Цели.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса М.Т. Баранова, рабочие тетради, компьютер, проектор, экран, презентация в программе PowerPoint по теме.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Презентация
Девиз урока (написан на слайде 2): Знаешь – говори, не знаешь – слушай.
Дети читают девиз урока и определят тип урока – урок открытия новых знаний.
Тематические рамки (схема слайде 3): глагол
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (8 мин.)
1. Ученикам предлагается списать предложение, вставив пропущенные гласные в окончаниях глаголов, верно употребив мягкий знак в сочетаниях тся, ться.
Тропинка продолжа..т..ся –
Опять в траве теря..т..ся,
Опять в овраг спуска..т..ся,
Бежит через мосток,
И в поле выбира..т..ся,
И в поле вдруг конча..т..ся –
В родник большой влива..т..ся,
Как в реку ручеёк.
Проверка. Ученики объясняют написание орфограмм. (теряется – окончание -ет, так как I спряжение, ь нет, тропинка что делает?)
2. Что общего в этих глаголах? (Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол).
3. Назовите все грамматические признаки глагола. В таблицу вносятся все признаки. Слайд 4.
4. Все ли грамматические признаки мы назвали? (Нет).
– У нас возникло затруднение. (Проговаривают ученики).
III. Выявление места и причин затруднения (1 мин.)
– Какое затруднение возникло? (Не можем назвать ещё один грамматический признак глагола).
– Почему возникло затруднение? (Других признаков глагола не изучали).
IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин.)
Ученики сами ставят цель, формулируют тему, предлагают план действий.
– Какую цель мы ставим? (Открыть новый грамматический признак глагола).
Тема урока будет сформулирована в конце урока.
– Наметим план наших действий:
1) Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.
2) Устраним затруднение.
3) Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.
4) Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.
– Что нам поможет? (Учебник, учитель).
V. Реализация построенного проекта (15 мин.)
1) Фронтальная работа по учебнику стр. 198–199.
2) Какой новый признак “открыли”? Вставить в таблицу “переходность”.
3) Какие признаки переходности глаголов узнали? (Невозвратный, в.п. существительного без предлога, Р.п. существительного, если действие охватывает часть объекта, нет отрицания).
Ученикам предлагается составить алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов. Групповая работа (3 мин.). Класс делится на 6 групп (по 4–5 человек, лучше объединять детей в группы, сидящих на двух соседних партах). После группового обсуждения каждая группа предлагает свой алгоритм.
Обобщение. Слайд № 5 (алгоритм)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин.)
Выполнение упр. 475 стр. 189. Определение переходных и непереходных глаголов с проговариванием алгоритмов (по 1 человеку).
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)
Ученики самостоятельно списывают словосочетания, указывая переходные и непереходные глаголы. Словосочетания записаны на доске.
Подавать тетрадь, помогать девочке, приварить деталь, стоять на тротуаре, руководить коллективом, разговаривать с другом, не чувствовать усталости.
Эталоны: правило на стр. 199, алгоритм на слайде 5.
VI. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)
Выполнение упр. 481 на стр. 201. Списать предложения, вставить безударные гласные, объяснить орфограммы, подчеркнуть переходные глаголы. В классе написать 2 предложения.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)
1. – Какая тема урока была?
– Какую цель ставили?
– Достигли цели?
Самооценка умений применять алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов (методика “лесенка”).
2. Домашняя работа – закончить по образцу упр. 481 стр. 201.
Литература
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцева Л.Т. Учебник русского языка. 6 класс. –М.: Просвещение, 2002.
2. Технология деятельностного метода. http://school22.nabchelny.ru/school22/nashi_dostizheniia4/2009-01-13/v_pomoshch_uchiteliu