Цели:
- показать учащимся роль глагола в построении связных высказываний;
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
- обогатить речь школьников глаголами одной из лексико-грамматических групп;
- учиться чувствовать слово, понимать суть его через свои ощущения, развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
Принципы педагогической техники.
- Принцип свободы выбора (условие – осознать ответственность своего выбора).
- Принцип открытости (сталкиваем ученика с проблемами; используем открытые задачи).
- Принцип деятельности (закрепляем знания, умения, навыки преимущественно в форме деятельности, используем мультимедийную презентацию в целях оптимального закрепления изученного материала, организации интересной и плодотворной работы, в том числе и поисково-исследовательской).
- Принцип обратной связи (отслеживаем настроение учащихся, степень их заинтересованности, уровень понимания).
Дидактика. Повышение интереса к учебному материалу (увлечь целью, удивить).
Деятельность: коллективная, индивидуальная.
Ход урока
I этап.
Определение темы урока и постановка целей.
- Мы называем наши уроки уроками словесности. Почему? (работаем со словом).
- Какие задачи вы определите для себя, исходя из трех слов: Словесность, Состояние, Творчество?
Слайд №3.
Словесность – я весть несу с помощью слова (хочу познать слово).
Состояние – я состою или нет в | Знании Умении Понимании |
(проверить, что я знаю о глаголе) |
Творчество – творю через состояние во мне (вызовет ли разговор желание творить).
II этап.
Актуализация знаний и отработка практических навыков.
Слайд №4.
К. Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца…- в русском языке есть множество хороших слов и названий».
К такому множеству относятся и глаголы.
Монологический ответ о глаголе.
Слайд №5.
Посмотрите на статью в словаре В. Даля.
ГЛАГОЛ – 1. Слово, речь.
2. Словесная речь человека(т.е. глагол обозначает процесс говорения, некое действие).
3. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание.
Итак, глагол в значении «речь» и глагол – «часть речи» - это омонимы.
Слово «глагол» в значении «речь» заимствовано из старославянского языка. Сравните диалектизм «глаголить» - говорить. Это слово дало много родственных – глаголица (название старославянского алфавита, созданного просветителем Кириллом), глаголь – название буквы в старом алфавите.
По статистике слова, относящиеся к части речи – глагол - самые употребляемые в повседневной речи: на 100 слов к глаголу относятся 47%.
Слайд №6.
Мы продолжим с вами путешествие в страну Глаголию.
Наш маршрут – «Не спеши языком, торопись делом» (глаголы движения).
Слайд №7.
Орфографическая разминка.
Как-то раз собрались вместе 17 разных глаголов и стали играть на зеленой травке. Они так весело кувыркались, прыгали, что потеряли свои окончания в траве. Скажем вам по секрету, что все глаголы были в одной и той же форме – 2-го лица ед. ч., но одни глаголы принадлежали 1 спр., а другие относились ко 2 спр.
Только они так заигрались, что совсем забыли, кто из них какого спряжения. И когда нашли в траве окончания, то сначала обрадовались, а потом страшно растерялись: где чье?
В задаче спрашивается: «Найдите глаголы движения. Сколько из них забыли о том, что они относятся к 1 спр., и сколько – ко 2 спр.?
Назовите орфограммы.
Слайд №8.
Слайд №9.
Прочитайте глаголы.
глаголы движения
Что общего в значении данных глаголов?
скорость движения
III этап.
Стадия осмысления.
Разбиваемся на 3 группы. Каждая группа учащихся получает текст и выполняет задание - исследование текста (Приложение).
Слайд №10.
- Прочитайте следующие отрывки.
- Определите стиль речи.
- Определите тип речи.
4) Выпишите глаголы движения, определите вид, переходность, объясните орфограммы.
5) Что передает автор с помощью глаголов движения? Какую роль в тексте играют эти глаголы?
6) Отчет группы (представляют свои исследования, делают выводы)
В художественной речи главное – глагол, и это понятно, потому что вся жизнь – это есть движение.
Так что всегда нужно, прежде всего, искать и находить правильный глагол, который дает правильное движение предмета.
Слайд №11.
Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом.
Какие глаголы более точно передают движение ветра?
Слайд №12.
Слайд №13.
Послушайте текст:
«Помнишь, как бывало, какой-нибудь прохожий спрашивал нас, пастушат, в степи: «Куда эта дорога ведет?» Слышишь – ведет? Да и нам не терпелось знать о нашей дороге больше. Куда она? Откуда? Где ее начало? Где будет конец?
Нет, дорога – это все-таки жизнь…Дорога таит в себе некую тайну и величие». (О. Гончар)
Скажите: какую же тайну может скрывать дорога?
Индивидуальная работа (дети составляют миниатюру, используя глаголы). Результаты работы учащихся представляем на слайдах.
Слайд №14.
Слайд №15.
Слайд №16.
Рефлексия (промежуточная):
- Понравилось? Нет? Почему?
IV этап.
Подведение итогов.
«Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать»,- писал К.Паустовский.
Как можно эти слова отнести к тому, о чем мы говорим сегодня?
Мы сделали для себя открытие, путешествуя по стране Глаголии, пережили состояние живого восприятия действительности.
Какой языковой уровень мы рассматривали? (Морфология)
О каких глаголах мы говорили? (О глаголах движении)
V этап.
Рефлексия.
Слайд №17.
А сейчас, подводя итоги,
К себе мы будем очень строги.
Расскажем, что нам удавалось
И что у нас не получалось,
Во всем прошедшем разберемся
И рефлексией мы займемся…
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Чему научились?
Подвожу итоги.