Особенности психологической работы с проблемными детьми в условиях ДОУ (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


"Центр развития ребёнка - детский сад", в котором я осуществляю свою профессиональную деятельность, работает с февраля 2008 года. Муниципальное дошкольное учреждение находится в Рудничном районе города Кемерово. Одной из основных задач детского сада "Планета детства", в котором я работаю, является: сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника и коррекция нежелательных личностных проявлений. МАДОУ № 238 посещают 280 воспитанников, среди них 75% из полных семей, 22 % - неполных, 1,5 % - опекаемых, 1,5 % - многодетных, большинство родителей воспитанников имеют высшее образование. "Сложные дети", или "проблемные дети"…Эти категории детей в нашем детском саду составляют небольшой процент, однако доставляет большие трудности во взаимодействии в системе "педагог - ребенок". Проведя анкетирование среди педагогов, выяснилось, что воспитатели не всегда находят оптимальные способы взаимодействия с такими детьми, имеют потребность в повышении психологических знаний по взаимодействию с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми и, именно поэтому, я считаю целесообразным проводить психологическую работу по данной теме.

Теоретико-методологическую основа, на которую я опиралась при обобщении опыта моей работы: теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский); принцип системного подхода в психологии (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов); теоретические представления о проблеме саморазвития и профессионального роста педагога (А.К. Маркова), теоретические представления отечественных исследователей (Г.Э. Бреслав, Л.М. Семенюк, Р.В. Овчарова). Также при проведении данной психологической работы я использовала труды следующих авторов: Е.А.Алябьевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Шевченко Ю.С., Кряжевой Н.Л., К. Фопель.

Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают психические нагрузки. В обычной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и, казалось бы, поводов для беспокойства быть не должно. Но и среди детей, воспитывающихся в полной семье, наблюдается высокий процент неврозов, появление которых обусловлено разными факторами. Очень многие из них носят социально-психологический, социально-экономический и социально-культурный характер. Основой профилактики эмоционального неблагополучия, охраны психологического здоровья дошкольников является укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома, удовлетворение их эмоциональных потребностей, осуществление поддержки, выявление с психологом, родителями, педагогами причин психологической дисгармонии каждого ребёнка, а также обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний.

Основные этапы организации психологической работы

На первом этапе (первая половина 2008-2009 уч. г.) изучались различные подходы к понятиям агрессии, тревожности, гиперактивности, рассматривались особенности поведения данных категорий детей, а также анализировалась литература по проблеме психологического сопровождения проблемных детей в ДОУ. На втором этапе (вторая половина 2008-2009 уч. г. - первая половина 2009-2010 уч. г.) разрабатывался алгоритм психологической работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми, в ходе которого были проведены занятия с проблемными детьми. На третьем этапе (вторая половина 2009-2010 уч. г.) - продолжение занятий с детьми, осуществление обобщения и систематизации результатов работы и оформление методических рекомендаций по организации работы с проблемными детьми для педагогов-психологов ДОУ.

Научная новизна данного опыта работы заключается в следующем: обоснованы понятия "агрессивность", "тревожность", "гиперактивность", выявлены особенности психологической работы проблемных детей в условиях ДОУ.

Цель обобщения опыта моей работы: выявить и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения проблемных детей старшего дошкольного возраста (агрессивных, гиперактивных, тревожных) с целью обеспечения динамики снижения нежелательных личностных проявлений. Достижение поставленной цели я реализовываю в процессе последовательного решения следующих задач:

  • проанализировать методическую литературу по проблеме психолого - педагогического сопровождения проблемных детей в ДОУ;
  • провести диагностическую, просветительскую работу с педагогами МАДОУ по данной проблеме;
  • подобрать диагностические методики с целью выявления причин негативного поведения дошкольников и последующего выбора эффективного инструментария для его коррекции, перехода энергии детей в позитивное русло;
  • составить конспекты занятий с детьми и проводить коррекционно-развивающую работу с проблемными дошкольниками;
  • осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу педагога-психолога с родителями воспитанников проблемных детей;
  • провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками.

При проведении психологической работы с проблемными детьми я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи психологической работы.

4. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коррекции нежелательных личностных проявлений у детей старшего дошкольного возраста.

5. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья.

Я считаю, что материал, представленный в обобщении опыта моей работы будет способствовать эффективному снижению уровня агрессивности, тревожности и других нежелательных личностных проявлений старших дошкольников, формированию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере взаимодействия с проблемными детьми, гармонизации детско-родительских отношений. Созданные методические практические материалы для работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми могут использоваться педагогами, психологами ДОУ при подготовке и проведении родительских собраний, лекториев для родителей, в индивидуальной работе с родителями.

Реализация поставленных задач проводилась по основным направлениям деятельности педагога - психолога: психологическое консультирование, психопрофилактика, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа. Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями дошкольников и педагогами МАДОУ.

Цель работы педагога-психолога с родителями: гармонизация детско-родительских отношений.

