Цели урока.
Обучающая:
- дать понятия синтаксис и пунктуация;
- закрепить знания постановки знаков препинания в конце предложения;
- закрепить навык нахождения однородных членов в предложении;
- повторение изученных орфограмм (безударная проверяемая гласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне слова);
- повторение стилей речи, понятий тема текста, идея текста.
Развивающая:
- развитие абстрактного мышления (группы знаков препинания; деление текста на предложения);
- этимологический анализ слов, формирование навыка выразительного чтения;
- развитие орфографической зоркости (проверка словарного диктанта).
Воспитывающая:
- умение коллективно работать, слушать ответы одноклассников;
- нравственная оценка (казнить, нельзя помиловать – казнить нельзя, помиловать);
- любовь к родной природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания не проводится, т.к. на предыдущем уроке был проведён контрольный диктант по теме “Повторение изученного в I–IV классах”.
III. Словарный диктант, закрепление изученного (в словарный диктант включены слова из контрольного диктанта). 1 ученик у доски.
Объединить, землетрясение, из-за туч, фотоаппарат, искусство, орфограмма, посетитель, теннис, территория, туманный, блеснуть, аллея, гербарий, спартакиада, искусный, монолог, спортсмен, диалог, парашют, коллекция.
- Какие из слов мы можем объяснить, проверить, а какие слова нужно запомнить?
IV. Объяснение нового материала.
- Тема нашего сегодняшнего урока – синтаксис и пунктуация. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этими науками, выясним важность их изучения.
На доске запись в два столбика:
Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть. | Над глухой степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут. |
- Есть ли смысл в том, что записано в 1-м столбике? Что мы представляем, когда произносим эти слова?
- Есть ли смысл в том, что записано во 2-м столбике?
- В чём разница между записанным в 1-м и 2-м столбиках?
Вывод: если слово называет предмет, его действие, признак, то предложение говорит о том, что происходит с предметом, какое действие с ним совершается, как в предложении между словами устанавливается определённый смысл.
- Как установить смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложениях изучает раздел науки о языке – СИНТАКСИС.
Запись на доске.
Синтаксис (греч. – составление, построение) – наука о строении словосочетаний и предложений.
- Правильно понять смысл написанного часто помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает ПУНКТУАЦИЯ.
Запись на доске.
Пунктуация – наука о правилах постановки знаков препинания.
Рассказ учителя “О том, как всё зависело от запятой”.
- Уже много веков рассказывают небольшую быль-небылицу о том, как от одной запятой зависела жизнь человека.
Новый повелитель на смертном приговоре какому-то человеку написал окончательное решение, но забыл – или не знал как – поставить запятую: казнить нельзя помиловать.
Как же понять это решение: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить? Полную ясность внесла бы запятая: казнить нельзя, помиловать. – Казнить, нельзя помиловать. Так жизнь человека оказалась зависимой от запятой.
- Какую мысль доказывает автор этого текста? Где бы вы поставили запятую?
Запись предложений в тетрадь. В зависимости от интонации учителя, учащиеся ставят запятую.
ЗАПЯТАЯ – от глагола запять – “задержать” (этимологический словарь).
Вывод: чтобы правильно уметь формулировать свои мысли и грамотно их излагать на письме, нужно изучать синтаксис и пунктуацию.
Чтения стихотворения С. Я. Маршака “Знаки препинания” (заранее подготовленными учащимися по ролям).
Чтец.
У последней точки,
На последней строчке,
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Восклицательный знак (вбегая).
– Ура!
– Долой!
– Караул!
– Разбой!
Чтец.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Вопросительный знак.
– Кто?
– Кого?
– Откуда?
– Как?
Чтец.
Явились запятые,
Девицы завитые.
(Входят запятые.)
Чтец.
Живут они в диктовке,
На каждой остановке.
Запятые.
Мы особые запятые,
Не обходятся без нас,
Ни диктовка, ни рассказ.
Точка с запятой.
Если нет над вами точки
Запятая – знак пустой.
Чтец.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
(Показываются двоеточие и многоточие.)
Двоеточие.
Нет, постой!
Я важней, чем запятая,
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Многоточие.
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Чтец. Вопросительный знак удивился.
Вопросительный знак. То есть как?
Чтец. Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный знак. То есть как!
Чтец:
И сказала точка,
Точка-одиночка
Точка:
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
- Кто, по-вашему, прав в споре знаков препинания? О каких знаках препинания шла речь в этом стихотворении? Какие из этих знаков ставятся в конце предложения?
V. Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения.
Комментированное письмо.
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Откуда он? Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Наши поэты и художники прославляют красоту родной реки в удивительных, сказках, песнях, картинах.
- Докажите, что это текст. Стиль текста?
- Тема текста?
- Идея текста?
Задание. Закончить текст восклицательным предложением.
Во время комментированного письма 3-4 ученика делают индивидуальное задание по карточкам.
Задание: установить границы предложений, списать, ставя знаки в конце предложения: точку, вопросительный или восклицательный знак.
Между ств…лов веток промелькнула белка куда она скрылась где её домик кругом стоит т…шина хорошо осенью в л…су но что это паучок уц…пился за хрустальную паутинку и л…тит куда он л…тит счастливого тебе путешествия ,паучок
- Какие знаки ставятся в конце предложения?
Запись на доске (знаки в конце предложения не проставлены).
1. О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..2. Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!3. Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.4. Под музыку осеннего дождя иду во тьме…
- В последнем предложении автор поставил многоточие. Как вы думаете, почему оно здесь уместно? (Автор размышляет, идя под дождём, его движение не закончено).
- Какое необычное сочетание слов вы услышали в этом отрывке? С какой целью оно употреблено?
Этот художественный приём называется метафора. Звук дождя похож на своеобразную музыку, поэтому автор и употребил такое сочетание в своём стихотворении.
Вывод: мы выражаем мысль не только с помощью слова, нам оказывают в этом помощь и знаки препинания.
VI. Контроль.
– Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?
VII. Домашнее задание.
Упражнение 127. Учитель объясняет выполнение упражнения.
VIII. Итоги урока.
Комментирование знаний, умений и навыков, полученных на уроке. Оценка работы класса и отдельных учащихся.