 15 (1102, 1012) 16 (1002, 1012) 17 (1002, 112) |
Ответ: 1 (2;1) 2 (2; 7) 3 (1;7) 4 (5; 11) 5 (7; 9) 6 (7; 10) 7 (8; 10) 8 (8; 8) 9 (9; 7) 10 (8; 7) 11 (8; 1) 12 (2; 1) 13 (4; 3) 14 (6; 3) 15 (6; 5) 16 (4; 5) 17 (4; 3) |
Задание 3.
Отметить и последовательно соединить на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в троичной системе счисления.
1 (123, 1113) 2 (203, 1023) 3 (203, 1003) 4 (223, 223) 5 (223, 113) 6 (203, 213) 7 (203, 103) 8 (213,13) 9 (123, 23) 10 (103, 13) 11 (113, 103) 12 (113,213) 13 (23, 113) 14 (23, 223) 15 (113, 1003) 16 (113, 1023) 17 (123, 1113) |
Ответ: 1 (5;13) 2 (6; 11) 3 (6; 9) 4 (8; 8) 5 (8; 4) 6 (6; 7) 7 (6; 3) 8 (7; 1) 9 (5; 2) 10 (3; 1) 11 (4; 3) 12 (4; 7) 13 (2; 4) 14 (2; 8) 15 (4; 9) 16 (4; 11) 17 (5; 13) |