Синтаксис. Пунктуация. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока.

Обучающая:

  • дать понятия синтаксис и пунктуация;
  • закрепить знания постановки знаков препинания в конце предложения;
  • закрепить навык нахождения однородных членов в предложении;
  • повторение изученных орфограмм (безударная проверяемая гласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне слова);
  • повторение стилей речи, понятий тема текста, идея текста.

Развивающая:

  • развитие абстрактного мышления (группы знаков препинания; деление текста на предложения);
  • этимологический анализ слов, формирование навыка выразительного чтения;
  • развитие орфографической зоркости (проверка словарного диктанта).

Воспитывающая:

  • умение коллективно работать, слушать ответы одноклассников;
  • нравственная оценка (казнить, нельзя помиловать – казнить нельзя, помиловать);
  • любовь к родной природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания не проводится, т.к. на предыдущем уроке был проведён контрольный диктант по теме “Повторение изученного в I–IV классах”.

III. Словарный диктант, закрепление изученного (в словарный диктант включены слова из контрольного диктанта). 1 ученик у доски.

Объединить, землетрясение, из-за туч, фотоаппарат, искусство, орфограмма, посетитель, теннис, территория, туманный, блеснуть, аллея, гербарий, спартакиада, искусный, монолог, спортсмен, диалог, парашют, коллекция.

- Какие из слов мы можем объяснить, проверить, а какие слова нужно запомнить?

IV. Объяснение нового материала.

- Тема нашего сегодняшнего урока – синтаксис и пунктуация. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этими науками, выясним важность их изучения.

На доске запись в два столбика:

Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть. Над глухой степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут.

- Есть ли смысл в том, что записано в 1-м столбике? Что мы представляем, когда произносим эти слова?

- Есть ли смысл в том, что записано во 2-м столбике?

- В чём разница между записанным в 1-м и 2-м столбиках?

Вывод: если слово называет предмет, его действие, признак, то предложение говорит о том, что происходит с предметом, какое действие с ним совершается, как в предложении между словами устанавливается определённый смысл.

- Как установить смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложениях изучает раздел науки о языке – СИНТАКСИС.

 Запись на доске.

Синтаксис (греч. – составление, построение) – наука о строении словосочетаний и предложений.

- Правильно понять смысл написанного часто помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает ПУНКТУАЦИЯ.

Запись на доске.

Пунктуация – наука о правилах постановки знаков препинания.

Рассказ учителя “О том, как всё зависело от запятой”.

- Уже много веков рассказывают небольшую быль-небылицу о том, как от одной запятой зависела жизнь человека.

Новый повелитель на смертном приговоре какому-то человеку написал окончательное решение, но забыл – или не знал как – поставить запятую: казнить нельзя помиловать.

Как же понять это решение: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить? Полную ясность внесла бы запятая: казнить нельзя, помиловать. – Казнить, нельзя помиловать. Так жизнь человека оказалась зависимой от запятой.

- Какую мысль доказывает автор этого текста? Где бы вы поставили запятую?

Запись предложений в тетрадь. В зависимости от интонации учителя, учащиеся ставят запятую.

ЗАПЯТАЯ – от глагола запять – “задержать” (этимологический словарь).

Вывод: чтобы правильно уметь формулировать свои мысли и грамотно их излагать на письме, нужно изучать синтаксис и пунктуацию.

Чтения стихотворения С. Я. Маршака “Знаки препинания” (заранее подготовленными учащимися по ролям).

Чтец.

У последней точки,
На последней строчке,
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.

Восклицательный знак (вбегая).

– Ура!
– Долой!
– Караул!
– Разбой!

Чтец.

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.

Вопросительный знак.

– Кто?
– Кого?
– Откуда?
– Как?

Чтец.

Явились запятые,
Девицы завитые.

(Входят запятые.)

Чтец.

Живут они в диктовке, 
На каждой остановке.

Запятые.

Мы особые запятые, 
Не обходятся без нас, 
Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой.

Если нет над вами точки
Запятая – знак пустой.

Чтец.

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.

(Показываются двоеточие и многоточие.)

Двоеточие.

Нет, постой!
Я важней, чем запятая,
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

Многоточие.

Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие. 
Там, где нечего сказать, 
Ставят многоточие...

Чтец. Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак. То есть как?

Чтец. Восклицательный знак возмутился.

Восклицательный знак. То есть как!

Чтец:

И сказала точка, 
Точка-одиночка

Точка:

Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

- Кто, по-вашему, прав в споре знаков препинания? О каких знаках препинания шла речь в этом стихотворении? Какие из этих знаков ставятся в конце предложения?

V. Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения.

Комментированное письмо.

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Откуда он? Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Наши поэты и художники прославляют красоту родной реки в удивительных, сказках, песнях, картинах.

- Докажите, что это текст. Стиль текста?

- Тема текста?

- Идея текста?

Задание. Закончить текст восклицательным предложением.

Во время комментированного письма 3-4 ученика делают индивидуальное задание по карточкам.

Задание: установить границы предложений, списать, ставя знаки в конце предложения: точку, вопросительный или восклицательный знак.

Между ств…лов веток промелькнула белка куда она скрылась где её домик кругом стоит т…шина хорошо осенью в л…су но что это паучок уц…пился за хрустальную паутинку и л…тит куда он л…тит счастливого тебе путешествия ,паучок

- Какие знаки ставятся в конце предложения?

Запись на доске (знаки в конце предложения не проставлены).

1. О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..

2. Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!

3. Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

4. Под музыку осеннего дождя иду во тьме…

- В последнем предложении автор поставил многоточие. Как вы думаете, почему оно здесь уместно? (Автор размышляет, идя под дождём, его движение не закончено).

- Какое необычное сочетание слов вы услышали в этом отрывке? С какой целью оно употреблено?

Этот художественный приём называется метафора. Звук дождя похож на своеобразную музыку, поэтому автор и употребил такое сочетание в своём стихотворении.

Вывод: мы выражаем мысль не только с помощью слова, нам оказывают в этом помощь и знаки препинания.

VI. Контроль.

– Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

VII. Домашнее задание.

Упражнение 127. Учитель объясняет выполнение упражнения.

VIII. Итоги урока.

Комментирование знаний, умений и навыков, полученных на уроке. Оценка работы класса и отдельных учащихся.