В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с родителями:

  • формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
  • осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности;
  • обучить эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Работая в сфере образования девятый год, анализируя психологическую литературу, можно отметить то, что в последнее время возросло количество обращений родителей воспитанников к педагогу-психологу с жалобами на негативные проявления в поведении детей, в первую очередь на частые проявления у воспитанников агрессивности и тревожности. Родители все чаще обращаются ко мне со следующими вопросами: "Как бороться с проявлением агрессивности, склонности к агрессии?", "Как мы, родители, можем помочь избавить от страхов, тревожности своего малыша?", "Гиперактивный ребёнок… Как с ним справиться?". Просвещение родителей по интересующим их вопросам, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при коррекции нежелательных отклонений в поведении. Для родителей я провожу индивидуальные беседы, тематические консультации в рамках выступлений на родительских собраниях, лекториев, по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: "Детские страхи", "Тревожные дети", "Возрастные особенности детей" и др. В каждой группе создана папка "Консультации педагога-психолога для родителей" с тематическими консультациями. Второй год в детском саду я применяю такую форму работы с родителями как "Почта доверия" и считаю её эффективной формой взаимодействия между психологом и семьей. Также в рамках индивидуальных консультаций я предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты с рекомендациями психолога по интересующим их вопросам.

Работа педагога-психолога с дошкольниками В практике психологической работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми я применяю следующее:

  • проверяю соответствие жалоб родителей/педагогов истинному положению вещей (т.е. необходимо исключить субъективизм у взрослых в оценке поведения ребенка);
  • анализирую жалобы и претензии к ребенку и взаимоотношения его с тем, кто обращается к психологу, поскольку не исключено, что негативные проявления носят избирательный характер;
  • изучаю личность ребенка с помощью диагностических методов, беседую с родителями, педагогами воспитанников.

Я уделяю особое внимание ближайшему окружению дошкольников, в первую очередь семьи. Индивидуальную коррекционную работу с агрессивными детьми я провожу по следующим направлениям: обучение дошкольников способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии; отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; работа с гневом, с тревожными детьми - повышение самооценки дошкольников, обучение приемам саморегуляции.

В нашем дошкольном учреждении имеется отдельный кабинет психолога, необходимое оборудование для проведения коррекционных занятий. Я изучила и проработала методическую литературу. Материал в ней направлен в основном на развитие психических процессов и на снятие психомышечного напряжения (релаксацию).

В то же время, разработанный мной цикл занятий ориентирован на коррекцию детского поведения, так как волшебная среда, в которую попадает ребенок, меняет стиль его поведения, что и подтвердилось при дальнейшем анализе эффективности цикла занятий. Игры были мной модифицированы под целостный сюжет занятий, чтобы дети, попадая в волшебную комнату, целиком погружались в сюжет игры, не переключаясь на что-то другое.

С декабря 2008/2009 учебного года в МАДОУ мною составлен и реализуется цикл занятий с детьми по психоэмоциональной коррекции, который называется "Интересные путешествия".

Задачи цикла занятий:

  • коррекция нежелательных личностных особенностей;
  • формирование у детей представлений о своих сенсорных возможностях;
  • развитие познавательной сферы и органов чувств;

- обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

Основные методы, применяемые на занятиях: фототерапия, сказкотерапия, элементы телесной терапии, специальные упражнения, импровизация; аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки.

Основные принципы моей работы в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми:

  • признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка;
  • уважительное, доброжелательное отношение к детям;
  • недопустимость упреков и порицаний;
  • обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка;
  • постепенность коррекционного процесса.

Цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и включает три этапа: диагностический, коррекционный и контрольный. Курс практических занятий проводится в составе коррекционно-развиваюших групп (5-6 детей), которые были сформированы на основе наблюдения и методов индивидуальной диагностики. Состав группы не определяется наличием какого-либо сходного признака, напротив, дети с разными проблемами (гиперактивные, агрессивные, тревожные) занимаются вместе. Продолжительность игрового занятия зависит от индивидуальных особенностей воспитанников и составляет от 25 до 40 минут. Курс состоит из десяти занятий, проводимых один раз в неделю. Занятия имеет свою тему и цель. Перевоплощаясь в определенный образ, дети с увлечением участвуют в занятиях.

Диагностический этап. В целях выявления особенностей психического развития детей, установления нарушений или отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностной сферах в начале 2008-2009 учебного года мною было проведено плановое обследование двух старших групп детского сада. С помощью наблюдения изучались сведения о воспитанниках, получаемые от педагогов или родителей. В результате комплексного анализа выявились дети с агрессивностью, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением, тревожным состоянием, заниженной самооценкой. Для этих детей я проводила индивидуальную дополнительную диагностику по проективным методикам "Тест тревожности" (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), "Несуществующее животное" (А.Л. Венгер)

На каждого ребенка, намеченного к прохождению курса игротренинга, заводится индивидуальный коррекционный лист, в котором кратко фиксируется причина назначения на занятия, что помогает при планировании дальнейшей работы с ребенком.

