Организация инновационной деятельности методического объединения учителей начальных классов как средство повышения качества образования

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В большинстве школ в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведется экспериментальная работа, осваиваются новые образовательные программы и технологии. Не является исключением и инновационная деятельность педагогического коллектива МОУ СОШ № 1 г. Ивделя, в том числе и работа МО учителей начальных классов.

Однако практика преобразований, разработки и внедрения новшеств сопровождается рядом трудностей. Соответственно назрела необходимость в углублённом изучении организации инновационной деятельности и разрешении противоречия между необходимостью активного внедрения инноваций в педагогическую практику и структурой и содержанием организации инновационной деятельности МО.

Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность МО, чтобы повысить качество образования младших школьников.

Качество в этом случае трактуется как нормативная результативность образовательной работы, достижимая в заданные сроки при оптимальных усилиях участников образовательного процесса, т.е. не только количественными показателями качества обученности и воспитанности, но и успешной социализации учащихся при обеспечении заботы об их здоровье.

Термин “инновация” появился в науке в конце 19 века в работах экономистов и культурологов. Говоря об инновации, инновационной деятельности целесообразно разграничить понятия “новшество” и “инновация”.

Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Главное — внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации.

Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования, которые освещены в следующих документах: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 года); Концепция модернизации Российского образования на период 2006-2010 гг.; Комплексный проект модернизации образования в Свердловской области; Национальная инициатива “Наша новая школа”.

Анализ содержания концептуальных документов развития образования показывает, что ведущими направлениями педагогического творчества на среднесрочную и стратегическую перспективу будут:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • обновление образовательных стандартов;
  • введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования;
  • система поддержки талантливых детей;
  • здоровье школьников;
  • введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;
  • повышение социального статуса и профессионализма работников
    образования, усиление их государственной и общественной поддержки.

Наше ОУ, а в частности МО учителей начальных классов МОУ СОШ №1 строит свою деятельность на основе данных направлений развития современного образования. Я выявила наиболее важные направления инновационной деятельности МО, по которым уже ведётся работа:

  • мониторинг качества образования младших школьников;
  • работа с одарёнными детьми в начальных классах;
  • работа творческих групп;
  • нововведение в контроле, в оценке результатов.

В начальных классах МОУ СОШ № 1 создана система мониторинга как средства повышения качества образованности младших школьников - система постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, а также принятия управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса.

Значение контроля знаний, умений и навыков состоит в том, что с его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения школьниками программного материала в своём классе, а заместителю директора и руководителю МО вести наблюдение и анализировать усвоение программного материала школьниками во всей начальной школе и вовремя помочь учителю при необходимости. Срезовые работы составляются в строгом соответствии с основными требованиями программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2-4 классов. По результатам срезовых работ составляются диаграммы, в которых отражена динамика качества знаний, умений и навыков по всей начальной школе и по всем отдельно взятым учителям. Данные диаграмм наглядно показывают рост и понижение качества того или иного отслеживаемого объекта, помогают наглядно увидеть, где нужно принимать неотложные меры по изменению возникшей ситуации, кому из учителей необходима помощь. Эта система даёт хорошие результаты. Но останавливаться на достигнутом нельзя. В этом направлении продолжается вестись совместная работа всего педагогического коллектива начальной школы.

И это новшество, введённое много лет назад, переросло в инновацию, т.е. в продукт, давший положительный результат, который можно предложить другим ОУ для реализации. Факты, свидетельствующие об эффективности системы мониторинга:

  • поиск новых, эффективных методов и приёмов работы учителей;
  • внедрение их в свою работу;
  • в системе использование различных видов, методов и форм контроля;
  • самостоятельность учащихся;
  • обеспечивает объективную ценность результатов.

В Послании Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 года Президент РФ Д.А.Медведев поставил задачу выстраивания разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Для решения этой задачи учителями нашего МО разработана программа “Работа с одарёнными детьми в начальных классах”. Основная цель программы заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков детей с интеллектуальной одарённостью, а также в создании возможностей, способствующих формированию и реализации творческих способностей в различных областях. Реализация проекта программы “Работа с одарёнными детьми в начальных классах общеобразовательной школы” рассчитана на 5 лет: с 2007-2008 учебного года по 2011-2012 учебный год и предполагает её корректировку и внедрение в работу всей начальной школы. В данный момент мы находимся на втором этапе – организационно-практическом, который заключается в: *проведении диагностических процедур; *отслеживании динамики интеллектуальных и творческих показателей одарённости детей; *углублении теоретико-практической подготовки по проблеме одарённости детей; *работе по развитию интеллектуальной одарённости учащихся класса; *отслеживании результативности, текущей диагностики, анализе; *регулярном проведении интеллектуально-творческих мероприятий; *пополнении банка диагностических методик; *психологической поддержке одарённых детей.

