Одной из актуальных проблем является проблема формирования навыков коммуникативной компетенции школьника в процессе урока. Современные методические пособия предлагают следующую модель ученика: “…окончивший школу должен владеть навыками грамотного, толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения”. По данным Эльконина, по данным современной психофизиологии и педагогической психологии речевое развитие этой высшей для человека формы абстрактного мышления, оперирующего осознанными языковыми формами и структурами, должно стать одной из главных задач начальной школы и среднего звена.
Основные программы, по которым ведется изучение в школе русского языка (программы и учебные комплексы Ладыженской, Разумовской М., Бабайцевой) предлагают освоить важнейшие понятия: речь, стили речи, типы речи, текст. Помимо этого авторы программ предлагают спланировать проведение определенного количества письменных работ (изложений и сочинений). Ничего нового не предлагает и Поташкина Ю.А., автор “Новой технологии обучения русскому языку в школе”: “Этот важнейший аспект обучения родному языку в привычных формах осуществляется пока вполне традиционно и в плане программ и учебных пособий (обычно по учебному комплексу Бабайцевой)”.
Часовые “вкрапления” обучения устной и письменной монологической и диалогической речи не формируют навыка коммуникативной компетенции. А ведь каждый урок русского языка, как написано в сборнике нормативных документов, обязан обеспечить:
- более полное освоение лингвистических форм и структур, являющихся орудиями осознанного и произвольного словесно-логического мышления;
- первичную выработку и тренировку произвольной устной монологической речи, ориентированной на коллективного слушателя.
Итак, любой урок русского языка вне зависимости от его темы должен предлагать определенную дозу тренинга, развивающего словесно-логическое мышление. Этому служат вполне традиционные упражнения:
- упражнения на перестройку или построение предложений с определенными грамматическими заданиями;
- создание своих лингвистических текстов по определенным темам;
- ответить, пользуясь новыми и старыми знаниями, на вопрос, ответ на который нельзя просто найти в учебнике;
- решить конкретную задачу правописания с обязательным устным объяснением, аргументированием своего ответа;
- “решить связный текст”, то есть произвести полный правописный анализ записываемого текста (устно объяснить все встретившиеся пунктограммы и орфограммы).
Будучи регулярными, эти задания позволяют вырабатывать на уроках русского языка устную и письменную монологическую речь.
Однако этой работы недостаточно. Выходя с урока, дети забывают в своей школьной внеурочной практике использовать приобретенные знания, умения, навыки. Необходима систематическая внеурочная работа по предмету.
С этой целью автором был разработан элективный курс “Журналистика” и организована малая редакция. Программа курса рассчитана на четыре года обучения (смотри Приложение № 1). В первый года обучения включены следующие темы: “Структура газеты”, “Организация малой редакции”, “Газетные рубрики”, “Заголовки”, “Интервью как жанр публицистики”.
На второй год обучения большее количество часов отведено на практические занятия. Основные темы второго года обучения: “Виды рубрик”, “Требования к рубрикам, разделам, заголовкам”, “Индивидуальный план журналиста”. Ребята придумали такие рубрики: “Вести с первой полки”, “Ням-ням”, “Зоо с хвостиком”, “Ангелочки” (о школьных хулиганах) и другие. Особое внимание уделяется практическим занятиям: планирование нового номера, подбор материалов разных жанров, макет газеты, рекламная кампания.
Программа третьего года обучения предполагает знакомство учеников с производством (шрифт, набор текста, корректура) и оформлением газеты, ее версткой. С этой целью организуются экскурсии в издательства и типографии. Для юных журналистов организован мастер-класс по верстке газеты на компьютере.
В перспективе журналисты должны изучить газетные жанры: информационные (корреспонденция, репортаж, интервью) и аналитические (статья, рецензия, очерк).
Помимо этого журналисты учатся анализировать свои и чужие работы, редактировать, исправлять ошибки. Те задания, которые на уроке навевают скуку, проведенные в форме ролевой игры (выбирается главный редактор, ответственный секретарь, корректор, фотохудожник, журналисты информационного отдела и т.д.), вызывают живой интерес. Поэтому в планировании предусмотрены практические занятия. Работа на них делится на два этапа.
1 этап. На одном из практических занятий составляется план нового номера, распределяются темы. Ребята некоторое время работают над ними, готовые материалы на следующем занятии сдают ответственному секретарю. Он просматривает, исправляет те ошибки, которые видит. Иногда полностью перечеркивает работу и возвращает на доработку.
2 этап. Журналисты собираются на общую правку, обмениваются работами. Что смотрят? И самое главное, что дети могут увидеть? Во-первых, просмотр материала начинается с заголовка, с названия рубрики. Они должны быть интересными (например, “Ремонт в школе: миф или реальность?”). Во-вторых, юные журналисты знают, что нельзя начинать репортаж с фразы типа “Когда я ходила в музей”. В-третьих, дети видят речевые повторы.
Первые работы мы просматриваем вместе, важно показать, как это делать.
3 этап. Планерка. После того как газета напечатана, идет обсуждение только что вышедшего номера. Планерку готовит главный редактор, который заранее отмечает достоинства газеты и, главное, допущенные ошибки. Журналисты находят пропущенные, незамеченные ошибки, повторы, недочеты. Просмотр материала начинается с заголовка, с названия рубрики. Они должны быть яркими, интересными ( например, “Ремонт в школе: миф или реальность?” ). Юные журналисты понимают, что нельзя начинать репортаж с фраз типа “Когда я ходила в музей”, хорошо видят чужие речевые повторы. А то, что дети не заметили, обязательно должен показать учитель.
Три года данный кружок просуществовал в 31 школе города Уфы, 8 лет в Негосударственной общеобразовательной школе “Баярд”. Работы учеников публиковались в местных газетах: “Известия Башкортостана”, “Молодежная газета”. Дети участвовали в передаче радио Башкортостана “Куча мала”, одна из учениц была ее постоянной ведущей. Журналисты школы “Баярд” выпускают свои школьные радиопередачи: “Школьный базар”, “Вести с первой полки” и т.д.
Таким образом, учащиеся, посещающие данный кружок, учатся правильно общаться, правильно вести диалог. Осваивают различные публицистические жанры, развивают письменную речь, умеют строить злободневные высказывания. В конечном итоге, хочется надеяться, что благодаря систематической работе над речевыми умениями, навыками не только на уроке, но и во внеклассной работе обучающиеся приблизятся к идеальной модели выпускника, владеющего навыками “грамотного, толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения…”.
PS! Некоторые занятия проводят профессиональные журналисты. Среди родителей учащихся есть люди, работающие в средствах массовой информации. Они и помогают организовать подобные встречи.