Коррекционный (формирующий) этап Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение всего курса. Я считаю своей главной задачей обучать детей приемам саморасслабления и снятию психомышечного напряжения (особенно с такими невротическими проявлениями, как возбудимость, страхи, агрессивность, истерические реакции). На индивидуальных занятиях я особое внимание уделяю обучению дошкольников релаксации.

Контрольный этап. Данный этап представляет собой проведение оценки результативности проводимых занятий и заключается в сравнении показателей первичной (до начала занятий) диагностики с результатами обследования после занятий с акцентом на указанные в коррекционной карте отклонения в поведении.

Результаты наблюдений, мнений взрослых, диагностики обобщаются и анализируются, т.е. являются своего рода материалом, на основании которого готовится письменное заключение по итогам реализации проведенных занятий в отношении каждого ребенка. В нем резюмируются нарушения (отклонения) в поведении, выявленные до работы, используемые методы и приемы работы с данным ребенком, их эффективность (или неэффективность), общая оценка результатов и дальнейшие рекомендации родителям и педагогам.

Я планирую вносить также в свой план работы перечень мероприятий по контролю и дальнейшему наблюдению за детьми, которые проходят курс цикла занятий.

В результате второго года проведения психологической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, можно говорить о положительных промежуточных результатах: дети стали более уравновешенными, спокойными, уступчивыми, понимающими других (если говорить об агрессивных детях). Те дошкольники, кому данный цикл занятий был назначен для снижения тревожности, приобрели уверенность, более активно участвуют в играх и отвечают на занятиях.

Психологическая работа с детьми по психокоррекции получила положительную оценку со стороны родителей и воспитателей. По мнению заинтересованных взрослых, в результате прохождения курса занятий у детей наблюдается снижение агрессивности, тревожности, дошкольники стали увереннее в себе, стали относиться терпимее друг другу, а это значит, что у них формируется чувство сопереживания (эмпатия).

Цель работы педагога-психолога с педагогами: формирование толерантного отношения, поведения, развития коммуникативных навыков во взаимодействии с проблемными дошкольниками.

В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с педагогами:

  • формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;
  • развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;
  • повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми;
  • способствовать коррекции психоэмоционального состояния у воспитателей (снятие психоэмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции).

В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов я провожу семинары-практикумы с использованием новейших достижений психологической науки по проблемам педагогического общения: ("Взаимодействие педагогов с агрессивными и тревожными детьми в ДОУ", "Культура речи педагогов ДОУ", "Гиперактивные дети: как правильно взаимодействовать с ними?"); тематические консультации: ("Игры, в которые играют…", "Как повысить самооценку ребёнка?", "Плохие слова", "Как помочь ребенку справиться с отрицательными эмоциями?", "Гиперактивный ребенок", "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста", "Принципы работы с тревожными детьми"); выступаю на педсоветах ("Психологическое здоровье детей в ДОУ", "Значение игротерапии в развитии ребенка", "Использование релаксационных упражнений в педагогической практике"); использую такую форму как мини-лекции ("Детские страхи", "Конфликты и пути их разрешения", "Что рисуют наши дети (о рисунках агрессивных, тревожных, гиперактивных детей"); практические занятия с элементами тренинговых упражнений: "Пойми его чувства" (о принципах работы с проблемными детьми), "Навыки эффективного общения", "Уравновешенный педагог - спокойные дети", "Учимся толерантности". При проведении таких мероприятий я активно использую ИКТ.

Таким образом, для сохранения психологического здоровья, социального благополучия и коррекции нежелательных личностных проявлений у проблемных дошкольников необходимо выполнение следующих условий:

  • понимание актуальности психологической работы с проблемными детьми, поддержка со стороны администрации ДОУ;
  • включение в профилактическую работу педагогического коллектива МАДОУ;
  • толерантная позиция родителей и активное участие родителей во взаимодействии с психологом МАДОУ;
  • подбор диагностических методов и развивающих игр и упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет [Текст]: Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.
  2. Кокарева, А.В. Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении [Текст] / А.В. Кокарева // Психолог в детском саду. - 2008. - № 4. - С. 74-79.
  3. Краснощекова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тексты. Игры. Упражнения [Текст] / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 299 с.
  4. Кулакова, В.Д. Охрана психологического здоровья дошкольников [Текст] / В.Д. Кулакова //Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 7. - С. 96-103.
  5. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001. - 190 с.
  6. Психология [Текст]: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
  7. Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 77-80.
  8. Тимофеева, С.П. Записки рядового психолога о нерядовых проблемах детей [Текст] / С.П. Тимофеева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 9. - С. 67-78.
  9. Хусаинова, Г.Х. Коррекция детско - родительских отношений [Текст] / Г.Х. Хусаинова // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 2. - С. 113-117.
  10. Яскова, О. Гиперактивность как психологический диагноз [Текст] /О. Яскова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 108-113.