Результативность на данном этапе: - активное участие школьников в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах разных уровней (“Кенгуру”, “Русский медвежонок”, интеллектуальный марафон “Эрудит”); - активное участие школьников во внеклассной деятельности; - вовлечённость учащихся в систему дополнительного образования; - повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности; - создание творческой группы учителей, которые занимаются проблемой работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Планируемый результат:

  1. Создание данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости.
  2. Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  3. Использование системы диагностических методик для выявления и отслеживания различных типов одарённости.
  4. Обобщение и систематизация материалов по результатам реализации программы.
  5. Создание системы работы с одарёнными детьми в начальной школе.
  6. Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
  7. Осознание учащимися ценности знаний и необходимости их расширения.
  8. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей.
  9. Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности.

В прошлом 2008-2009 учебном году на заседании МО было решено создать 4 творческие группы. Цели организации творческих групп: включение педагогов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, направленную на повышение качества образования; совершенствование педагогического мастерства путём развития интереса к творческому поиску; и ключевая цель - выявление оптимальных (эффективных) средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребёнка, способствующих повышению качества образования, по “болевым точкам” в начальной школе. Образовались группы: 1 группа – техника чтения, 2-я – решение текстовых задач, 3-я – слова с непроверяемым написанием, 4-я – орфограммы корня.

Работа рассчитана на три года.

1 этап (2008-2009 уч. год) - подготовительный. Цель: изучение проблемы.

2 этап (2009-2010 уч. год) – основной. Цель: внедрение эффективных приёмов работы и мониторинг качества.

3 этап (2010-2011 уч .год) – завершающий. Цель: подведение итогов работы над проблемой и представление результатов.

Ожидаемый результат от работы творческих групп: внедрение новых эффективных приёмов работы по “болевым точкам” в практику и как следствие – повышение качества образования.

В Комплексном проекте модернизации образования в Свердловской области есть направление: “Развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО)”. Согласно которому наша школа с2003 года участвует в подготовке к введению ЕГЭ (по выбору учащихся) и два года для всех учащихся 11-х классов. А так как наши маленькие дети когда-то станут большими, приучать к хорошему их необходимо с начальной школы. Я не одинока в своём мнении. Проведя опрос учителей, по поводу введения тестовой отчётности, получила такие результаты: 75% учителей начальных классов в системе используют тестовую отчётность на 1-3 учебных предметах. Чаще всего это – окружающий мир, математика, обучение грамоте. 25% учителей не используют, но в планах такой вид контроля и оценки знаний есть.

Задача учителя – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд. Эту задачу можно решить с помощью тестов. Тестирование организует непрерывный и быстрый контакт знаний, который выполняет роль обратной связи в системе “учитель-ученик”, обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определённых способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях разовьёт остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности. Тесты помогут младшему школьнику не только усвоить учебный материал по предмету, но и воспитать у него самооценку, что окажет положительное влияние на развитие его самостоятельности. При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике её работы.

Двигаясь в этом направлении, я как руководитель МО, планирую на ближайшую перспективу:

  1. Провести заседания МО по темам: “ Использование тестирования, как средства организации контроля в начальной школе”; “У кого чему учиться” (обмен информацией о проведении данного вида контроля, представление и выбор наиболее удачных тестов).
  2. Проанализировать программы, используемые в начальной школе, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу четвёртого класса и выделить в каждом учебном предмете ключевые темы.
  3. Разработать по ним тесты (на два варианта) или откорректировать имеющиеся.
  4. Использовать разработанные тесты на практике, анализировать результаты.
  5. Для каждого года обучения и по каждому предмету разработать тесты по той же форме, что и ЕГЭ для старшеклассников.

Дальняя перспектива. Результатом должна стать логически законченная система тестирования младших школьников.

Ожидаемый результат:

- для учеников: развитие остроты ума и гибкости мышления; внимательности и собранности; самостоятельности;

- для учителей: использование всеми учителями нового вида контроля и оценки знаний учащихся; повышение качества образования.

По мере реализации выделенных направлений инновационной деятельности МО ожидаются следующие результаты:

  • формирование готовности учителя к инновационной деятельности в современных социально-педагогических условиях;
  • систематизация, актуализация и расширение педагогических знаний для эффективной реализации педагогической деятельности;
  • развитие способности педагогов к определению стратегии и тактики инновационной деятельности в ОУ;
  • максимальное участие учащихся и педагогов МО в конкурсных движениях;
  • формирование и развитие творческой атмосферы;
  • повышение качества образования и воспитания;
  • укрепление сотрудничества учителя и ученика;
  • динамичность и эффективность образовательного процесса.

Алгоритм организации инновационной деятельности МО можно представить в виде шагов:

1. Понимание необходимости изменений.

2. Изучение теории.

3. Отбор и внедрение в практику.

4. Анализ, мониторинг.

5. Подведение итогов.

6. Приведение в систему (т.е. логически законченная система организации инновационной деятельности МО).

Последний шаг алгоритма – это и есть результат деятельности на дальнюю перспективу. Приведение этой деятельности в систему с одной стороны дадут положительный эффект – повышение качества образования, с другой – приведёт к совершенствованию методической работы и более мобильному управлению педагогическим коллективом.